Кто купит лодку, которую раскачивают «Известия»?

ВМС Венесуэлы рассматривают возможность возобновления переговоров по закупке подводных лодок, сообщает портал infodefensa.com. Это решение, как полагает портал, стало следствием скандала с обнаружением неопознанной атомной подводной лодки в территориальных водах Венесуэлы и неудачной погоней за ней. Учитывая, что еще несколько лет назад Венесуэла выражала намерение закупить российские Амур-1650 (пр. 677Э, экспортная модификация «Лады»), недавняя критика «Лады» в газете «Известия» может оказаться весьма некстати.

Предыстория

Сейчас ВМС Венесуэлы располагают двумя ДЭПЛ типа U209A-1300 Sábalo (S-31) и Caribe (S-32), которые были построены в Германии заводом Howaldtswerke-Deutsche Werft GmbH (HDW) и поступили на вооружение в 1976 и 1977 гг. соответственно.

Стратегический план ВМС Венесуэлы на 2000-2010 гг. предусматривал приобретение подводных лодок к 2007 г. В 2005 г. был представлен проект, предполагавший покупку 9 конвенциональных подлодок четвертого поколения в течение 15 лет. Они должны были иметь воздухонезависимые энергетические установки (ВНЭУ) и возможность пуска тактических ракет из подводного положения, напоминает Infodefensa.

В связи с этим ВМС Венесуэлы сообщали, что рассматривают ряд претендентов, в том числе U214, Амур-1650 и Scorpene. Как утверждается в заметке, сначала Венесуэла отдавала предпочтение U214, однако давление США, которые настаивали на отзыве немецкого предложения, и геополитические соображения со стороны Франции относительно Scorpene фактически свели выбор только к российским лодкам.

В 2007 г. сообщалось, что Венесуэла ведет переговоры о постройке 5 подлодок пр. 636 и четырех пр. 677Э Амур-1650 — здесь, видимо, авторы цитируют статью газеты «Коммерсантъ». Первоначально ВМС Венесуэлы хотели заказать Амур-1650, но российская сторона убедила партнеров добавить пр. 636, поскольку к тому моменту новые Амуры еще не поступили на вооружение российского флота.

Фото: ЦКБ МТ «Рубин»

Однако переговоры спустя какое-то время были приостановлены, продолжает портал, и в апреле 2009 г. в Москве было объявлено, что шесть подлодок пр. 636, предназначавшиеся для ВМС Венесуэлы, будут куплены Вьетнамом. Про Амур-1650 речи уже не шло.

Проблема

Сообщение Infodefensa было бы благоприятным для российского кораблестроения, если бы не свежая публикация «Известий» о том, что главкомат ВМФ РФ якобы разочарован проектом «Лада». Газета приводит слова анонимного представителя ВМФ: «Лодка полностью небоеспособна по целому ряду важнейших направлений. Ее дефекты и быстрое старение имеющихся дизельных подлодок вынуждают нас вернуться к заказу проверенных «Варшавянок». Применительно к возможному заказу Венесуэлы такая информация о проекте не способствует усилению переговорной позиции России. В случае же, если газета слукавила и сгустила краски, во что после бадминтона и малазийского контракта на Су-30МКМ верится легко, то такая публикация может без обиняков считаться антироссийской агитацией.

Впрочем, венесуэльский заказ на лодки — перспектива далеко не очевидная. Экономика страны находится в неблестящем состоянии, а лидер серьезно болен. С другой стороны, закупки ВиВТ для ВВС и сухопутных войск уже состоялись, и если третий пакет контрактов будет сформирован, то это, наверное, должны быть закупки в интересах ВМС.

Однако есть и другой покупатель на «Лады» — Индия, которая активно дает понять, что брать что попало не собирается. Индия требует лодки с ВНЭУ, которая, как признает руководство проектировщика — ЦКБ МТ «Рубин» — еще не готова. В сентябре 2011 г. генеральный директор ОАО ЦКБ МТ «Рубин» Андрей Дьячков заявил агентству РИА «Новости», что предприятие «проводит стендовые испытания воздухонезависимой энергетической установки  с электрохимическим генератором для неатомных подводных лодок». На доводку установки, полагает П.2,  потребуется еще некоторое время, в течение которого будут идти переговоры и предконтрактная подготовка. Кроме того, как утверждают в «Рубине», ВНЭУ будет устанавливаться в модульном отсеке лодки. Как понимает П.2, в случае необходимости лодки можно строить без анаэробной установки, устанавливая ее позднее —это не потребует значительной переделки и перекомпоновки всей лодки в целом, понадобится лишь врезать дополнительный отсек.

Но не вызовет ли информация «Известий» о комплексе иных, помимо ВНЭУ, проблем с «Ладой», необоснованных опасений у Индии? Учитывая же рост напряженности в отношениях Китая с соседями, на стартующем через десять дней салоне в Малайзии можно ожидать сильный интерес к Амуру-1650 со стороны стран региона — и здесь сообщение «Известий» опять не очень помогает продвижению российской продукции.

При этом заказы от Венесуэлы и Индии были бы очень кстати для Севмашпредприятия, где под постройку ДЭПЛ специально готовился цех, тем более, что недавно туда с «Адмиралтейских верфей» передан заказ на две лодки пр. 636 для Черноморского флота РФ.

П.2 с нетерпением ожидает комментариев промышленности и минобороны: не бывает дыма без огня — или в «Известия» переселился дух газеты «Жизнь»?

Подготовили: Екатерина Федосеева, Руслан Алиев

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники