Великобритания: требуется реформа системы экспорта ПВН

Пока Великобритания вкладывает максимум усилий в экспорт продукции военного назначения, действующая система экспортного лицензирования не справляется с потоком заявок, что ежегодно обходится английской оборонной промышленности в 36 млн фунтов (57 млн долл.), утверждает Jane’s Defence Industry.

Содействие британскому экспорту стало одной из доминант стратегического видения властей Великобритании, что выражается в ощутимой финансовой поддержке и недвусмысленных внешнеполитических усилиях, направленных на привлечение новых клиентов.

Свежее издание Белой книги по вопросам национальной обороны Великобритании особо подчеркивает необходимость учитывать экспортные перспективы закупаемой в рамках госзаказа продукции и даже требует создания в структуре министерства обороны должности директора по военно-техническому сотрудничеству, ответственного за координацию экспорта ПВН.

Однако контролирующее оборонный экспорт ведомство не справляется с количеством запросов, а вся система нуждается в преобразованиях.

Рост экспорта вооружений Великобритании получил исходный импульс в 2010 г. в рамках усилий коалиционного правительства по минимизации последствий уменьшения закупок отечественных ВиВТ и сформировал ядро национальной стратегии в области обороны и безопасности (Strategic Defence and Security Review) за 2010 г.

Тогда экспорт вооружений Великобритании уменьшился на 1 млрд фунтов, составив по итогам 2010 г. 6 млрд фунтов, однако ее доля на мировом возросла на 4%, составив 22%. Поскольку аналитики прогнозируют падение (либо стабилизацию) расходов на оборону традиционных западных клиентов британской военной промышленности, теперь она прилагает усилия к проникновению на растущие рынки Бразилии, Индонезии, Турции и Вьетнама, в то время как правительство соредоточилось на более привычных покупателях – Индии и Саудовской Аравии.

В сентябре тогдашний министр обороны Лайам Фокс (Liam Fox) подчеркнул приверженность идее стратегической (а не тактической) системы экспорта вооружений, способной наилучшим образом использовать поставки ПВН для реализации внешнеполитических целей и представляющей собой «гибкую, отзывчивую и мнгоуровневую» структуру. Как утверждает Jane’s, министр заявлял, что «экспортная перспективность» должна быть интегрирована в качестве одного из параметров, по которым в Великобритании формулируют требования к перспективным, принимаемым на вооружение и серийным образцам ВиВТ.

Более того, на фоне повального сокращения госрасходов, в ноябре правительство объявило о выделении дополнительных 45 млн фунтов на нужды подразделения по содействию экспорту британского минпромторга, которое осуществляет поддержку ВТС силами Организации по обороне и безопасности (Defence and Security Organisation).

Без реформ не обойтись

Правительственное агентство по аэрокосмическому и оборонному производству (Aerospace, Defence and Security — ADS) выяснило, что по состоянию на июнь 2010 г. за предшествующий год британские компании-экспортеры потеряли не мнее 36 млн фунтов потенциальной выручки только из-за задержек в выдаче экспортных лицензий.

Как сообщил директор агентства по внешнеэкономической деятельности Бринли Зальцман, несмотря на улучшения в работе системы выдачи лицензий на экспорт, Управление экспортного контроля (Export Control Organisation — ECO) по-прежнему не справляется с валом заявок от экспортеров. Как полагают в ADS, система в состоянии обработать до 12 тысяч отдельных заявок в год, в то время как подается порядка 17 тысяч.

Пересмотр режима контроля за выдачей и продлением лицензий осуществляет Департамент бизнеса, инноваций и технологий (department for Business, Innovation and Skills — BIS), в состав которого входит ECO. По итогам пересмотра ряд экспортных продуктов, в принципе, мог бы перейти из категории требующих получения Стандартной индвидуальной экспортной лицензии (Standard Individual Export Licence — SIEL) в категорию менее жесткой и более доступной Открытой генеральной экспортной (Open General Export Licence — OGEL), однако на данный момент оборонные компании по-прежнему испытывают трудности.

Как говорит Зальцман, «ECO закопалась в рутине, и любые потенциально полезные механизмы системы (вроде той же Генеральной лицензии) отходят на второй план и оказываются невостребованными, поскольку все ресурсы брошены на обработку заявок на выдачу Индивидуальных лицензий».

Неопределенность и проволочки

По словам Зальцмана, властям Британии «неудобно» выдавать лицензии на экспорт в некоторые страны, что зачастую приводит к новым препятствиям в работе бизнеса. «Компании подают заявки на получение лицензий, которые, как им кажется, исчезают как в черной дыре, так что решения по ним не дождешься», — говорит он.

«Есть риск серьезных потерь для британского бизнеса — просто из-за проволочек в системе лицензирования».

По данным ADS, в реальности отклоняется лишь один процент заявок. Следовательно, можно было бы повысить эффективность процесса, перейдя на выдачу Генеральных лицензий. Как полагает Jane’s, правительство рассчитывает на рост числа выдаваемых Генеральных лицензий, сформулированных более ясным и четким языком, с унифицированной терминологией и формулировками.

По словам официального представителя BIS, «лицензирование стратегического экспорта – процесс первостепенной важности. Главный вызов для нас – справиться с нарастающим потоком заявок на экспортные лицензии посредством постановки процесса лицензирования на поток».

«Мы, в частности, пытаемся стимулировать экспортеров к более широкому использованию открытых лицензий, но избежать при этом существенного повышения риска утечки чувствительных товаров в руки нежелательных конечных пользователей».

В рамках закона об информации Jane’s удалось получить статистику, согласно которой по состоянию на середину декабря 2011 г. в очереди на получении лицензии находилось 1450 заявок, включая не относящиеся к экспорту продукции оборонного или двойного назначения».

Правительство ставит своей целью обрабатывать 70% заявок в течение 20 рабочих дней. Остальные, по данным BIS, требуют на обработку больше времени по причине сложности своего случая, чувствительности экспортируемых товаров или проблемности пункта назначения.

Jane’s полагает, что открытая дискуссия по вопросу загрузки системы экспортного лицензирования, намеченная еще на сентябрь 2011 г., была отложена в связи с последствиями продолжающегося экономического кризиса.

Зальцман заявил, что введение новшеств в управлении загрузкой вряд ли будет с одобрением воспринято промышленностью, однако будут рассмотрена «наименее неприемлемая» формула.

Подготовил Руслан Алиев

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники