Чуть не разбился J-11BS — китайский клон Су-27УБ

Китайские СМИ, в том числе газета «Цзефанцзюнь бао» и телевидение, сообщают об отличившемся экипаже истребителя J-11BS (китайский клон Су-27УБ) одной из частей ВВС Ланьчжоуского военного округа, сумевшем посадить машину после срыва фонаря при полете на высоте 4700 метров.

Инцидент произошел утром 6 мая 2012 года во время полета по освоению нового типа самолетов, поступившего в одну из авиабригад  Ланьчжоуского ВО. Кадры телерепортажей свидетельствуют о том, что речь шла о J-11BS, ранее появление самолетов данного типа в Синьцзяне (входит в зону ответственности ЛВО) фиксировалось в сообщениях СМИ.  В момент происшествия самолет пилотировали заместитель начальника штаба авиабазы (вероятно, Урумчийской АБ, см. ниже) Чжан Цзяньсин, игравший роль инструктора, а также пилот Чжу Чжэньхуа, переучивавшийся на новую машину.

Учебный полет начался в 8:21 утра в соответствии с планом. В 8:55:01 самолет набрал высоту3000 метров. Чжан Цзяньсин, находившийся в задней кабине, приказал Чжу Чжэньхуа во второй раз выполнить пикирование, но в этот момент раздался грохот. Разрушился фонарь в задней части (у инструктора), при этом с Чжан Цзяньсина набегающим потоком воздуха сорвало маску, а осколками фонаря ему ранило лицо.

Чжу Чжэньхуа также бросало потоком воздуха и он несколько раз ударился головой о фонарь кабины. Управление самолетом было потеряно, он вращался вокруг своей оси.

В 8:55:28 Чжу Чжэньхуа передал на наземный пункт управления сообщение о проблемах с фонарем кабины. Одновременно он пытался восстановить управление самолетом. Проблемой было то, что к этому моменту он совершил лишь один полет на J-11BS продолжительностью несколько более часа. Руководивший полетом с КДП командир бригады Ли Вэньган приказал ему снизить скорость и сохранять высоту. К этому времени Чжан Цзяньсин пришел в себя и смог опустить забрало летного шлема. Он обнаружил, что самолет уже поднялся на высоту 5000 метров. Он одновременно стабилизировал управление самолетом и пытался стереть кровь с шлема, поскольку она затрудняла ему зрение. Чтобы уменьшить влияние потока воздуха, он до предела уменьшил высоту сидения, однако с кровью справиться не удалось и он поднял забрало шлема.

Являясь опытным пилотом, имевшим  налет более 2300 часов, Чжан Цзяньсин сумел восстановить управление самолетом и начать снижение, когда самолет был на высоте 6000 метров. Ему удалось снизиться до 2000 метров, однако снижение было резким, в 8:58:25 автоматическая система предупредила его  критической перегрузке и необходимости изменить угол атаки. Полет был стабилизирован на высоте 1900 метров.

Система радиосвязи была повреждена и вышла из строя, связаться с землей не удавалось, кроме того, Чжан Цзяньсин не имел связи с находившимся в передней кабине Чжу Чжэньхуа. Насколько можно понять из содержания статьи, пилоты слышали команды с КДП, но не имели обратной связи. В 8:59 положение самолета удалось стабилизировать, получен приказ на посадку.

В 9:03 машина начала снижаться для захода на посадку. В 9:16 машина совершила посадку, ее выполнял уже Чжу Чжэньхуа. У Чжан Цзяньсина обнаружено 7 ран на лице.  Политкомиссар авиабазы Ли Фэн заявил, что посадка самолета в столь сложных условиях удалась благодаря искусству обоих членов экипажа и умелому руководству с земли.

Следует отметить, что в настоящее время авиация ВВС НОАК переходит с прежней организационно-штатной структуры с делением на дивизии и полки на новую, с авиабазами и авиационными бригадами.

В Ланьчжоуском ВО процесс идет особенно интенсивно. В декабре 2011 года «Цзефанцзюнь бао» сообщала о перевооружении одной из авиабригад, развернутых в Синьцзяне, при этом речь также шла о самолетах J-11BS.

В Синьцзяне известно о формировании на базе ранее существовавших полков, в частности, 109-й бригады (Санджи), а также 110-й бригады (Урумчи), входящих в состав Урумчийской АБ. Урумчийская АБ  сформирована на базе 37-й истребительной дивизии ВВС НОАК. 37-я дивизия в дореформенные времена  состояла из трех полков – 109, 110, 111 на истребителях J-6, J-7E. При этом два полка дивизии делили один аэродром в районе города Корла, один базировался в районе Урумчи.

В результате реформ 109 полк (Корла) преобразован в 109-ю бригаду ВВС НОАК, место его базирования изменено на Санджи, 110 и 111 полки в конце 2011 года  также реорганизованы в бригады   ВВС с прежней нумерацией.  При этом 109 бригада в настоящее время вооружена истребителями J-8F, 110 бригада сменила профиль и теперь вооружена не истребителями, а фронтовыми бомбардировщиками JH-7A, 111 бригада вооружена самолетами J-11BS (Урумчи).

Подготовил Василий Кашин

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники