Внешняя политика Греции: следующий крах?

Экономические последствия выхода Греции из еврозоны могут быть серьезными как для самих греков, так и для других стран ЕС. Последствия для внешней политики также могут быть негативными. Не считая особой политики в отношении России, парламентская коалиция во главе с СИРИЗА в целом не отклоняется от общеевропейского вектора. Если же после гипотетического выхода Греции из еврозоны к власти придут правые националисты, то внешняя политика этой страны станет еще большей проблемой для Европы.

Фото (с)  Reuters

Фото (с) Reuters

ЕС и Греция наконец-то договорились о пакете финансовой помощи. Однако, как недавно написали Кристиан Одендаль и Джон Спрингфорд (‘The Greek bailout deal resolves nothing’ от 13 июля), в программе помощи столько изъянов, что она в конечном счете провалится. Пока лидеры ЕС не набрались решимости исключить Грецию из еврозоны, им следует подумать о важности Греции с геополитической точки зрения (и речь идет не столько о греческом «флирте» с Россией).

Согласно Таносу Докосу из исследовательского центра ELIAMEP, предыдущее греческое руководство не занималось внешней политикой, так как было всецело поглощено экономическими проблемами;  новое руководство, напротив, активизировало внешнюю политику по нескольким направлениям. Докос считает, что, пока Греция остается членом еврозоны, премьер-министр Алексис Ципрас скорее всего останется во главе страны, оставаясь в коалиции с правыми популистами из «Независимых греков».

Опросы общественного мнения показывают, что совокупная поддержка «Независимых греков» и ультраправой «Хриси Авги» («Золотая заря») составляет около десяти процентов. Но, если Греция покинет еврозону, то люди потеряют последние надежды, связанные с левыми популистами, и проголосуют за коалицию, в составе которой будет ультраправая «Хриси Авги». Это повлияет и на внешнюю, и на внутреннюю политику. Ниже перечислены семь проблем, на которые стоит обратить внимание.

Первое – это миграция. В первом полугодии 2015 г. Более 70000 беженцев прибыли в Грецию. Страна едва справляется с таким наплывом. Министр обороны Греции (и по совместительству основатель «Независимых греков») Панос Камменос в марте пригрозил, что Греция «наводнит Европу мигрантами», если члены ЕС заставят Грецию покинуть еврозону. Если его позиции усилятся после гипотетического выхода, у него будут все шансы выполнить свое обещание.

Вторая проблема – это Турция. СИРИЗА с осторожностью пытается наладить отношения с Анкарой. В то время как риторика Камменоса оставалась антитурецкой, сам он не вмешивался в процесс налаживания отношений с Турцией. Однако следующее правительство может состоять из «Независимых греков» и других правых радикалов. Они же смогут использовать трения с Турцией для усиления народной поддержки.

Третьим вопросом, тесно связанным со вторым, является Кипр. СИРИЗА идеологически дистанцировано от нынешнего правоцентристского правительства Кипра, однако выступает за кипрское урегулирование, включая вывод турецких войск. Выступающая в роли гаранта греческая поддержка имеет важное значение для любого соглашения. Если отношения с Турцией ухудшаются, перспективы достижения консенсуса исчезают.

Четвертый вопрос – энергетическая безопасность. Греция могла бы стать важным транзитным государством, участвуя в поставках газа из Турции в Европу. Проекты Трансанатолийского газопровода (TANAP) из Азербайджана на турецко-греческую границу и Трансадриатического  газопровода (TAP) от туда в Италию — уже реализуются. СИРИЗА также поддерживает запланированный проект газопровода «Турецкий поток» из России, через Турцию, в Грецию и на Балканы.

«Турецкий поток» может поставить под вопрос рентабельность Трансадриатического  газопровода, а также увеличит и без того большую долю поставок Газпрома на рынки юго-восточной Европы. После истории с выходом из еврозоны, испытывающее финансовые трудности греческое правительство может разрываться между экономической привлекательностью транзитных взаимоотношений с Газпромом и политическими рисками увеличения зависимости от импорта газа через Турцию.

Пятая проблема затрагивает  Западные Балканы. Греческие банки активно ведут деятельность в таких странах, как Сербия и Албания, и хотя их статус отдельных юридических лиц должен частично оградить их от основного удара финансовых неурядиц Греции, их хрупкость все еще может вызвать экономические проблемы. Что касается внешней политики , если СИРИЗА отойдет от власти, медленная нормализация отношений между Грецией и Косово может быть сорвана более националистическим, поддерживающим Элладскую православную церковь, правительством. Такое правительство с еще меньшей вероятностью, чем нынешнее, добьется прогресса в вопросе названия Македонии, который остается главным камнем преткновения на ее пути в ЕС и НАТО.

Шестая проблема связана с обороной и безопасностью. Греция традиционно тратит на оборону больший процент ВВП, чем любой ее европейский союзник, в основном, для защиты от Турции, нежели участия в миссиях ЕС или НАТО. Вне зависимости от того, что Греция выйдет из еврозоны, или же останется в ней – сокращать оборонные расходы придется. Однако более националистическое правительство может уделять меньше внимания военным приоритетам НАТО, а «турецкой угрозе» больше, при этом, соответственно расставляя свои собственные приоритеты.

Седьмая проблема – отношения Греции с Россией. И СИРИЗА, и «Независимые Греки», имеют пугающе тесные связи с путинской Россией, что способствует ухудшению отношений Афин со странами Центральной Европы, которые видят в Москве угрозу. Пока же, несмотря на возражения против санкций ЕС, Греция одобрила их продление; однако этот курс может поменяться, если Греция окажется вытолкнутой из еврозоны, а Россия предложит спасительную финансовую помощь. Проблема для стран Центральной Европы заключается в том, что другие политические силы, наиболее вероятные преемники СИРИЗА («Независимые Греки» и « Хриси Авги») – также являются сторонниками хороших отношений с Россией.

ЕС может оказаться не в состоянии предотвратить выпадание Греции из зоны евро. Однако в правящих кругах должны хорошенько подумать о внешнеполитических последствиях для слабой и отчужденной Греции. Правительство СИРИЗА может быть трудным партнером в плане ведения переговоров, однако его внешнеполитические устремления, вероятно, наилучшие из возможных вариантов.

Ян Бонд, Рэм Кортевег

Оригинал публикации:  http://www.cer.org.uk/publications/archive/bulletin-article/2015/greek-foreign-policy-next-ruin

Перевод Центра АСТ

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники