Генеральный конструктор китайской БМП ZBD04 Ван Тяньминь: «БМП-3 не была слепо скопирована, в ней были произведены значительные изменения»

Корр.: В начале прошлого года программа ZBD04 была отмечена «Государственной премией за передовые научно-технические достижения», вы получили ее от имени всех участников программы. Позвольте поздравить с этим успехом вас и ваших коллег, участвовавших в программе. Во время парада в честь 60-летия КНР ZBD04 составляли важную часть парадных колонн и привлекли к себе широкое внимание. Просим вас, как генерального конструктора боевой машины пехоты нового поколения, рассказать нам о ее особенностях. […]

Ван Тяньминь: За каждым образцом военной техники стоят особенности эпохи, когда он был создан. В 1990-е годы прошлого века подняли голову сепаратистские элементы на Тайване, чтобы обеспечить территориальную целостность Китая, лучше подготовиться к борьбе с тайваньской армией, руководство нашей страны выступило с планом создания новой боевой машины пехоты. В результате БМП получила некоторые особенности, связанные с эпохой, когда она была создана. Прежде всего, эта БМП обладает выдающимися амфибийными возможностями, может быстро передвигаться на воде, выходить на сушу и атаковать. У нее хорошая подвижность на море и большая огневая мощь, машина может вступать в бой сразу по выходу из воды. Кроме того, машина обладает исключительными возможностями для создания на ее базе семейства машин различного назначения. В частности, на ее базе можно создать амфибийную ремонтно-эвакуационную машину, машину связи и управления (перевод буквальный) и т. п., удовлетворив тем самым потребности различных родов войск в технике. […]

В башне новой БМП установлена 100-мм пушка, 30-мм автоматическая пушка, кроме того, с левой стороны от пушки установлен спаренный 7,62 мм пулемет. Такой огневой комплекс в сочетании с амфибийными возможностями машины позволяет каждой отдельно взятой БМП в условиях амфибийной операции поражать все типы защищенных и открытых целей, включая танки, бронемашины, фортификационные сооружения, живую силу и т. п., оказывая серьезную поддержку десанту в бою . Высокая подвижность как на воде, так и на суше позволяет своевременно выполнять поставленные задачи.

В целом, созданием этой БМП была выполнена задача обеспечить рывок в развитии китайских боевых машины пехоты, наши БМП в плане ударных возможностей, защиты, потенциала для ведения атаки, амфибийных возможностей поднялись на новую высоту. Создание машины послужило толчком к новому развитию наших танков и бронетехники в целом, создало в этом развитии новую сиутацию.

Корр: Вы, несомненно, оставили неизгладимый след в развитии отечественной бронированной техники, могли бы вы кратко ознакомить нас с историей развития отечественных боевых машин пехоты. Какой вклад эта история внесла в процесс создания новой БМП?

Ван Тяньминь: Если говорить обо мне, то я с самого начала чувствовал, что танки и бронемашины – это моя судьба. Моим дипломным проектом в институте был колесный бронетранспортер Тип 64, это была первая отечественная колесная бронированная машина под обозначением «521». После окончания института в 1960 г. я продолжил работу над этой машиной уже по месту работы. […]

Эта машина после завершения ее разработки выпускалась малыми партиями начиная с 1967 г., но официально не принималась на вооружение. В силу сложной ситуации в стране командование решило ограничиться производством только гусеничных боевых машин, а колесные бронемашины рассматривались как резервные на военное время, ожидая когда в них появится потребность.

Далее наша страна создала бронетранспортер Тип 63 (обозначение WZ531), по образцу иностранной продукции разработали боевую машину пехоты WZ501, получившую в дальнейшем обозначение Тип 86 (китайская БМП Тип 86 – копия советской БМП-1 — прим. пер.). В 1980-е гг. началась разработка колесного бронетранспортера WZ551, я отвечал за технологическую часть проекта, и это была машина полностью самостоятельно разработанная и запущенная в производство нашей страной.

В 1990-е гг., исходя из требований повышения готовности нашей страны к военным действиям и под влиянием прогресса в военных технологиях мы вновь приступили к разработке новой гусеничной боевой машины пехоты. Полномасштабная работа над интеграцией всех систем новой машины началась в 1997 г., через 7 лет были готовы первые образцы новой машины, проект которой в декабре 2003 г. был одобрен Главным управлением вооружений НОАК. Машина стала поступать на вооружение войск под обозначением «гусеничная БМП типа ZBD04».

Корр: Гусеничная БМП предназначена для транспортировки на поле боя пехотинцев, к ее защите, огневой мощи, мобильности и надежности предъявляются высокие требования. Как все эти характеристики удалось сбалансировать и повысить в БМП ZBD04?

Ван Тяньминь: При разработке БМП прежде всего необходимо уяснить тактические и технические требования, а также связь между ними. Я думаю, что между ними двоякая связь. С одной стороны, техническая часть должна соответствовать тактическим требованиям. Но развитие технологии само по себе диктует изменения в тактических требованиях. […] Современные требования к ведению боя диктуют, что БМП должна вести бой совместно с танками и быть при необходимости способна действовать самостоятельно. Исходя из тактических требований мы определили наши требования к огневой мощи и подвижности (на суше и на воде) , определили пути повышения надежности и защищенности машины. Поскольку, исходя из требований, предъявлявшихся к проекту, моторно-трансмиссионное отделение машины должно было располагаться в ее передней части, реализация ее подвижности на воде представляла собой определенный вызов. В случае неудачи пустая машина зарывалась бы носом в воду и это была одна из главных трудностей при проектировании машины. Чтобы решить поставленные задачи, исследователями была проделана большая работа, проведено много теоретических изысканий и испытаний, и в результате был достигнут баланс всех необходимых качеств.

Корр: Система вооружения ZBD04 включает в себя 100-мм пушку и 30-мм автоматическую пушку, почему используется такое сочетание оружия?

В целом можно сказать, что такое сочетание диктовалось комплексом тактических и технических требований. Тактическая роль машины подразумевает наличие значительной огневой мощи. 100-мм пушка является сейчас наиболее крупным калибром, который устанавливается на БМП где-либо в мире. Она позволяет бороться с вражескими танками и бронированными машинами, применять управляемые ракеты с дальностью до 4000-5000 метров, поражать пехоту в окопах. 30-мм автоматическая пушка использует оригинальные снаряды, разработанные в нашей стране, она позволяет поражать легкобронированные цели. Таким образом, машина приспособлена равно к участию в высадке десанта и к взаимодействию с танками, ведению боя в условиях города; огневая поддержка может оказываться на коротких, средних и дальних дистанциях.

Корр: Состав вооружения этой машины и российской БМП-3 одинаков, между этими двумя машинами есть связь?

Ван Тяньминь: Между составом вооружения БМП Типа 04 и российской БМП-3 есть определенная связь. Перед разработкой БМП Типа 04 мы импортировали систему вооружения БМП-3, в рамках этой программы производился выбор системы вооружения для БМП Типа 04, поскольку система вооружения БМП-3 в целом соответствовала техническим требованиям, то выбрали ее. Тем не менее, эта система не была слепо скопирована, в ней были произведены значительные изменения. Прежде всего они касались формы и материала, из которого изготавливалась башня, была улучшена ее технологичность и повышена бронезащита; во-вторых изменена конструкция автомата заряжания – от горизонтального размещения боеприпасов перешли к вертикальному, что следало перемещение снарядов более гладким; автоматизирован процесс заряжания ракет; изменен ударно-спусковой механизм […], повышена его безопасность; модифицирован эжекторный механизм, в результате его работа стала более надежной и безопасной; улучшен механизм отвода газов; разработаны оригинальные снаряды к 30 мм пушке и изменена ее система питания.

Кроме того, крупные изменения коснулись системы управления огнем. Система управления огнем, стоявшая в то время на БМП-3 была довольно отсталой […], в результате проведенных в нашей стране исследований машина была оснащена новой интегрированной системой управления огнем, обеспечивающей прицеливание и наведение. Система управления огнем цифровая со стабилизацией прицельного комплекса позволяет вести огонь при движении на суше и при проведении десантных операций. БМП имеет интегрированную электронную систему, обеспечивающую управление, цифровую связь, перераспределение информации внутри машины, отображение рабочей информации машины и т. п. Уровень использования информационных технологий в БМП сильно повышен, ее комплексные возможности превосходят возможности БМП-3.

Корр.: […] Как обеспечивается защищенность нашей БМП?

Ван Тяньминь: В ZBD04 усилены мобильность, амфибийные возможности и огневая мощь, мы считаем, что лучшая защита – это нападение. Тем не менее, объективно говоря, из-за усиления мобильности, амфибийности, по сранвнению с прочими важнейшими характеристиками защита стала слабым местом ZBD04. Тем не менее, с ней тоже не так все однозначно, она может противостоять стрелковому оружию, в том числе оружию среднего калибра (по китайской терминологии – 7.62 мм). При необходимости мы можем установить на БМП дополнительное бронирование, навесные элементы активной защиты, а также подумать над способами повышения защищенности двигателя.

Корр.: […] Что можно сказать о двигателе и трансмиссии БМП?

Ван Тяньминь: Двигательные системы — хроническая болезнь всей нашей военной промышленности от авиастроения до судостроения, бронетанковая промышленность здесь не является исключением. Тем не менее, после нескольких десятков лет развития в области создания двигателей для бронетанковой техники у нас наметился очевидный прогресс. В частности, БМП Тип 04 использует самостоятельно разработанную в нашей стране трансмиссию, в целом в ней уменьшено отставание от передового мирового уровня, а по ряду аспектов он достигнут. На БМП 04 установлен новый двигатель изменяемой мощности, при движении по суше она составляет 550 лошадиных сил, на воде – 600 лошадиных сил. Повышение характеристик двигателя достигнуто благодаря эффективной отечественной системе турбонаддува, высокоскоростной и малогабаритной, а также мощному маслонасосу с клапанами высокого давления (давление 115 MПa). Эти компоненты по своему уровню соотвествуют выпускаемым в США и Германии. […]

Если же говорить о трансмиссии, то используемая на ZBD04 отечественная трансмиссия является технологическим прорывом и является образцом передовой для нашей страны технологии, достигнув уровня современных иностранных образцов. […]

Генеральный конструктор китайской БМП ZBD04 Ван Тяньминь родился виюне 1938 г. в провинции Хэнань, ханец, член КПК с 1960 г., занимается конструкторской работой с августа 1961 г., генеральный конструктор БМП ZBD04. Директор Северного института механизированной техники (China North Vehicle Research Institute), член группы советников по специальным вопросам администрации Пекина, председатель издательского общества «Танки и бронемашины», член пекинского Совета по делам военной промышленности, заместитель председателя научно-технического совета China Ordonance Company, почетный профессор Пекинского инженерного университета и т. д.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники