Потенциальное измерение российско-иранского военного диалога/сотрудничества

Шойгу и министр обороны Ирана Хосейн Дехкан.(с) УПСИ МО РФ/Вадим Савицкий

Шойгу и министр обороны Ирана Хосейн Дехкан.(с) УПСИ МО РФ/Вадим Савицкий

По мнению ряда западных аналитиков, ссылающихся на иранские источники, практическим результатом визита министра обороны Российской Федерации Сергея Шойгу в Тегеран и его переговоров с иранским коллегой Хоссейном Деганом (HosseinDehghan) могут стать поставка в Иран двух зенитно-ракетных комплексов (батарей) С-300ПМУ-2, а также ремонт и модернизация на мощностях местных авиаремонтных предприятий состоящих на вооружении ВВС ИРИ истребителей МиГ-29 и бомбардировщиков Су-24 с доведением их до уровня модификаций МиГ-29СМТ и Су-24М2, соответственно.

 

Иранские источники считают, что на повестку дня переговоров глав военных ведомств России и Ирана могли быть вынесены следующие вопросы:

- российская техническая помощь в модернизации иранских военно-транспортных самолетов Ил-76;

- закупка из текущего производства 48 двигателей РД-33 для нужд ВВС ИРИ;

- закупка ВВС ИРИ 24 истребителей Су-30МК;

- закупка 100 бронетранспортеров БТР-80
- закупка двух учебно-боевых самолетов Су-25УБК и завершение поставки штурмовиков Су-39, попавших под действие эмбарго, введенного ранее СБ ОНН;

- поставка через РСК «МиГ» российских двигателей и катапультируемых кресел для комплектования учебно-тренировочных самолетов (УТС) Kowsar 88 иранской разработки, а также возможные закупки для ВВС КСИР российских Як-130 на замену китайско-пакистанским K-8.

 

Комментируя повестку дня, зарубежные специалисты отмечают следующее:

 

1. Поставка ЗРК С-300 в данный конкретный момент времени выглядит более чем странной. Если таковая состоится, она станет свидетельством курса России на дальнейшее обострение отношений с США в связи с украинским кризисом или даже более того – что красная черта в отношениях обеих стран уже перейдена.

 

2. Иранские транспортники Ил-76 были и остаются «рабочими лошадками» в вопросе снабжения возглавляемой Ираном коалиционной группировки войск и сил, противостоящей ИГИЛ и Аль-Каиде в регионе. И в этом качестве они, безусловно, представляют предмет заинтересованного сотрудничества сторон, которое, скорее всего, будет иметь практические результаты.

 

3. ВВС ИРИ действительно нуждаются в модернизации своих МиГ-29 и Су-24, а также замене ряда систем указанных типов самолетов. Введенные в минувшем году по инициативе США западными странами санкции против России в связи с событиями на Украине являются дополнительным экономическим стимулом для России, как поставщика, в поставке в Иран указанного специмущества и оказании соответствующих услуг.

 

4. Поставка истребителей Су-30МК, если и состоится, то, очевидно, в отдаленной перспективе. Опять же, в случае России это может быть элементом игры на обострение отношений с Западом. Однако в случае Ирана экономическое положение страны может исключить возможность такой закупки, хотя, очевидно, ВВС ИРИ нуждаются в новом многофункциональном боевом самолете.

 

5. Закупа партии БТР-80 выглядит логичной со стороны Ирана, в частности, для усиления режима охраны государственной границы, как о том пишут иранские источники. А для России это опять-таки дополнительный экономический стимул в преодолении последствий западных санкций.

 

6. Поставка штурмовиков Су-25 на текущий момент времени может отражать компенсацию потерь, понесенных иранцами в войне с ИГИЛ.

 

7. Закупка иранцами российских двигателей и катапультируемых кресел для комплектования своих УТС Kowsar 88, равно как и закупка российских УТС (они же могут рассматриваться и как легкие боевые самолеты), будет зависеть от текущего экономического положения страны, которое этому пока не благоприятствует. Однако, как и в случае Су-30МК, проработка этого вопроса сейчас может дать практический результат в будущем, в более благоприятных условиях.

 

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники