Китай: сомнительные заказы на C919 и крест на ARJ21

Китайские и иностранные производители, участвующие в кооперации по производству двух главных гражданских проектов китайского авиапрома, не особенно верят в их перспективы, говорится в ноябрьской публикации газеты «Хуася шибао». Источники издания твердо уверены в срыве намеченных сроков реализации программы узкофюзеляжного авиалайнера C919; что касается регионального самолета ARJ21, то даже при успешной сертификации он, вероятно, не будет доведен до стадии серийного производства и на его базе будет начат новый проект регионального лайнера.

По итогам Чжухайского авиасалона 2012 г. количество заказов на C919 выросло еще на 50 единиц, превысив 380. Однако глядя на трудности, с которыми уже столкнулся другой проект COMAC — региональный ARJ21 — можно предположить, что все обстоит не столь гладко.

Официально руководство COMAC утверждает, что проект развивается в соответствии с ранее намеченными сроками: в 2014 г. будет совершен первый полет, а в 2016 г. первые C919 будут направлены заказчикам. Заместитель гендиректора COMAC Ши Цзяньчжун подтвердил эти сроки, выступая на пресс-конференции 13 ноября.

С точки зрения количества заказанных самолетов C919 уже опередил Bombardier C-Series, на который есть 352 заказа. Но если взглянуть внимательнее на проблему, то обнаружится, что подавляющее большинство заказов на C919 исходят от китайских государственных авиакомпаний либо государственных лизинговых компаний, которые, очевидно, выполняли «политический заказ», отмечает издание.

(Следует также отметить, что по сообщениям ряда специалистов, изучавших документы, большинство заказов на C919 не являются твердыми, содержат существенные оговорки и не влекут за собой жестких обязательств по их приобретению – прим. П.2)

Представитель закупочного департамента одной из авиакомпаний сообщил изданию: «Добавить к парку самолетов авиакомпании еще один новый тип — дело, требующее большой осмотрительности, особенно когда речь идет о новом типе самолетов, существующем только на бумаге. Мы, конечно надеемся, что C919 будет готов в срок и будет соответствовать ожиданиям. Но если говорить о первом полете в 2014 г., очень трудно заставить людей поверить в реализацию этой задачи».

Согласно публиковавшемуся COMAC графику программы, сейчас C919 находится в стадии детального проектирования и разработки. В этом году главными задачами являются улучшение аэродинамического облика машины и оценка деятельности основных систем, кроме того, начаты испытания прочности и анализ устойчивости к повреждениям. Согласно заявлениям COMAC, уже началось изготовление первых партий компонентов самолета на предприятиях в Чэнду и Шанхае. Предполагается, что в 2012 г. процесс детального проектирования должен быть завершен, после чего можно будет перейти к фазе испытаний. COMAC предпринимает большие усилия для ускорения процесса.

Иностранный эксперт в области авиационной промышленности сообщил изданию, что поспешность китайцев вызывает у него недоумение: речь идет о решении трудных технических проблем. «Возможно они исходят из ожидаемого появления новых узкофюзеляжных лайнеров у Boeing и Airbus, но COMAC — это еще новая компания, у которой мало опыта и постановка чрезмерно амбициозных целей не способствует росту», — отметил он.

Первоначальным сроком начала поставок C919 назывался 2020 г., потом сроки были сдвинуты на 2016 г. Это поставило острые проблемы не только перед самой COMAC, но и перед многими участниками производственной кооперации. Представитель GE Aviation (поставляет двигатели) в Китае отметил, что «COMAC предстоит еще проделать большую работу».

Опыт ARJ21 показывает, что помимо проблем с соблюдением сроков первого полета перед проектом могут встать и проблемы, связанные с сертификацией. С этим у ARJ21 дела обстоят совсем неблагополучно.

«Боюсь, что даже когда COMAC завершит работу по сертификации ARJ21, она все равно не начнет его серийное производство», — сообщил изданию сотрудник одной из компаний-поставщиков, вовлеченных в проект.

Другой источник издания сообщил: «COMAC, вполне возможно, запустит новый проект реактивного пассажирского самолета, который заменит ARJ21». По его мнению «ARJ21 на данный момент уже является технически отсталым, его коммерческая ценность невелика, а его реальные возможности очень сильно уступают проектным». Более того, впервые идеи о замене ARJ21 новым проектом появились уже в 2008 г., когда самолет совершил первый полет, утверждает источник.

По его словам, «самолет оказался намного тяжелее, чем предусматривалось проектом, поэтому крылья самолета плохо ведут себя на статических испытаниях — это все проблемы, с которыми сталкивается самолет, при этом каждая проблема, выявившаяся в конструкции, влечет за собой цепочку новых проблем, что привнесло в судьбу этого самолета много элементов неопределенности».

Официально COMAC заявляет, что самолет проходит сертификационные испытания и уже провел 80,5% необходимых наземных испытаний. Издание предполагает, что работа по сертификации самолета в Китае и США может затянуться на 12 лет и даже когда она будет завершена, ARJ21 будет иметь дело с серьезными конкурентными вызовами и утратит к тому времени много потенциальных рынков.

При этом, по словам источника издания в авиационной промышленности, Главное управление гражданской авиации Китая (ГУГАК) очень осторожно относится к вопросу сертификации ARJ21 и предъявляет порой к нему еще более серьезные требования, чем американский регулятор FAA.

Издание отмечает, что российский SSJ100, запущенный примерно в одно время с ARJ21, уже поставляется заказчикам, а ARJ21 все еще сталкивается с трудностями на этапе сертификации.

По мнению издания, в ARJ21 отражаются многие проблемы современной китайской авиационной промышленности. Автор надеется, что это позволит избежать повторения дорогостоящих ошибок в будущем. Одним из объяснений нынешнего состояния проекта является то, что COMAC не вела его с самого начала, а получила уже в наполовину выполненном виде от AVIC в 2008 г.

В то же время комментаторы издания выражают мнение, что программы C919 и ARJ21 независимо от своего результата сыграют важную роль в развитии китайского авиапрома, позволив усовершенствовать отечественную систему сертификации, а также предоставив китайской промышленности необходимый опыт.

Подготовил Василий Кашин

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники