Исполнение государственного оборонного заказа России в 2009 году

Государственный оборонный заказ – общая сумма расходов Министерства обороны РФ на ремонт и модернизацию имеющихся вооружений и военной техники (ВВТ), на закупку новых ВВТ, а также на проведение НИОКР в интересах российских Вооруженных сил.

ОБЩАЯ СИТУАЦИЯ

В отличие от предыдущих лет, в 2009 г. более-менее точная сумма государственного оборонного заказа (ГОЗ) России неизвестна. Официальные высказывания на этот счет сильно разнятся, что, вероятно, объясняется постоянными корректировками бюджета в соответствии с антикризисной политикой государства (см. таблицу 1). По нашей оценке, сумма ГОЗ-2009 составила 500 млрд руб., что примерно соответствует среднему арифметическому всех публично названных цифр и наиболее близко к последним заявлениям официальных лиц. Учитывая, что общий военный бюджет РФ в 2009 г. составил оценочно 1,08 трлн руб., на перевооружение было потрачено 46 % всех военных расходов. Это на 14 п.п. больше, чем годом ранее, что позволяет утверждать, что общее сокращение российского военного бюджета (до кризиса планировалось потратить 1,376 трлн руб.) затронуло в первую очередь расходы на содержание армии, но не ГОЗ.

Распределение средств ГОЗ по направлениям использования озвучил вице-премьер РФ Сергей Иванов. Назвав общую сумму ГОЗ в 592 млрд руб., он сообщил, что на закупки новых ВВТ пойдет 332 млрд руб. (56 %), а на НИОКР – 160 млрд руб. (27 %). Методом вычислений понятно, что на ремонт и модернизацию планировалось направить 100 млрд руб. (17 %). Хотя сумма в 592 млрд руб. представляется завышенной (похоже, это докризисный план), распределение относительных долей, остававшееся примерно одинаковым последние несколько лет, скорее всего, соответствует действительности. Таким образом, уместно предположить, что из оценочной суммы в 500 млрд руб. около 280 млрд руб. (56 %) было потрачено на новые закупки, до 135 млрд (27 %) – на НИОКР, и до 85 млрд (17 %) – на ремонт и модернизацию (см. рисунок).

Гособоронзаказ России в 2005–2009 гг.

Источники: данные СМИ; оценки автора.

Также примерно известно распределение средств всего военного бюджета (не только ГОЗ) по видам вооруженных сил. Представитель Министерства обороны РФ генерал-майор Александр Шевченко сообщил, что «сейчас» на стратегические ядерные силы и Космические войска расходуется более 20 % бюджета, на Сухопутные войска и Воздушно-десантные войска – более 40 %, на Военно-морской флот – около 15 % и на Военно-воздушные силы – более 20 %. При этом похоже, что применительно к ядерным силам в первую очередь финансируется морская составляющая. Так, Сергей Иванов заявлял, что на ВМФ в 2009 г. планируется потратить около 40 % всего военного бюджета, главным образом на строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр. 955, а также, видимо, на доводку баллистической ракеты подводных лодок «Булава», которой будут вооружены эти РПКСН.

Таблица 1. Различные официальные заявления об объеме гособоронзаказа России в 2009 г. (в хронологическом порядке)

Сумма ГОЗ, млрд руб.

Кто озвучил

Примечание

Источник

428

Заместитель министра обороны Владимир Поповкин

Поповкин сообщил, что 300 млрд руб. составляют 70 % ГОЗ

ИТАР-ТАСС, 10.04.2009

497

Вице-премьер Сергей Иванов

Иванов сообщил, что 332 млрд руб. составляют 66,8 % ГОЗ

Сайт Правительства РФ, 06.05.2009

592

Вице-премьер Сергей Иванов

АРМС-ТАСС, 02.06.2009

489

Министр обороны Анатолий Сердюков

Сердюков сообщил, что 378 млрд руб. составляют 77,3 % ГОЗ

Сообщение пресс-службы президента РФ, 10.06.2009

508

Заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Госдумы Сергей Шторгин

Шторгин сообщил, что 47 % общего военного бюджета (1,08 трлн руб.) было направлено на перевооружение

Сообщение пресс-службы КПРФ, 12.12.2009

Традиционно при исполнении ГОЗ не обошлось без нарушений. По состоянию на август Федеральная служба по оборонному заказу выявила факты неэффективного расходования средств ГОЗ на сумму 6,5 млрд руб., неправомерного расходования – на сумму 1,3 млрд руб. и нецелевого использования – на сумму 98 млн руб.

Сохранилась и проблема неритмичности финансирования. В первом квартале 2009 г. предприятиям ОПК было переведено 73,6 млрд руб. (63 % от плана), к сентябрю ситуация не изменилась – до исполнителей также дошло не более 60 % средств. При этом, несмотря на формальный переход в 2008 г. к системе трехлетних контрактов, доля однолетних контрактов в структуре ГОЗ-2009 преобладала.

Интересно отметить, что поставки ВВТ финансировались также за счет бюджетов субъектов РФ и средств самих предприятий. Так, в августе на средства, выделенные правительством Республики Карелия, командование ВДВ закупило несколько беспилотных летательных аппаратов (БЛА) «Элерон», а производитель комплекса, ЗАО «Эникс», предложило за свой счет обучить офицеров ВДВ управлению этими БЛА.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ 2009 ГОДА

1. Одним из главных отличий ГОЗ-2009 стало заключение крупных контрактов на поставки Вооруженным силам РФ новых ВВТ, причем в основном систем, ранее не закупавшихся. На общем фоне резко выделяются масштабные контракты с ВВС на поставку истребителей «Сухого», которые повлекли за собой также закупку новых авиадвигателей и авиационных средств поражения.

2. Наряду с новыми контрактами ВВС в 2009 г. ввели в свой состав рекордное по постсоветским меркам количество новых самолетов. Однако в основном это были истребители МиГ-29СМТ, от которых ранее отказался Алжир. Таким образом, эта ситуация является уникальной и вряд ли повториться в будущем, и уже в 2010 г. будет наблюдаться проседание по количеству поставленных в ВВС новых платформ.

3. Обращает на себя внимание и рост новых заказов в интересах ВМФ, причем не только на вспомогательные суда, но и на боевые корабли основных классов. Здесь следует отметить знаковую (впервые с 1993 г.) закладку новой многоцелевой атомной подводной лодки (пр. 885), а также второго фрегата пр. 22350. В то же время в 2009 г. сократились расходы на ремонт корабельного состава.

4. Сухопутные войска продолжили перевооружение примерно теми же темпами, что и в предшествующие годы, резкого роста поставок не произошло, неизвестно и о новых крупных контрактах. Обращает на себя внимание только значительное число модернизированной техники.

ВООРУЖЕНИЯ ДЛЯ РВСН

В 2009 г. впервые официально была объявлена сумма средств, выделяемая Ракетным войскам стратегического назначения (РВСН). Она составила 4 % всех военных расходов, или около 43 млрд руб. При этом соотношение между содержанием и развитием РВСН составило 35:65, то есть ГОЗ для РВСН составил около 28 млрд руб.

В начале года планировалось, что количество закупаемых для РВСН комплексов с межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР) «Тополь-М» и «Ярс» превысит десять единиц, однако в октябре число предполагаемых к поставке комплексов сократилось до девяти, что, вероятно, и является итоговой для 2009 г. цифрой. Фактически известно о поставке РВСН трех мобильных комплексов с МБР «Тополь-М» (в результате общее количество развернутых комплексов с МБР «Тополь-М» достигло 18 мобильных и 50 шахтных) и первых трех комплексов с новой МБР РС-24 «Ярс» с разделяющейся головной частью также в мобильном варианте.

КОСМИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

В 2009 г. в интересах Министерства обороны РФ (МО) было выведено на заданные орбиты 11 космических аппаратов (см. таблицу 2). Для расширения возможностей наземного управления космическими аппаратами в Калининградской области был развернут подвижной наземный командно-измерительный пункт. Продолжились летные испытания ракеты-носителя «Союз-2-1б», разработка ракеты-носителя «Ангара», а также расширение и модернизация инфраструктуры космодрома Плесецк.

Состоялась постановка на боевое дежурство двух радиолокационных станций (РЛС), входящих в национальную систему предупреждения о ракетном нападении. Первая – «Воронеж-М» – была введена в строй в пос. Лехтуси Ленинградской области, вторая – модернизированная «Воронеж-ДМ» – была поставлена на опытное боевое дежурство в г. Армавир Краснодарского края и сейчас проходит испытания.

Таблица 2. Пуски ракет-носителей и космических аппаратов в интересах Министерства обороны РФ в 2009 г.

Дата пуска

Тип ракеты-носителя

Число и тип выводимых спутников

28 февраля

«Протон-К»

Один ретрансляционный спутник 17Ф15 «Радуга-1»

29 апреля

«Союз-У»

Один спутник фотографической разведки «Кобальт-М»

22 мая

«Союз-2.1а»

Один спутник связи 14Ф112 «Меридиан»

6 июля

«Рокот»

Три телекоммуникационных спутника системы связи «Родник»

21 июля

«Космос-3М»

Один навигационный спутник 11Ф627 «Парус»

20 ноября

«Союз-У»

Один спутник радиотехнической разведки 14Ф138 «Лотос-С»системы Лиана

14 декабря

«Протон-М»

Три навигационных спутника 14Ф113 «Ураган-М» системыГЛОНАСС-М

Источники: российские СМИ; веб-сайт www.russianforces.org.

АВИАЦИОННАЯ ТЕХНИКА

Новые закупки

Главным событием здесь стало заключение в августе контракта с АХК «Сухой» на поставку ВВС до 2015 г. 48 истребителей Су-35С, четырех Су-30М2 и 12 Су-27СМ3 на общую сумму 80 млрд руб. Производство будет вестись на КнАППО им. Гагарина. Контракт повлек за собой загрузку смежных предприятий. Так, Уфимское МПО изготовит 96 двигателей «Изделие 117С» для истребителей Су-35С. Моторы для Су-30М2 и Су-27СМ3, вероятно, будет делать ММПП «Салют». Помимо этого, корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) был выдан подряд стоимостью 6 млрд руб. на производство для новых самолетов авиационных ракет. Ранее было известно, что в первом полугодии КТРВ поставила ВВС 12 противорадиолокационных ракет неназванного типа.

В общей сложности в 2009 г. МО планировало поставить российским Вооруженным силам 80 новых и модернизированных самолетов и вертолетов, причем не менее половины из этого количества должны были составить самолеты. Известно, что ВВС был передан 31 истребитель МиГ-29СМТ/УБТ, от которых ранее отказался Алжир. Еще три таких самолета планируется поставить в 2010 г. Также ВВС получили последние два фронтовых бомбардировщика Су-34 производства НАПО им. Чкалова (входит в АХК «Сухой») в рамках контракта 2006 г. на поставку пяти самолетов.

Сдвинулось с места производство учебно-тренировочных самолетов Як-130. В 2009 г. НАЗ «Сокол» выпустил четыре Як-130 установочной партии, часть из которых (от одного до трех) была передана ВВС. В то же время программа сталкивалась с различными трудностями, в частности, МО своевременно не оплачивало производство двигателей АИ-222-25, также ощущался дефицит стекла для производства фонарей кабин самолетов.

В 2009 г. МО приняло решение о возобновлении на Улан-Удэнском авиационном заводе производства учебно-боевых штурмовиков Су-25УБМ. В 2010 г. должны быть поставлены первые два самолета.

На КАПО им. Горбунова продолжились работы на первом самолете Ту-214ОН, который строится в рамках международного договора по открытому небу. Генподрядчиком по программе выступает концерн радиостроения «Вега», который устанавливает на самолеты свое радиолокационное оборудование. В августе концерн получил от МО заказ на строительство второго Ту-214ОН. Сдача обоих самолетов предусмотрена на 2011 г.

В начале 2009 г. предполагалось, что самарский завод «Авиакор» в течение года передаст МО два новых самолета Ан-140-100 и два Ту-154М для VIP-перевозок, однако этого не произошло. Контракт на производство единственного Ан-140 для военных был подписан только в декабре.

В части вертолетной техники главным событием стала передача в строевые полки ВВС первых десяти серийных боевых вертолетов Ми-28Н производства «Роствертола». Сам вертолет был принят на вооружение 15 октября.

Продолжились государственные испытания боевого вертолета Ка-52А, их окончание запланировано на 2010 г. В 2009 г. ААК «Прогресс» им. Сазыкина изготовил шесть Ка-52А установочной партии, как минимум два из них были переданы заказчику. Также предполагалась поставка в войска двух боевых вертолетов Ка-50, еще в 2008 г. прошедших цикл испытаний и являющихся последними произведенными Ка-50.

Было закуплено порядка 10 многоцелевых вертолетов семейства Ми-8. Идентификации поддаются как минимум четыре произведенных на Улан-Удэнском авиационном заводе вертолета Ми-8АМТШ на общую сумму 760 млн руб. Оставшиеся, вероятно, относятся к модификации Ми-8МТВ-5 производства Казанского вертолетного завода (КВЗ). В декабре КВЗ также передал ВВС установочную партию из шести легких учебных вертолетов «Ансат-У», оснащенных американскими двигателями Pratt & Whitney PW-207К.

Кумертауское авиационное производственное предприятие получило в 2009 г. заказ от МО на один вертолет радиолокационного дозора Ка-252РЛД, однако был ли он выполнен, неизвестно. ЦНТУ «Динамика» передал Сызранскому высшему военному училищу летчиков тренажер вертолета Ми-24П.

В 2009 г. ВВС впервые закупили 12 новых двигателей РД-33 производства ММП им. Чернышева (до этого двигатели только ремонтировались), также был подписан контракт на ремонт 32 аналогичных двигателей и планировалось заказать ремонт еще 40. Двигатели устанавливаются на истребители МиГ-29. В свою очередь, Уфимское МПО планировало изготовить в 2009 г. шесть новых двигателей АЛ-31Ф для истребителей Су-27/30 и отремонтировать еще 60 двигателей разных типов, из которых не менее 20 пришлось на АЛ-31.

В 2009 г. МО приобрело 12 беспилотных летательных аппаратов (БЛА) производства израильской компании IAI, из них десять легких Bird-Eye 400 и I-View MK150 и два средних Searcher Mk II. Сумма контракта – 53 млн долл., поставки в войска ожидаются в 2010 г. В свою очередь, концерн радиостроения «Вега» должен был в 2009 г. выпустить первый серийный комплекс «Строй-ПД» с десятью БЛА «Пчела-1К». Стоимость комплекса составляет 300 млн руб., одного БЛА – 16 млн руб. ОАО «Туполев» вело разработку ударного варианта БЛА Ту-300 «Коршун».

Наконец, до конца 2009 г. Ленинградское оптико-механическое объединение должно было поставить метеооборудование для аэродромов и вертолетных площадок на общую сумму 80 млн руб.

Ремонт и модернизация

В целом в 2009 г. на различных этапах ремонта и модернизации находилось 200 самолетов и 800 авиадвигателей. Велись работы по модернизации всех типов самолетов стратегической и дальней авиации. В частности КАПО им. Горбунова передало ВВС два бомбардировщика Ту-160 «Алексей Плохов» (после капитального ремонта) и «Илья Муромец» (после контрольно-восстановительного обслуживания). До конца года предполагалось передать ВВС еще два отремонтированных Ту-160, но этого не произошло. Сообщалось, что на КАПО также велись работы по модернизации дальних бомбардировщиков Ту-22М3. В свою очередь, «Таганрогская авиация» провела ремонт нескольких стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и дальних противолодочных самолетов Ту-142М/МЗ авиации ВМФ.

АХК «Сухой» завершила выполнение двух трехлетних контрактов 2007 г. на модернизацию 20 фронтовых бомбардировщиков Су-24М до уровня Су-24М2 и 24 истребителей Су-27 до уровня Су-27СМ. В 2009 г. ВВС было передано два Су-24М2, модернизированных на НАПО им. Чкалова, и восемь Су-27СМ, модернизированных на КнАППО им. Гагарина. Стоимость модернизации одного Су-27СМ составила 198 млн руб.

Авиаремонтный завод № 121 в Кубинке модернизировал 12 штурмовиков Су-25 до уровня Су-25СМ.

НАЗ «Сокол» продолжил модернизацию истребителей-перехватчиков МиГ-31 до уровня МиГ-31БМ по контракту 2006 г. на модернизацию 12 машин, однако сколько самолетов в 2009 г. получили ВВС, неизвестно. Также в ремонте на заводе находилось не менее трех МиГ-31. На площадках РСК «МиГ» планировалось провести ремонт килей 106 истребителей МиГ-29 в результате обнаруженных разрушений и коррозии.

«Авиакор» передал ВВС после капитального ремонта пассажирский самолет Ту-154Б2 и вел ремонт еще одного такого самолета. КАПО проводило капитальный ремонт (фактически новое строительство) пассажирского самолета Ил-62М. Самолет был передан заказчику в 2010 г.

АК им. Ильюшина вел плановый ремонт военно-транспортных самолетов Ил-76, а также продолжил испытания модернизированного варианта Ил-76МД-90. Совместно с ЭМЗ им. Мясищева ильюшинская фирма проводила модернизацию самолетов специального назначения Ил-20 и Ил-22. Одновременно был объявлен конкурс на проведение работ по продлению назначенного срока этих самолетов до 50 лет. ТАНТК им. Бериева приступил к модернизации строевых самолетов радиолокационного дозора и наблюдения А-50 в вариант А-50У.

Также известно о проведении ремонтов не менее одного тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т, 14 боевых Ми-24 и 20 многоцелевых Ми-8.

Новые разработки

Основной программой здесь оставалось проектирование АХК «Сухой» истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА). В начале 2009 г. в постройке находились три экземпляра истребителя. Летом был завершен планер нулевого экземпляра (Т50-0), который затем был перевезен для испытаний в ЦАГИ. До конца года была закончена сборка комплексного натурного стенда Т50-КНС, предназначенного для наземной отработки основных бортовых систем самолета, а также первого летного образца Т50-1. В декабре на заводском аэродроме КнАППО им. Гагарина были начаты наземные испытания Т50-КНС.

ОАО «Туполев» получило контракт на проведение научно-исследовательской работы по перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА). Эти работы начались еще в 2008 г.

Россия и Украина договорились восстановить работы по программе военно-транспортного самолета Ан-70. В 2009 г. на этот проект российская сторона выделила 150 млн руб., украинская – 30 млн гривен (3,8 млн долл.).

На АК им. Ильюшина продолжилась разработка легкого военно-транспортного самолета Ил-112В. Запланированное на 2009 г. начало финансирования проекта среднего военно-транспортного самолета MTA, создаваемого Россией вместе с Индией, видимо, опять отложено.

Также велось финансирование разработок новых вертолетов: модернизированного боевого Ми-28М, транспортно-боевого Ка-60 и «легкого многоцелевого военного вертолета».

СИСТЕМЫ ПВО

В 2009 г. в войска ПВО поступил второй дивизион зенитных ракетных систем С-400 и велось изготовление третьего. В ходе производства концерн ПВО «Алмаз-Антей» столкнулся с нехваткой мощностей, в связи с чем даже не исключалось создание второго завода по производству С-400. Кроме того, к июню в войска было поставлено четыре ЗРПК «Панцирь-С» и, видимо, единичные экземпляры ЗРС «Тор-М2».

В ноябре с Нижегородским машиностроительным заводом (входит в концерн ПВО «Алмаз-Антей») был заключен годичный контракт на сумму 1,22 млрд руб. на поставку комплектующих для систем ПВО. На ОАО «Нител» финансировалось производство радиолокационных станций 55Ж6У «Небо-У». Также предполагалась поставка в войска комплексов средств автоматизации сбора радиолокационной информации «Фундамент» производства Кимовского радиоэлектромеханического завода.

ВОЕННО-МОРСКАЯ ТЕХНИКА

Новые закупки

Основной программой ВМФ остается строительство на «Севмашпредприятии» ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр. 955. В 2009 г. начались заводские испытания головного РПКСН «Юрий Долгорукий» пр. 955, совершившего в июне первый выход в море. Вероятно, велись работы и на двух других РПКСН серии модифицированного пр. 955А – «Александре Невском» и «Владимире Мономахе». Кроме того, предполагалось заложить четвертый модернизированный уже по проекту 955У РПКСН с предварительным названием «Святитель Николай», но закладка была перенесена на 2010 г. Между тем принятие на вооружение баллистической ракеты подводных лодок Р-30 «Булава» – основного оружия новых РПКСН – опять откладывается. В 2009 г. было проведено два испытательных пуска ракеты (из пяти запланированных), оба неудачные.

На «Севмаше» продолжилось строительство многоцелевой атомной подводной лодки (АПЛ) пр. 885 «Северодвинск», которое ведется с 1993 г. В 2009 г. должен был быть завершен стапельный период строительства. Знаковым событием стала закладка в июле второй однотипной АПЛ «Казань».

На «Адмиралтейских верфях» продолжились испытания головной дизель-электрической подводной лодки (ДЭПЛ) пр. 677 «Санкт-Петербург», однако сдача ДЭПЛ была в очередной раз перенесена (изначально она планировалась еще на 2007 г.). В то же время предприятие сдало ВМФ глубоководный аппарат пр. 16811 «Консул» (строился с 1992 г.) и продолжило строительство спасательного судна пр. 21300С «Игорь Белоусов».

На Северной верфи велось активное строительство головного фрегата пр. 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и состоялась закладка второго фрегата серии «Адмирал флота Касатонов». Сдача головного корабля планируется на 2011 г., второго – на 2012 г. В июле верфь передала 12-му главному управлению МО катер связи пр. 21270 «Серафим Саровский».

На ПСЗ «Янтарь» наконец удалось завершить строительство одного их самых главных российских военно-морских «долгостроев» – сторожевого корабля пр. 11540 «Ярослав Мудрый». Строительство велось с 1986 г., было прервано и возобновлено в 2002 г., стоимость достройки корабля составила около 2 млрд руб. После проведения испытаний в июне корабль вошел в состав ВМФ. Завод также продолжил строительство головного большого десантного корабля пр. 11771 «Иван Грен» (к концу года был сформирован его корпус) и получил от ВМФ контракт стоимостью 7 млрд руб. на производство двух научно-исследовательских судов – опытового «Селигер» пр. 11982 (заложено в июле) и океанографического «Крюйс» пр. 22010.

«Сокольская верфь» передала ВМФ десантный катер пр. 1176 стоимостью 40 млн руб., ЦС «Звездочка» – морской транспорт вооружения «Звездочка» пр. 20180, Средне-Невский судостроительный завод после длительных испытаний – опытовый морской тральщик пр. 02668 «Вице-адмирал Захарьин» (строившийся с 1989 г.), судостроительный завод «Вымпел» – патрульный катер пр. 12150 «Мангуст», Благовещенский судостроительный завод им. Октябрьской революции – большой гидрографический катер БГК-797 пр. 19920, и Зеленодольский судостроительный завод – головной противодиверсионный катер пр. 21980 «Грачонок». Хабаровский судостроительный завод продолжил строительство морского спасательного буксира «Охотск» пр. 22030. Судостроительный завод «Волга» в июле спустил на воду и передал на испытания головной десантный катер на воздушной каверне пр. 21820 «Дюгонь».

Ремонт и модернизация

Ситуация с ремонтом кораблей и судов ВМФ была непростой. В середине года МО официально подтвердило, что в 2009 г. число ремонтируемых кораблей сократится вдвое, а высвободившиеся средства будут направлены на новое строительство. Сообщалось, что на ремонт кораблей планировалось потратить 5 % ГОЗ (порядка 25 млрд руб.).

ЦС «Звездочка» осуществлял ремонт РПКСН пр. 667БДРМ «Карелия» (передан ВМФ в январе 2010 г.) и «Новомосковск», атомного подводного ракетного крейсера (АПРК) пр. 949А «Воронеж» и ДЭПЛ пр. 877 «Калуга». «Воронеж» прошел курс «восстановления технической готовности с элементами среднего ремонта», передача флоту была перенесена на 2010 г.

Судоремонтный завод № 82 вел ремонт РПКСН пр. 667БДРМ «Тула» (причем по причине недофинансирования – за свой счет), а ДВЗ «Звезда» – ремонт АПРК «Томск» пр. 949А. Судоремонтный завод «Нерпа» провел ремонт ДЭПЛ пр. 877 «Ярославль». Одновременно стало известно о решении ВМФ прекратить ремонт ДЭПЛ пр. 641Б «Святой князь Георгий» на севастопольском судоремонтном заводе № 91, проводившийся с 1991 г.

На «Севмаше» прошел ремонт стоимостью 20 млн руб. эсминец пр. 956 «Адмирал Ушаков».

ПСЗ «Янтарь» вел ремонт сторожевого корабля пр. 11540 «Неустрашимый», большого десантного корабля пр. 775 «Александр Шабалин», малого десантного корабля пр. 12322 «Мордовия» и еще пяти вспомогательных судов. В целом ГОЗ по ремонту в 2009 г. на «Янтаре» составил 300 млн руб.

Северная верфь проводила ремонтные работы на большом противолодочном корабле пр. 1155 «Вице-адмирал Кулаков» (в ремонте с 1991 г.), а судоремонтный завод № 92 – на двух малых противолодочных кораблях неуказанных типов. После 17-летнего ремонта на судостроительном заводе № 13 в состав Черноморского флота вернулся большой десантный корабль пр. 775 «Новочеркасск». Кроме того, на Варненском кораблестроительном заводе (Болгария) для Черноморского флота был окончен ремонт плавучей мастерской ПМ-138 пр. 304.

В целом в 2009 г. ГОЗ для «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) планировался на уровне 60 млрд руб. Из крупных упомянутых предприятий в ОСК не входят только Северная верфь и Балтийский завод.

БРОНЕТЕХНИКА, АРТИЛЛЕРИЯ И АВТОМОБИЛИ

В 2009 г. планировалось закупить 63 основных танка Т-90А и модернизировать около 40 танков Т-72Б до уровня Т-72БА. Известно, что к июню было поставлено 30 танков Т-90А и 20 артиллерийских орудий. Также планировалось закупить 304 (по другим данным, 357) боевые бронированные машины, из которых к июню было поставлено 100 единиц.

ВДВ получили 150 модернизированных боевых машин десанта БМД-2 (видимо, частично переделанных из БМД-1) и БМД-4 (из БМД-3) и десять самоходных артиллерийских установок (САУ) 2С23 «Нона-СВК». Также для ВДВ велось мелкосерийное производство САУ 2С25 «Спрут-СД».

В войска планировалось поставить три пусковые установки и 13 ракет оперативно-тактического комплекса «Искандер». Также ожидалась передача не менее двух боевых машин огнеметчиков БМО-Т и двух транспортно-заряжающих машин тяжелой огнеметной системы ТОС-1 на общую сумму порядка 45 млн руб.

Уральский автомобильный завод планировал поставить в 2009 г. порядка 2300 своих грузовых автомобилей в рамках трехлетнего (2009–2011 гг.) контракта на сумму 20 млрд руб., а КамАЗ – не менее 1000 грузовиков. При этом части морской пехоты получили около 500 грузовиков «КамАЗ» и «Урал» и специальных автомобилей на их базе. Ульяновский автомобильный завод передал Вооруженным силам 1200 автомобилей УАЗ-3151.

В 2009 г. должен был быть осуществлен ремонт 36 САУ 2С3М(М1) «Акация», 25 САУ 2С19 «Мста-С», шести САУ 2С1 «Гвоздика», 18 САУ 2С9(-1), а также капитальный ремонт 36 гаубиц 2А65 на общую сумму почти 2 млрд руб.

Были произведены поставки различного имущества для инженерных войск на сумму не менее 1,5 млрд руб. Войска радиоэлектронной борьбы получили мобильный радиоэлектронный комплекс по созданию помех производства НПО «Завод «Волна»» стоимостью 350 млн руб.

Для береговых частей ВМФ предположительно был закуплен один дивизион берегового ракетного комплекса «Бастион».

Таблица 3. Сравнение некоторых показателей ГОЗ России в 2007-2009 гг.

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Номинальный (реальный – в ценах 2007 г.) объем, млрд руб.

302,7

365 (322,2)*

500 (405,6)*

РВСН и Космические войска

МБР «Тополь-М» и «Ярс»

7

11

9

БРПЛ «Синева»

10**

6**

6**

Выведенные ракеты-носители

7

7

7

Выведенные космические аппараты

4

13

11

Авиатехника и системы ПВО

Стратегические бомбардировщики

1 Ту-22 (м)

1 Ту-160 (н),

6 Ту-95МС (р)

2 Ту-160 (р; м),

около 6 Ту-95МС (р)**

Фронтовые бомбардировщики

2 Су-34 (н),

6 Cу-24М2 (м)

1 Су-34 (н),

12 Су-24М2 (м)

2 Cу-34 (н),

2 Су-24М2 (м)

Штурмовики

6 Су-25СМ (м)

8 Су-25СМ (м)

12 Су-25СМ (м)

Истребители

8 Су-27СМ (м)

8 Су-27СМ (м),

2 МиГ-31БМ (м)

31 МиГ-29СМТ/УБТ (н),

8 Су-27СМ (м),

н/д МиГ-31БМ (м)

Противолодочные самолеты

1 Ту-142 (м)

н/д

н/д Ту-142М/М3

Учебно-боевые самолеты

н/д

н/д

1-3 Як-130 (н)

Вертолеты

4 Ми-28Н (н),

1 Ка-50 (н),

н/д Ми-8МТВ-5 (н)

10 Ми-28 (н),

2 Ка-52А (н),

2 Ка-50 (н),

около 10 Ми-8 (н)**,

1 Ка-252РЛД (н),

6 «Ансат-У» (н),

1 Ми-26Т (р),

14 Ми-24 (р),

20 Ми-8 (р)

Самолеты специального назначения

1 Ил-20 (м),

1 Ил-22 (м)

1 Ил-20 (м),

1 Ил-22 (м)

н/д

Пассажирские самолеты

н/д

1 Ту-154М (н)

1 Ту-154Б2 (р)

Беспилотные летальные аппараты

н/д

1 «Типчак»,

10 ZALA 421-08,

10 «Стрекоз»

10 «Пчела-1К»

Системы ПВО

10, в том числе 1 див.

С-400 (н)

1 ЗРПК «Панцирь-С1» (прототип),

170 РЛС,

75 АСУ

1 див. ЗРС С-400 (н),

4 ЗРПК «Панцирь-С1» (н)

Военно-морской флот

РПКСН

1 пр. 667БДР (р)

1 пр. 667БДРМ (р)

Атомные подводные лодки

1 пр. 949А (р),

1 пр. 971 (р),

1 пр. 945А (р),

1 пр. 671РТМ(К) (р)

1 пр. 877 (р)

Тяжелые авианесущие крейсера

1 пр. 11435 (р)

Ракетные крейсера

1 пр. 11641 (р)

1 пр. 11442 (р)

ДЭПЛ

1 пр. 20120 (н)

1 пр. 877 (р)

Эсминцы и сторожевые корабли

1 пр. 956 (р),

1 пр. 11540 (н)

Корветы

1 пр. 20380 (н)

Десантные корабли и катера

1 пр. 1176 (н),

2 пр. 11770 (н)

1 пр. 1176 (н),

1 пр. 775 (р)

Тральщики

2 пр. 1265 (р)

1 пр. 02668 (н)

Транспортные суда

1 пр. 20180 (н)

Вспомогательные суда и катера

1 пр. 19910 (н),

1 пр. 19920 (н)

1 пр. 12150 (н),

1 пр. 21980 (н),

1 пр. 21270 (н),

1 пр. 19920 (н),

1 пр. 304 (р)

Глубоководные аппараты

1 пр. 16180 (н)

1 (н)

1 пр. 1855 (р)

1 пр. 16811 (н)

Ракетные комплексы

1 «Бастион» (н)

Бронетехника, артиллерия, автомобили

Танки

31 Т-90А (н),

31 Т-72БА (м)

62 Т-90А (н),

31 Т-72БА (м)

63 Т-90А (н),

около 40 Т-72БА (м)

Боевые бронированные машины

31 БМП-3 (н),

90 БТР-80 (н),

60 БТР-70 (м),

10 БМД-4 (н)

41 БМП-3 (н),

155 БТР-80 (н),

55 БТР-70 (м)

30 БМД-4 (н),

около 6 «Спрут-СД» (н)

306 или 357 ББМ (БМП-3, БТР-80, «Выстрел» и др.) (н),

10 Нона-СВК (н),

150 БМД-2/БМД-4 (м),

2 БМО-Т (н),

около 6 Спрут-СД (н)

Артиллерийское и минометное вооружение

300 (н; м; р)

152 (н; м; р)

20 (н),

85 (м),

36 (р)

Автомобили

4000 (н),

около 3000 (р)**

4500(н) из них 3000 грузовых

Около 4000 (н)

Оперативно-тактические ракетные комплексы

1 див. ОТРК «Искандер» (н)

4 пусковые установки ОТРК «Искандер» (н)

3 пусковые установки

и 13 ракет ОТРК «Искандер» (н)

* – с поправкой на инфляцию в 2008 г. в 13,3 % и в 2009 г. в 8,8 %. См.: сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (www.gks.ru).

** –оценка автора.

Примечания: (н) – новые закупки, (м) – модернизация, (р) – ремонт.

Источник: российские СМИ.

Этот материал доступен также в PDF: http://www.periscope2.ru/pdf/100630-frolov.pdf

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники