Как сообщает Jane’s, российский производитель боевых самолетов РСК «МиГ», по- видимому, не поднимая лишнего шума, занимается разработкой концепта перспективного легкого истребителя — однодвигательного дешевого аналога Т-50/ ПАК ФА. Приводим перевод не очень подкрепленной доказательствами, но занятной заметки.
Дискуссии вокруг этого проекта корпорации «МиГ» идут достаточно давно, говорится в заметке, однако последний всплеск спекуляций на тему статуса программы произошел в конце декабря 2013 г., когда представители «МиГ» в официальном заявлении сообщили, что единственный летающий прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44 будет законсервирован и направлен на хранение в ангар ЛИИ имени М. М. Громова. К настоящему моменту прототип совершил всего два полета, оба в 2000 г., и с тех пор использовался в качестве рабочей модели при разработке Т-50.
Решение законсервировать МиГ 1.44 вместо того, чтобы разобрать его на части, отправив ценные детали на переработку, видимо, имеет немалое значение. Ведь именно так (распилить на металл) МО решило поступить с опытным Ту-160, который был первым советским сверхзвуковым бомбардировщиком, способным нести ядерное оружие.
«Это любопытный выбор», — говорят некоторые российские аналитики аэрокосмической отрасли: «Пощадить МиГ 1.44 и пустить в утиль Ту-160 несмотря на то, что программа по созданию перспективного бомбардировщика ПАК-ДА продвинулась дальше, чем программа легкого перспективного истребителя, и к тому же пользуется большей поддержкой МО и ВВС страны».
Сохранение МиГ 1.44 может быть показателем того, что где-то в закоулках МО и ВВС хотят, чтобы конструкторы «МиГ» работали над неким самолетом нового поколения — «на случай, если Т-50 не смогут произвести в достаточном количестве или его производство сильно отстанет от графика», поведал российский специалист в аэрокосмической отрасли. Представители РСК «МиГ» до сих пор отказываются давать коментарии по поводу планов в отношении летного прототипа МиГ 1.44, а также четырех недостроенных планеров той же программы, которые находятся на авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде.
Тем не менее, в ВВС и материнской компании РСК «МиГ», Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), «идея разработки очередного легкого истребителя следующего поколения нравится далеко не всем», по мнению одного московского аналитика в области оборонной политики. «Т-50 в конечном итоге обойдется дороже, чем первоначально планировалось, а завершение проекта займет больше времени — как происходит со всеми подобными программами — так что [Генеральный директор ОАК и ОКБ им. Сухого Михаил] Погосян хочет, чтобы все прекратили любые разговоры о проекте перспективного легкого истребителя».
Сторонники проекта защищают его, утверждая, что он обошелся бы недорого, так как использовал бы значительное количество уже имеющихся технологий. Например, реактивный двигатель РД-33 Климова/Саркисова, который уже используется на МиГ-29.
На сегодняшний день проект по-прежнему представляет собой «бумажный самолетик, существующий только в эскизах», сообщает все тот же специалист. «У этой программы также отсутствует внешнее финансирование. Пока что разработка полностью оплачивается самой компанией».
Российскому ОПК не хватает малого — максимально доступного истребителя, который можно поставлять тем странам, которые не могут позволить себе экспортный вариант Т-50. Странам, которые в прошлом закупали МиГ-21 или различные китайские копии этого самолета. Тем не менее, среди тех, с кем в удалось пообщаться представителям Jane’s в России, существует мнение, что разработка нового истребителя данного типа может стать повторением сценария с лайнером Sukhoi Superjet: потрачено много денег (при довольно посредственной отдаче) в попытке скопировать что-то уже существующее на рынке, хотя куда проще было организовать их лицензионную сборку в России (в случае с Superjet имеется в виду самолет Embraer серии E-Jet).
«Когда я обсуждал эту программу со знакомыми мне людьми, которые над ней непосредственно работали, я сказал им, что самолет, который они пытаются создать и построить в России, уже существует и летает в нескольких странах. Он называется Gripen», — добавил собеседник Jane’s.
Как и ВВС США, ВВС России (а раннее СССР) старались иметь сбалансированный парк тяжелых двухдвигательных самолетов завоевания превосходства в воздухе и дополняющих их легких перехватчиков. Чтобы поддерживать такую структуру, нужно тяжелую составляющую сформировать из Т-50, а парк легких истребителей, т. е. МиГ-29, тоже чем-то заменить — так же, как F-35 идет на замену F-16.
Оригинал публикации: Jane’s Defence Weekly, 13.01.2014 — Reuben F Johnson
Подготовил Максим Яковлев
Вообще то в ОКБ «МиГ» прорабатывалось несколько вариантов тяжёлого и лёгкого истребителей. Тяжёлые слишком дорогие, от лёгкого МиГ 29 толку честно говоря мало (нагрузка 3 000 кг), потом начали на МиГ «навешивать» дополнительное оборудование и увеличили нагрузку до 6 500 кг, что можно считать хорошим результатом, но увы поколение 4+, надо отправлять на покой. Не уверен, что и 4++ сможет какое-то время заменять поколение 5+ (ПАК ФА), но нет у нас иного выбора. Да и Сухой Т-50 как индусы утверждают не по всем характеристикам и требованиям индийской стороны им (требованиям) соответствует. Он и горел, и баки у него протекали, АФАР тоже «плохо спроектирована», и тут ещё «заказ» на Су Т-50 наше родное Минобороны «срезало» вместо 52 штук купят всего 12 штук. Так что приключения 5 поколения Су продолжаются. Только с чем мы будем летать после 2020 года??? Вот это вопрос.
Прочитал один документ, там было написано что якобы «умерший» МиГ МФИ пытались модернизировать. работа шла с 2003 по 2009 годы, но Погосян «протолнул» за взятки естественно свой Т-50. Теперь у военных голова пухнет, двигатели для Т-50 явно недоработанные, та же история и с АФАР, эта «байда» тоже отличается неадекватным поведением. Или брать «Погосяновскую хреновену» или продолжать модернизировать МФИ хотя это фантазия не более того, или полностью новый якобы лёгкий истребитель проектировать, но за другие деньги, другим коллективом (ОКБ). В общем бардак и безобразие как были, так и остались.