Москва. 3 марта. ИНТЕРФАКС-АВН — Отечественные кораблестроители располагают опытом проектирования и строительства крупных десантных кораблей, сопоставимых с французским «Мистралем» и его аналогами, считает эксперт в области военно-морских вооружений, главный редактор издания «Moscow Defense Brief» Михаил Барабанов.
«Военным руководством страны не предпринимается никаких попыток для привлечения к конкурсу на строительство крупного десантного корабля российских судостроительных предприятий и КБ. При этом немало говорится об отсутствии опыта проектирования и постройки таких кораблей у отечественной промышленности», — сказал М. Барабанов в среду «Интерфаксу-АВН».
По мнению собеседника агентства, подобным опытом располагает, например, ОАО «Невское ПКБ», которое в свое время создало проект 1174 большого десантного корабля 1-го ранга (десантного вертолетного корабля-дока с полным водоизмещением 14 тыс. тонн). По этому проекту в 1974-1989 годы судостроительным заводом «Янтарь» в Калининграде были построены три корабля типа «Иван Рогов».
По данным М. Барабанова, эти корабли, не дождавшись ремонта, пришли в полную негодность, причем последний в серии — «Митрофан Москаленко», прибывший во Владивосток в 1990 году, не успел совершить ни одного похода.
Кроме того, в восьмидесятые годы Невское ПКБ разработало проект 11780 универсального десантного корабля с полным водоизмещением более 30 тыс. тонн, который не был осуществлен из-за отсутствия в то время свободных стапельных мощностей, напомнил М. Барабанов.
Эксперт выразил сомнение, что Франция передаст установленные на «Мистрале» передовую боевую информационно-управляющую систему SENIT 9 и систему обмена данными и управления разнородными силами.
По его мнению, пресловутый «доступ к технологиям», который военное руководство рассчитывает получить с приобретением «Мистраля», скорее всего, «выльется в приобретение плавучей самоходной коробки корпуса, построенной по упрощенным стандартам коммерческого судостроения. «Склепать такую коробку, по всей видимости, по силам не только российской, но и китайской или восточноевропейской промышленности», — полагает эксперт.
По данным М. Барабанова, значительная часть корпусных конструкций для «Мистраля» и других однотипных кораблей изготавливалась по субподряду на польских верфях, а корпус голландского десантно-вертолетного корабля-дока класса «Йохан де Витт», например, целиком строился в румынском Галаце.
В то же время, отмечает эксперт, ВМФ не получает от государства необходимых средств на строительство новых кораблей, в результате чего постройка даже заложенных немногочисленных новых единиц превращается в долгострои. Военное ведомство не в состоянии профинансировать серийное строительство относительно небольших новых корветов проекта 20380 и боевых катеров.
По его мнению, в ближайшие годы какого-либо изменения приоритетов и масштабов финансирования российского кораблестроения не предвидится.
«Единственным исключением является строительство серии атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955 типа «Юрий Долгорукий», которое возведено в ранг общегосударственной задачи и поэтому получает масштабное стабильное финансирование», — добавил эксперт.
Решение этой задачи поглощает львиную долю всех средств на судостроение ВМФ, результатом чего является продолжающаяся деградация сил обычного назначения российского ВМФ, заключил собеседник агентства.
Добавить комментарий