Новый бизнес итальянцев в России

Недавно источники в отечественном оборонно-промышленном комплексе сообщили, что Минобороны РФ ведет переговоры о покупке большой партии итальянских бронированных машин IVECO M65 (LMV) разработки и производства компании Iveco Defence Vehicles. По некоторым данным, решение об их приобретении ожидается в скором будущем. IVECO M65 уже прошла испытания в России, получила положительное заключение военных специалистов, и в настоящее время, как сообщали источники в ОПК, ведется обсуждение ценовых параметров предстоящего контракта, а также условий поставки бронемашин. Детали соглашения не разглашались, но по неофициальной информации, российское военное ведомство предполагало закупоячи IVECO M65. Правда, затем эта информация была опровергнута.

В СССР И НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Итальянская автомобильная промышленность сотрудничает с Россией с начала XX века. Еще в 1917 году в Москве, на заводе АМО (впоследствии ЗиЛ) был налажен выпуск Fiat-15ter, и эта машина в «локализованном» виде как АМО-Ф-15 стала первым советским серийным грузовиком. А после 1945 года единственным западным автомобильным концерном, добившимся на отечественном рынке значительных успехов, оказался именно Fiat. Общеизвестна его роль в создании АвтоВАЗа. Кроме того, в 1974 году концерн приобрел немецкого производителя грузовиков Magirus (после чего и возникла IVECO), за несколько месяцев до этого подписавшего крупный контракт с Советским Союзом на поставку почти 10 тысяч тяжелых самосвалов Magirus Deitz. Они активно использовались при строительстве Байкало-Амурской магистрали и были, пожалуй, первыми всенародно известными в СССР грузовиками зарубежного производства.

Повторить успех Magirus в постсоветской России IVECO не удалось. Разработанное с использованием немецкого опыта семейство грузовиков Trakker уже не отличалось в российских условиях прежней надежностью и эффективностью. Вот почему совместное предприятие IVECO, Уральского автомобильного завода и «Газпрома», созданное в 1994 году для выпуска этих автомобилей, не оправдало ожиданий. В 2008 году УралАЗ и «Газпром» наконец вышли из проекта, продав свои доли (две трети) менеджменту самого СП (еще треть осталась у IVECO). Сейчас ООО «ИВЕКО-АМТ» (до весны 2009-го — ООО «ИВЕКО-УралАЗ») продолжает работать, выпуская несколько модификаций грузовиков Trakker, адаптированных к работе в условиях Крайнего Севера. Мощности предприятия (которые, видимо, все еще располагаются на территории УралАЗа в Миассе) позволяют изготавливать всего 800 машин в год, хотя существуют планы по расширению производства до 2000 автомобилей. Между тем в 2009 году никаких инвестиций в российское СП IVECO не производила, заняв в связи с кризисом выжидательную позицию.

Несмотря на маленький масштаб, «ИВЕКО-АМТ» — самый крупный промышленный проект IVECO в нашей стране. Попытки компании продвинуть в Россию свои фургоны и пикапы типа Daily потерпели неудачу, в первую очередь в связи с «наступлением» гораздо более дешевой «газели». Последний проект по выпуску Daily в РФ (с нижегородской группой «Самотлор-НН») был приостановлен осенью 2009 года. Вместе с тем Fiat продолжает поставлять двигатели IVECO для российского внедорожника УАЗ Patriot, в том числе для его бронированных версий. Некоторое время итальянскими двигателями также пытались оснащать «газели», однако развития эта инициатива не получила.

На Украине после неудачных попыток наладить лицензионный выпуск машин Daily на Кременчугском автомобильном заводе IVECO сотрудничает только с ОАО «Мотор Сич» (Запорожье). Компании учредили совместное предприятие (где Fiat через FPT принадлежит 38.6% акций), которое занимается изготовлением коробок передач и двигателей для автомобилей.

Между тем IVECO может ожидать успех на российском рынке вооружений и военной техники, который в последнее время становится все более открытым для зарубежных компаний. Основные перспективы здесь связаны с намерением ОАО «КамАЗ» предложить организацию совместного производства легкой бронированной машины LMV для Министерства обороны России с целью поставить до 1000 машин (в основном, очевидно, для оснащения разведывательных частей бригад новой организации Сухопутных войск).

Насколько можно судить, это предложение продвигается КамАЗом в порядке конкуренции с производимой ООО «Военно-промышленная компания» (входящей в холдинг ОАО «Русские машины») машиной ГАЗ-2330 «Тигр», уже закупаемой в небольших количествах Российской армией и другими силовыми структурами РФ. По неофициальным сведениям, ОАО «КамАЗ» в 2009 году на свои средства приобрело у IVECO два экземпляра бронированной машины LMV, прошедших впоследствии испытания на Бронницком полигоне Министерства обороны России и завершившихся согласно ряду сообщений с противоречивыми результатами.

Примечательно, что до недавнего времени главным препятствием для массовых закупок «Тигров» российским военным ведомством официально называлось использование на этом автомобиле импортного двигателя Cummins бразильского производства, так что само обсуждение вопроса о возможности приобретения всецело импортной LMV (пусть и «местной» сборки) представляет собой настоящий кульбит в позиции отечественного Минобороны. Судя по всему, вопрос о выборе между «Тигром» и LMV будет на деле решаться в результате чисто лоббистской борьбы между «Русскими машинами» и КамАЗом.

Появившиеся в начале нынешнего года противоречивые публичные заявления источников в Министерстве обороны относительно возможности закупки LMV, вероятно, являются следствием этого противоборства с непонятным пока исходом. Чтобы яснее представлять, о чем идет речь, вниманию читателей «ВПК» представляется описание бронетехники фирмы IVECO.

ИСПЫТАН АФГАНИСТАНОМ

Прежде всего надо рассказать о легком бронеавтомобиле LMV (Light Multirole Vehicle) с максимальной массой от 7 тонн до 7,5 тонны и колесной формулой 4х4. Он был разработан IVECO в инициативном порядке в 2001-2003 годах (фирменное обозначение — IVECO M65). На сегодня — это одна из наиболее популярных бронированных машин в своем классе в мире. С момента начала производства в 2003 году заказано почти 3000 LMV, а крупнейшими их покупателями стали вооруженные силы Италии (1286 броневиков, именуемых в итальянской армии VTLM Lince), Бельгии (440), Великобритании (401), Австрии (150), Испании (120), Норвегии (107), Чехии (114), Хорватии (94), Боснии и Герцеговины (12), Словакии (10). Имеется также небронированный гражданский вариант LMV, который в небольших количествах приобретается итальянскими военизированными службами.

Ныне LMV является главным предложением IVECO на рынке бронетехники. В базовом (без вооружения) варианте машина выпускается заводом в Больцано. Для сокращения производственных расходов используются гражданские агрегаты, в том числе двигатель и трансмиссия от малотоннажных грузовиков Daily. В качестве вооружения на автомобиль могут быть установлены пулеметы калибром до 12.7 мм и автоматические противопехотные гранатометы, в том числе и в дистанционно управляемых турелях, а также противотанковые и противовоздушные ракетные системы. Известно, что часть заказанных итальянской армией LMV оснащена израильскими ПТРК Spike. Система бронирования LMV была разработана в партнерстве с германской фирмой IBD-Deisenroth и допускает установку на машину дополнительных комплектов защиты. Стоимость машины с вооружением оценивается в 350 тысяч евро.

В составе воинских контингентов стран НАТО LMV успешно прошла боевые испытания и весьма активно применяется в Афганистане. Автомобиль имеет весьма хорошую для своего класса конструктивную противоминную защиту.

Следует отметить, что Великобритания в отличие от других зарубежных заказчиков выпускает свой вариант LMV, обозначая его как Panther. Он представляет собой базовую версию машины, производимую на заводе в Больцано, с установкой на нее на предприятии корпорации BAE Systems в Ньюкастле-на-Тайне дистанционно управляемой турели Selex Enforcer (изготавливается по лицензии израильской Rafael) с 7.62-мм пулеметом, дымовых гранатометов, аппаратуры новой британской системы связи General Dynamics UK Bowman и прочего оборудования.

В 2004 году Panther одержал победу в национальном тендере на перспективную машину командования и связи FCLV (Future Command & Liaison Vehicle). Поставки британской армии 401 автомобиля были завершены в 2009 году. По результатам испытаний в Афганистане BAE Systems разработала модернизированный вариант Panther TES, в который переделали часть уже поставленных машин. По соглашению с IVECO BAE Systems также имеет право самостоятельно продвигать Panther на рынках ряда ближневосточных стран (их названия не раскрываются), однако пока о заказах на британскую версию итальянского броневика ничего неизвестно.

LMV сохраняет широкие перспективы на мировом рынке бронетехники и вызывает интерес у многих стран мира. В этой связи нужно упомянуть опцион в рамках бельгийского контракта на 180 машин, в рамках норвежского — на 63 машины. Испания планирует приобрести до 480 бронеавтомобилей LMV, которые частично должны заменить стареющий парк бронетранспортеров BMR-600 производства Enasa. Великобритания не исключает возможности покупки еще 400 итальянских броневиков, а Словакия — 30.

Неожиданно в число новых вероятных заказчиков LMV сейчас попало Министерство обороны России, о чем уже говорилось выше. Однако главным для этого бронеавтомобиля останется внутренний рынок — долгосрочные потребности вооруженных сил Италии оцениваются в 7700 таких машин, преимущественно для замены парка автомобилей IVECO VM 90.

БМП, БТР, ТАНКИ

В рамках консорциума IVECO-Fiat — OTO Melara, организованного в 1982 году, IVECO в основном выполняет свою часть работ по техобслуживанию и модернизации ранее поставленных танков и бронированных машин:

- боевой машины с тяжелым вооружением В1 Centauro (серийное производство начато в 1991 году) с колесной формулой 8х8, вооруженной 105-мм пушкой. Позднее был разработан также вариант с гладкоствольной пушкой калибром 120 мм. Итальянская армия закупила 400 машин, а испанская — 84 (и четыре бронированные ремонтно-эвакуационные машины на их базе), поставки для них завершились в 2008 году. Вариант со 120-мм пушкой был заказан только Оманом в 2008-2009 годах в количестве девяти единиц (в будущем возможна закупка еще 24 машин);

- основного танка С1 Ariete, вооруженного гладкоствольной пушкой калибром 120 мм. Танк серийно выпускался в 1995-2002 годах только для итальянской армии в количестве всего 200 единиц. Работы по модифицированному варианту Ariete 2 не получили развития;

- боевой машины пехоты Dardo, вооруженной 25-мм пушкой и ПТРК TOW. БМП была изготовлена только для итальянской армии в количестве 200 единиц в 1998-2004 годах. Минобороны Италии планировало в дальнейшем приобретение еще до 300 таких машин, однако средства на это так и не были выделены. Сейчас Dardo предлагается к модернизации с оснащением ПТРК Spike;

- легкой многоцелевой бронированной машины Puma в вариантах с колесными формулами 4х4 и 6х6 (массой 7 и 8 тонн соответственно). Базовый вариант вооружен 12.7-мм пулеметом. Машина является по сути легким БТР и используется как командно-штабная, медицинская и как боевая с установкой противотанковых и противоздушных ракетных систем или миномета калибром 81 мм. Закуплена только итальянскими вооруженными силами (580 единиц) и карабинерами (около 60), производство осуществлялось в 2001-2004 годах;

- 155-мм самоходной гаубицы PzH 2000. Шестьдесят восемь таких гаубиц были произведены IVECO-Fiat — OTO Melara по германской лицензии (KMW и Rheinmetall), поставки осуществлялись в 2004-2008 годах.

Параллельно консорциум ведет продвижение своих «средних» бронетранспортеров нового поколения VBM Freccia полной массой 26 тонн с колесной формулой 8х8. БТР был разработан в 2007 году на основе машины Centauro. В стандартном варианте он оснащен двухместной башней OTO Melara Hitfist Plus с 25-мм пушкой и возможностью размещения ПТРК Spike. В 2009-2010 годах итальянской армией были приобретены первые 54 бронетранспортера (включая два в варианте командно-штабной машины). В дальнейшем, с 2011 года намечается поставка еще 195 единиц (включая 36 оснащенных ПТРК Spike, 18 командно-штабных машин, 10 БРЭМ и 21 самоходный миномет калибра 120 мм). Всего в перспективе Минобороны Италии намерено закупить 510 машин семейства VBM Freccia. БТР активно продвигается на ряде международных тендеров, в частности в Испании. Ведется разработка на его шасси самоходной гаубицы калибром 155 мм.

Дальнейшим развитием семейства Centauro/Freccia стал сконструированный IVECO на той же ходовой части с колесной формулой 8х8 бронетранспортер SUPERAV, отличающийся от Freccia меньшей массой (23 тонны) и способностью плавать. Первый прототип SUPERAV был изготовлен и продемонстрирован в 2009 году. Планируется поставлять БТР вооруженным силам Италии (в частности итальянской морской пехоте) и на экспорт, а также создать на основе SUPERAV целое семейство бронетехники.

КОРПОРАЦИЯ IVECO

Сегодня корпорация IVECO является одним из крупнейших в Европе производителей грузового автотранспорта военного назначения и единственным поставщиком этого вида техники для итальянской армии. Входит в состав итальянской автомобильной группы Fiat как 100-процентное дочернее предприятие. Военное производство сосредоточено в подразделении IVECO Defence Vehicles и помимо выпуска военных джипов, грузовиков и транспортеров включает изготовление легких бронеавтомобилей, шасси для колесной бронетехники и основных узлов и агрегатов для гусеничной.

Доля военного подразделения в общей выручке IVECO не оглашается, однако можно предположить, что она незначительна. В целом ее можно оценить примерно в 400-600 млн евро в год (с учетом консорциума IVECO-Fiat — OTO Melara), что в несколько раз меньше аналогичного показателя американского производителя грузовиков Oshkosh Trucks (мирового лидера, в 2008 году его выручка составила 1.99 млрд долл. ), однако находится на уровне европейских компаний. При этом консорциум IVECO-Fiat — OTO Melara сейчас фактически простаивает в ожидании крупных заказов на новый БТР VBM Freccia и занимается в основном техническим обслуживанием и сопровождением ранее поставленной бронетанковой техники. Последние несколько лет это СП приносит IVECO всего 30-60 млн евро ежегодно.

Кризисный 2009 год стал для IVECO наиболее трудным из всех за последнее время. По сравнению с 2008-м продажи корпорации сократились почти вдвое, выручка упала более чем на треть, а операционная прибыль сменилась убытком. IVECO пришлось сокращать персонал и решать проблемы с профсоюзами. В то же время выпуск военной и специальной техники уменьшился незначительно. Отчасти этому способствует стабильный спрос стран — членов НАТО, которые закупают военные грузовики для своих контингентов в Афганистане.

Основу военного производства IVECO составляет изготовление военных версий гражданских грузовиков, в первую очередь среднетоннажных Cargo и тяжелых Trakker. Известно, что в 2007 году реализация всех типов грузовиков принесла IVECO около 60% общей военной выручки, остальное пришлось на военные транспортеры фирмы Astra, легкие многоцелевые машины, бронеавтомобили LMV и на узлы и комплектующие. В 2009 году структура выручки скорее всего была такой же. Однако учитывая недавний крупный контракт с бразильской армией (на выпуск в Бразилии с 2012 по 2030 год более 2000 новых бронетранспортеров VBTR-MR), продвижение на рынок новых итальянских БТР VBM Freccia (совместно с OTO Melara), а также известные проекты фирмы в области создания бронемашин (более простого аналога LMV, 18-25-тонной машины), крен в выручке в сторону грузовиков в перспективе должен исчезнуть.

IVECO принадлежат 27 заводов, разбросанных по всему миру. Главное военное производство находится в Больцано (Италия) — помимо прочего, здесь выпускается вся бронетехника корпорации. Ее военные грузовики представляют главным образом модификации гражданских машин, при их изготовлении используются многие «гражданские» узлы и агрегаты (причем для ряда машин они взаимозаменяемы), что в итоге позволяет снижать стоимость изделий. Вместе с тем мелкосерийное производство некоторой сугубо военной продукции (например транспортеров фирмы Astra) дает IVECO возможность удовлетворять самые специфичные запросы заказчиков.

Главным рынком сбыта IVECO является Европа, при этом IVECO Defence Vehicles около половины выручки получает на внутреннем рынке. Итальянская армия всегда выступала стартовым и часто оставалась единственным заказчиком продукции военного подразделения. К наиболее перспективным рынкам IVECO относит Китай.

По заказу бразильской армии IVECO ведет разработку 18-тонного бронетранспортера нового поколения VBTR-MR с колесной формулой 6х6. Работы были начаты в 1999 году после объявления в Бразилии тендера на новую бронированную машину (по программе Urutu 3), которая должна заменить в войсках устаревшие бронеавтомобили EE-9 Cascavel и БТР EE-11 Urutu. В 2007 году IVECO признали победителем и она получила контракты на изготовление в 2009-2011 годах 16 прототипов и предсерийных машин в различных вариантах. В декабре 2009 года корпорация подписала финальный контракт с Министерством обороны Бразилии на поставку бразильской армии с 2012 по 2030 год 2044 серийных бронетранспортеров VBTR-MR в десяти вариантах общей стоимостью 2.5 млрд евро. БТР будет выпускать бразильский филиал IVECO. Первый прототип бронетранспортера планируется передать на испытания в 2010 году. Насколько можно судить, VBTR-MR с колесной формулой 6х6 представляет собой «укороченный» вариант нового БТР IVECO SUPERAV 8х8. Сообщается, что планируется организовать для Бразилии и выпуск варианта с колесной формулой 8х8 в качестве боевой машины огневой поддержки со 105-мм пушкой.

Наконец, с 2008 года IVECO сотрудничает с германской компанией KMW в области разработки новой 18-25-тонной перспективной боевой бронированной машины. Подробности проекта не освещаются.

Полная версия статьи опубликована в журнале «Экспорт вооружений»: http://cast.ru/files/Iveco.pdf

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники