Сегодня ожидается оглашение результатов бразильского истребительного тендера

Как ранее заявил министр обороны Бразилии Нельсон Жобим (Nelson Jobim), 5 апреля ожидается оглашение политического решения о выборе истребителя нового поколения FX-2 для ВВС Бразилии. Решение по этой программе станет одним из самых сложных и долгих за последнее десятилетие. Согласно заявлению президента Бразилии Луиса Игнасио Лула да Сильва решение будет основано на соотношении политических, экономических и социальных факторов наряду с ТТХ самолета.

Выбор между Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Dassault Rafale и Saab Gripen NG будет сделан на фоне интенсивного международного давления со стороны стран — потенциальных поставщиков. Госсекретарь США Хиллари Клинтон и король Швеции посещали Бразилию в течение марта, президент Франции Николя Саркози соблазнял Бразилию постоянным членством в Совбезе ООН.

Французская дипломатия, сделавшая ставку на бразильские амбиции, не ошиблась – Rafale был признан лидером гонки, а французское предложение объявляли предпочтительным и президент, и министр обороны Бразилии.

Не менее важным фактором является и история французско-бразильского ВТС: с 1972 г. Dassault»s Mirage был основным истребителем ПВО Бразилии. В 1974 г. в дополнение к ним были закуплены более дешевые американские тактические истребители Northrop F-5. Третьей группой военных самолетов Бразилии стали разведывательно-ударные AT-26 Xavante – лицензированная копия итальянских MB326.

К середине 1980-х гг. Бразилия развила собственный авиапром до такого уровня, что сама стала экспортером. Продолжилась и кооперация с Италией, вылившаяся в создание штурмовиков AMX, заменивших часть самолетов AT-26 Xavante и дополнивших парк тактических истребителей. В конце 1990-х гг. оставшиеся Xavante были заменены бразильскими самолетами Super Tucano.

В 2001 г. ВВС Бразилии объявили о программе замены устаревших истребителей Mirage с бюджетом 700 млн долл. Планировалось закупить 12 многоцелевых истребителей четвертого поколения. Среди претендентов значились F-16C, JAS-39 Gripen, Су-35 и Mirage 2000. Компания Dassault объединилась с бразильской Embraer и предложила совместную версию Mirage 2000BR. В 2005 г. тендер был аннулирован, а деньги перенаправлены на социальные программы.

Бразильским ВВС было поручено найти компромиссное решение для замены стареющих самолетов. Модернизированные б/у истребители были предложены Израилем, ЮАР, Россией и Нидерландами, но заказ получила Франция, предложившая 12 истребителей Mirage 2000 с вооружениями воздух-воздух нового поколения за 135 млн долл. Руководствуясь стратегическими соображениями дальнейшего развития долгосрочного ВТС, в 2000 г. Франция продала Бразилии авианосец Foch.

В 2008 г. министерство обороны Бразилии опубликовало Стратегию национальной обороны, содержавшую самый амбициозный в Латинской Америке план военных закупок, в рамках которого Франция получила три контракта стоимостью более 10 млрд. долл.

По мнению JDW, выбор истребителя класса Rafale с точки зрения оборонных потребностей Бразилии – это выстрел из пушки по воробьям. Даже с учетом расцвета бразильской экономики весьма сомнительным представляется ее способность профинансировать покупку и содержание парка из 120 французских самолетов. Это относится и к американским Super Hornet, которые, к тому же, подпадают под экспортные ограничения США. Кроме того, в латиноамериканском регионе просто нет рынка ни для Rafale, ни для Super Hornet бразильской сборки.

Пресса не обращает внимания на тот факт, что самим бразильским ВВС больше нравится шведский вариант — Gripen NG. Более низкая цена, высокие технологии, простота эксплуатации и экспортный потенциал делают его более подходящей заменой для бразильских F-5 и AMX. Однако политический фактор не на стороне Gripen – политический вес Швеции на международной арене несравнимо меньше, чем Франции или США. В этом контексте слова «политическое решение», прозвучавшие из уст министра обороны страны, могут значить очень много.

По мнению Janes, лучшим вариантом для Бразилии, если выбирать между французским и шведским предложениями, стало бы использование передачи технологий для создания собственного недорогого легкого истребителя, который бы повторил рыночный успех самолетов Tucano и Super Tucano.

Полная передача технологий означала бы для Бразилии независимость в создании, производстве и продаже истребителей.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники