Малайзия спешит модернизировать свои ВВС, потенциальные поставщики не скрывают скепсиса

Как сообщает в своем обзоре Flight International, ВВС Малайзии решительно приступают к обновлению и унификации парка боевой техники. По их мнению, он слишком разношерстный и недостаточно современный, что мешает малазийским военным на равных конкурировать с соседями. Однако вопрос с финансированием этих планов остается открытым, а поставщики опасаются очередного фальстарта.

В середине марта власти Малайзии уже выпустили запросы информации по истребителям и системам раннего обнаружения. Хотя оборонный бюджет на 2010 г. и был уменьшен на 17%, он составил 2.7 млрд долл., а в период 2005—2009 гг. он рос быстрее всех в Азиатско-Тихоокеанском регионе – на 8% в 2007 г., на 20% в 2008 г. и на 4% в 2009 г.

Выпуск запросов на информацию связан с тем, что сейчас разрабатывается десятый пятилетний национальный план экономического развития на 2011—2015 гг. При этом есть вероятность, что большая часть военных закупок Малайзии будет финансироваться за счет внебюджетных средств, как это было в случае с импортом A400M или Су-30МКМ.

Несмотря на то, что все формальности по выпуску запросов соблюдены, некоторые поставщики настроены скептично, поскольку запросы на истребители и ДРЛО выпускаются уже в третий раз. По словам источника в одной из оборонных компаний, «если и третий раз окончится безрезультатно, вряд ли мы захотим участвовать в этом балагане в дальнейшем».

После того, как стоявшего во главе малазийского правительства на протяжении 23 лет Махатхира Мохаммада сменил нынешний премьер Наджиб Раззак, внешняя политика страны стала гораздо более доброжелательной по отношению к США, которые, как ожидаются, теперь в большей степени готовы составить конкуренцию России и Европе на местном оружейном рынке. Президент Обама также посылает дружественные сигналы Малайзии и другим мусульманским странам, однако вряд ли Россия и Европа готовы сдать свои позиции без боя.

Flight International напоминает, что нынешний премьер, будучи министром обороны, принимал участие в подготовке контракта на поставку 18 Су-30МКМ, заключенного в 2003 г. и уже выполненного. «Рособоронэкспорт» же не устает повторять, что на этом тендере снова будет предлагать Малайзии Су-30.

Малайзия намеревается закупить истребители для комплектования одной-двух эскадрилий, то есть примерно 36—40 самолетов. Наряду с Су-30 рассматриваются также Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Lockheed Martin F-16 и Saab Gripen.

Позицию Boeing подкрепляет наличие в ВВС Малайзии восьми F/A-18D. Принимая во внимание стоимость содержания устаревших самолетов, в частности, Northrop F-5, издание полагает, что понадобится списать их и сделать парк ВВС более однородным. .

В прошлом году министр обороны Ахмад Захид подверг публичной критике МиГ-29 именно в связи с якобы чрезмерными расходами на поддержание их летной годности, высказавшись за списание этих самолетов до конца 2010 г. Однако, как полагает Flight International, усилиями политического лобби министерство отложило окончательное решение этого вопроса.

Шесть МиГ-29 уже списаны, однако еще десять остаются в строю и, как утверждает министр обороны, будут выполнять поставленные задачи еще несколько лет, получая обслуживание от Aerospace Technology System.

При этом министр высказал опасение, что «некоторые наши ВиВТ упали в цене», и в случае необходимости их получится продать только с изрядной скидкой.

Что касается самолетов ДРЛО, то по мнению Flight International, наиболее вероятными претендентами являются Saab Microwave Systems Erieye и Northrop Grumman E-2 Hawkeye. Сейчас ВВС Малайзии полагаются на Beechcraft King Air, один из которых был модернизирован Thales, а второй еще только ожидает скорой модернизации. Однако их возможности бледнеют рядом с сингапурскими Gulfstream G550, на которых установлены системы Elta Systems.

Flight International также полагает, что в этом году будут закуплены многоцелевые вертолеты, поскольку Малайзия намерена заменить свои 20 Sikorsky S-61 Nuri, первый из которых был получен в 1968 г. В 2007 г. победителем тендера был объявлен Eurocopter EC725, опередивший AgustaWestland AW101, Ми-17 и Sikorsky S-92, однако его результаты были аннулированы.

Результаты этого тендера были подвергнуты острой критике со стороны парламентской оппозиции. Высказывались предположения, что Малайзия переплачивает за вертолеты, вопросы вызвал и сам ход тендера. Однако сейчас Eurocopter по-прежнему считается фаворитом этого тендера на первую партию из 12 машин с перспективой доведения общего количества до 48 вертолетов.

В нынешнем году возможна и замена четырех патрульных самолетов морской авиации Super King Air, полученных в 1994 г. Идут переговоры с индонезийской госкомпанией Dirgantara Indonesia о поставке четырех Indonesian Aerospace CN-235. Протокол о намерениях может быть подписан в ходе выставки Defence Services Asia, которая пройдет в Куала-Лумпур 19—22 апреля.

Рассматриваются также варианты закупки Fokker 50 или Alenia Aeronautica ATR 42MP. Однако поскольку в малазийских ВВС уже есть CN-235, индонезийское предложение выглядит более предпочтительным.

Нам в П.2 совсем недавно доводилось публиковать довольно противоречивые высказывания малазийского главкома ВВС относительно целесообразности несписания или нецелесообразности списания МиГ-29. Способность Малайзии изыскать средства на реализацию вышеописанных планов в контексте неоднократных выпусков запросов на информацию напоминает финал известного отечественного мультфильма «Падал прошлогодний снег»:

«Он и в третий раз ходил за елкой, и добыл ее, но это было уже весной – и он отнес елку обратно…»

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники