Минобороны Индии официально подтверждает срыв лиценизонного производства Hawk

Министерство обороны Индии подтверждает претензии индийской самолетостроительной корпорации HAL к ее британскому подрядчику BAE Systems относительно срыва сроков производства УБС Hawk на мощностях HAL. Об этом говорится в опубликованном сегодня сообщении минобороны. Из 42 запланированных к сборке и постройке самолетов пока готовы только 12. Производство остальных задерживается из-за многочисленных дефектов комплектующих или их отсутствия.

Как утверждается в письменном ответе статс-секретаря минобороны Индии Паллам Раджу на запрос сенатора Мохсины Кидвай, производство 42 Hawk было запланировано на период с 2007—2008 по 2010—2011 гг. тремя партиями. Первые три самолета должны были быть собраны из крупноагрегатных комлектов, еще три — из мелкоагрегатных. Остальные 36 самолетов HAL намеревалась построить по лицензии. Однако в поставленном для HAL оборудовании и комплектующих были многочисленные несоответствия и дефекты (например, в лонжеронах крыла). Отдельных комплектующих не хватало. Необходимость отвлекаться на решение этих и сопутствующих проблем привела в итоге к срыву производственного графика.

HAL уже произвела 12 самолетов — три в 2008—2009 гг. и девять в 2009—2010 гг. ВВС Индии сейчас не испытывают острого недостатка подготовленных пилотов, поэтому задержка в поставках учебно-тренировочных самолетов для них не является критичной, а имеющиеся потребности, по данным минобороны, полностью удовлетворяются наличным парком средств обучения и подготовки.

В тексте ответа на запрос не дается оценка роли BAE Systems в срывах графика. Однако по мнению Аджая Шуклы из Business Standard, этим документом оборонное ведомство фактически присоединилось к претензиям HAL. Ранее индийская самолетостроительная корпорация уже заявляла, что британский контрагент ее подводит. BAE Systems претензии категорически отвергает.

Интересно, что несколькими днями ранее, 19 апреля, Financial Times сообщила, что BAE Systems ведет переговоры с индийским правительством о поставке еще 60 Hawk на сумму до 500 млн фунтов (около 770 млн долл.).

Со ссылкой на источники в оборонной промышленности газета предположила, что HAL может разместить заказ на лицензионное производство новой партии УБС уже в ближайшие месяцы.

Таким образом, история с сенаторским запросом и официальное подтверждение министерством наличия проблем с производством Hawk может иметь некоторые последствия для планов BAE.

В сентябре 2009 г. сообщалось, что глава HAL Ашок Наяк обвиняет британского партнера в недобросовестности. В частности, HAL якобы получила оснастку и инструментарий для производства устаревших модификаций Hawk. Кроме того, когда на это несоответствие было указано представителям BAE Systems, ответственным за подготовку сборочной линии Hawk в Индии, «они по каждому поводу консультировались с британским офисом и были абсолютно не в состоянии решить самостоятельно ни один вопрос». Отдельные детали и узлы — например, лобовое стекло — подрядчик потребовал присылать на сертификацию в Великобританию. При этом Ашок Наяк отрицал, что HAL испытывает какие бы то ни было сложности в освоении технологий.

«Мы имеем опыт сборки Jaguar и других самолетов. Проблема не в этом. Почему нам поставили неправильную оснастку и инструмент? Я могу привести вам триста конкретных примеров, некоторые из них потребовали нескольких недель на решение» — цитировала газета главу HAL.

Заметим, что британская компания в составе европейского консорциума заинтересована в победе Eurofighter Typhoon в индийском тендере на 126 истребителей. П.2 ранее сообщал, что недавний этап испытаний в условиях высокогорья Eurofighter Typhoon провалил. Эту информацию позже подтвердила газета «Ведомости». Надо думать, сенаторский запрос в минобороны не добавит лучезарности перспективам BAE на индийском рынке, который в последнее время стал для нее не менее важным, чем европейский, американский или саудовский.

Мы в П.2, впрочем, полагаем, что эта история вполне в духе индийской оборонно-промышленной парадигмы, когда некий проект — тендер или разработка собственного изделия — превращается в замкнутую самодостаточную систему, существующую довольно автономно от какой бы то ни было позитивной прагматики, логики и здравого смысла. А стало быть, прогнозы здесь вряд ли уместны.

Приложение: оригинал ответа минобороны на запрос сенатора

PRESS INFORMATION BUREAU (DEFENCE WING) GOVERNMENT OF INDIA

DELAY IN SUPPLY OF AJTs BY HAL

New Delhi: Vaisakha 02, 1932

April 22, 2010

Delivery of 42 (Hawk-AJT) aircraft was scheduled from 2007-2008 to 2010 – 2011 in a phased manner. Three aircraft were to be built from semi-knocked down (SKD) kits, three from completely knocked down (CKD) kits and 36 from raw material phase. The CKD and SKD kits were assembled on schedule. When production in raw material phase was taken up, it was found that the equipment supplied by the OEM had various shortcomings. The assembly jigs that were supplied did not meet the requirements, there was mismatch in the kits/components supplied, there were defects in major assemblies like the wing spar etc. These problems took time to overcome and hence affected the production schedule at HAL.

HAL has manufactured 12 aircraft till now, three in the year 2008-2009 and nine in the year 2009-2010, including the first aircraft from raw material phase. The Air Force is not facing any acute shortage of trained pilots and the delay in delivery schedule of AJTs by HAL is not affecting the Air Force. Indian Air Force is meeting its requirement by utilizing the existing resources for training of pilots

This information was given by Minister of State for Defence Shri MM Pallam Raju in written reply to Smt Mohsina Kidwai in Rajya Sabha today.

Фото: производственные линии HAL и BAE Systems

Фото 1. Сборочная линия Hawk в Бангалоре

Фото 2. Аджай Шукла утверждает, что по мнению BAE, причина проблем HAL частично кроется в примитивности ее конвейера

Фото 3. Сборочная линия Hawk в Великобритании.

Фото 1 и 2 — © Аджай Шукла, http://ajaishukla.blogspot.com; фото 3 — © BAE Systems.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники