В Малайзию едет ревизор. Французский

Сегодня, 28 апреля, в Малайзии ожидается прибытие Жозефа Брэама (Joseph Breham) и двух других французских юристов, занимающихся скандальным контрактом на поставку Малайзии французских подводных лодок. Они намерены добиться получения информации по этому делу от властей страны в интересах своего клиента — местной правозащитной организации Suaram. В самой Малайзии один из центральных персонажей возможного скандала сейчас занимает пост главы правительства и в состоянии в немалой степени контролировать прессу и настроения общественности. Вмешательство французов грозит перевернуть всю внутреннюю политику Малайзии вверх дном. Не говоря уже о репутации изготовителя лодок — DCNS.

Где DCNS и лодки — там жди скандала

Брэам и двое его коллег ведут расследование в контакте с французской прокуратурой, которая, по его словам, осуществляет параллельное расследование. Оно, как понимает П.2, пока ведется неформально, хотя, вероятно, и опирается на документы, изъятые у DCNS в рамках расследования коррупционных обстоятельств пакистанского контракта. Юристы Suaram впервые обратились с запросом на имя французских властей в декабре прошлого года, а в феврале этого года подтвердили свой запрос дополнительными документами.

Контракт на лодки, подписанный в 2002 г., курировал тогдашний министр обороны Малайзии Наджиб Разак, который сейчас возглавляет правительство страны. Предусматривалась поставка двух лодок Scorpene производства Armaris (дочка DCNS). Утверждается, что по условиям сделки один из приближенных к Разаку — Абдул Разак Багинда — получил комиссионные в размере 150 млн долл.

Нынешний малазийский сюжет разворачивается вокруг компании Perimekar, которая получила 114 млн евро за некие услуги в рамках контракта на французские лодки. По данным французских юристов, эта компания является дочкой другой — KS Ombak Laut Sdn Bhd, которую контролирует Разак Багинда через свою жену, являющуюся главным акционером.

Как докладывал малазийскому парламенту Зейнал Абидин (Zainal Abidin), занимавший пост замминистра обороны во время заключения контракта, Perimekar получила свои миллионы в счет оплаты неких услуг, однако французы предполагают, что на самом деле никаких услуг не было. По их данным, фирма Perimekar появилась в 2001 г., незадолго до подписания контракта, и не обладала ни финансами, ни достаточной компетенцией для какого бы то ни было содействия сделке. «Никто из руководства или акционеров Perimekar не обладал ни малейшими знаниями в области конструирования и обслуживания лодок, хотя эти 114 миллионов были размазаны по разным этапам постройки», — говорят они. Эти слова подтверждают тезисы малазийской оппозиции о том, что Perimekar, зарегистрированная за несколько месяцев до заключения контракта, была создана исключительно для прикрытия перемещения 114 млн евро в карманы подозреваемых.

Помимо того, что немалую часть стоимости контракта составили солидные комиссионные, ситуацию осложнили получившие огласку подробности контракта. Сообщается, что лодки поступили в Малайзию практически «пустыми», а за их начинку придется доплатить еще 130 млн евро.

Не паршивая овца

Прокуратура в Париже, видимо, не намерена ограничиваться только одним малазийским контрактом. Проводятся проверки обстоятельств других контрактов, идет поиск фактов получения взяток и откатов высокопоставленными чиновниками во Франции, Пакистане, других странах.

Оснований для такого рода подозрения предостаточно. Так, 26 октября прошлого года был вынесен обвинительный приговор и назначен штраф в размере 750 000 евро Жану-Кристофу Миттерану, сыну бывшего президента Франции, которого обвиняли в незаконном присвоении миллионов евро и подкупе должностных лиц в ходе поставок оружия в Анголу в 1993—1998 гг. в нарушение эмбарго ООН.

Французская Thales (бывшая Thompson-CSF) замешана в другом скандале. В 1992 г. ею были проданы Тайваню шесть фрегатов класса La Fayette на 2.8 млрд долл. По меньшей мере шесть человек, имевших отношение к этому контракту, скончались при подозрительных обстоятельствах. В их числе капитан тайваньских ВМС, который, как сообщала пресса, мог быть убит из-за своих намерений поставить власти в известность относительно фактов коррупции при заключении и исполнении контракта. То же предполагается и в отношении его племянника, тайваньского сотрудника Thomson, который работал на французскую разведку. Размер комиссионных по этой сделке оценивался в 600 млн долл., однако в октябре 2008 г. французский суд не смог определить виновных за отсутствием достаточных доказательств.

Вопреки неприятностям

Тем временем пресса сообщает о том, что компания DCNS и ВМС Малайзии подписали контракт на сумму 27 млн евро на поставку тренажера и сопутствующих услуг по подготовке малазийских подводников, которые будут учиться прокладывать курс, управлять вооружением и навигационным оборудованием лодки под руководством инструкторов. DCNS подчеркивает, что сделка свидетельствует о прочности сотрудничества с Малайзией. Как будто бы все идет своим чередом. Но это мы еще не знаем про индийские злоключения — кого?

DCNS. И ее лодок.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники