Рынок вертолетов Латинской Америки — обзор

Необходимость модернизировать вооруженные силы, повысить мобильность силовых структур и усилить контроль за границами для борьбы с наркоторговлей и другими формами организованной преступности способствует росту спроса на вертолеты в Латинской Америке. Чилийский журнал Enfoque Estratégico, освещающий проблемы вооруженных сил стран Латинской Америки, разместил в марте статью, посвященную обзору программ обновления вертолетных парков стран региона. П.2 публикует перевод этого небезынтересного материала — без комментариев. Отдельные подробности, как представляется, до сих пор на русском языке не сообщались.

Мексика

Федеральное правительство Мексики (как вооруженные силы, так и органы внутренних дел) – главный получатель денежной помощи в рамках инициативы «Мерида» (Iniciativa Mérida, она же «План Мехико»), одобренной конгрессом США в июне 2008 г. и направленной на борьбу с наркоторговлей и организованной преступностью. В период до 2011 г. Вашингтон передаст технику и осуществит подготовку специалистов на сумму 1400 млн долл.

Инициатива «Мерида» с самого начала забуксовала, поскольку Конгресс США блокировал обещанные мексиканским властям средства из-за докладов о неблагоприятном положении с правами человека в Мексике.

Администрация президента Обамы пересмотрела эту оценку на более высокую, что привело к высвобождению выделенных средств во второй половине 2009 г. В декабре 2009 г. правительство США передало Мексике пять вертолетов Bell 412EP стоимостью 66 млн. долл. Техника будет использоваться ВВС Мексики для транспортировки личного состава, ведения разведки и наблюдения.

Новые Bell 412EP поставляются в пакете с услугами по материально-техническому обеспечению, которые также финансирует правительство США в рамках иницитивы «Мерида». Соглашения о МТО подписаны пока на два года (2010-2011 гг.). Они предусматривают, помимо прочего, техобслуживаение и поставку запчастей для четырех вертолетов той же модели, уже находящихся в эксплуатации в Мексике. Таким образом правительство США хочет избежать проблем, сопровождавших аналогичную программу помощи в 1993-1997 гг. Тогда Мексика получила очень изношенные б/у вертолеты UH-1H из излишков США. Эти машины имели весьма ограниченное применение и в конце концов были списаны на запчасти.

Еще три новых вертолета Sikorsky S-70 Black Hawk, оснащенные тепловизорами FLIR, были заказаны в сентябре 2009 г. Их передача федеральной полиции Мексики намечена на первое полугодие 2011 г.

Кроме того, планируется приобретение шести современных вертолетов UH-60M Black Hawk для военно-морских сил Мексики, которые первыми (после самих Соединенных Штатов) смогут оценить эту модель, разработанную специально для операций на большой высоте и в жарком климате. Сделка (на сумму около 260 млн долл.) будет оплачена из средств, выделенных США в рамках инициативы «Мерида».

Значительную часть вертолетного парка мексиканских вооруженных сил составляет техника российского производства (около 60 единиц, в том числе Ми-8, Ми-17 и Ми-26). В конце 2006 г. был открыт центр обслуживания этих машин на военно-морской базе в Веракрус. В 2007 г. центр был расширен, здесь стали готовить пилотов и экипажи, в том числе на единственном в регионе тренажере Ми-17. В 2009 мексиканское правительство приступило к реализации плана повышения операционной готовности вертолетов российского производства.

В начале февраля 2010 г. в ходе официального визита главы российского МИД Сергея Лаврова было объявлено о том, что Мексика собирается закупить у России дополнительные вертолеты.

В начале 2009 г. у франко-немецкой компании Eurocopter были заказаны для использования в мирных целях шесть вертолетов EC725 Cougar.

Инициатива «Мерида» предусматривает также выделение 66 млн долл. на оборудование и подготовку кадров Белиза, Коста Рики, Эль Сальвадора, Гватемалы, Гондураса, Никарагуа и Панамы.

Коста Рика

В Коста Рике нет вооруженных сил, а есть лишь небольшая Служба воздушного контроля (Servicio de Vigilancia Aérea, SVA), которая подчиняется Министерству общественной безопасности и работает под командованием полиции. В ее распоряжении находятся 15 летательных аппаратов. Среди них – два вертолета MD 500E. До 2002 г. SVA располагала единственным транспортым вертолетом Ми-17. Потребность в новых, более функциональных вертолетах могла бы быть покрыта за счет передачи Bell Huey II в рамках инициативы «Мерида».

Сальвадор

На вооружении ВВС Сальвадора 34 вертолета Bell UH-1H/M, однако из них лишь 14 в строю, остальные находятся на хранении. Также ВВС Сальвадора располагает пятью Bell 412 и двумя MD 500, но лишь три Bell 412 регулярно используются (главным образом, как транспортное средство для чиновников). Правительство Сальвадора рассчитывает за счет инициативы «Мерида» модернизировать свои UH-1 до стандарта Huey II.

Гватемала

В 2008 г. в рамках инициативы «Мерида» Гватемала получила четыре Bell Huey II на сумму 21 млн долл. В 2009 г. к ним добавились еще две машины той же модели в пакете с услугами по МТО и подготовке персонала. Сохраняется потребность в средних транспортных вертолетах, и в ходе официального визита в Москву в ноябре 2009 г. президент Гватемалы Альваро Колом подтвердил факт переговоров о закупке до четырех Ми-17 российского производства.

Гондурас

На вооружении ВВС Гондураса находятся 14 вертолетов, но лишь девять из них в строю (пять Bell 412SP, два Bell UH-1H и два MD 500DS). Семь машин того же типа находятся на хранении в ожидании финансирования по инициативе «Мерида». Средства будут направлены на ремонт, а в случае с UH-1 – на модернизацию до стандарта Huey E.

Никарагуа

Вооруженные силы Никарагуа – главный эксплуатант вертолетов российского производства в Центральной Америке. Это связано с близостью двух государств в 1980-ые гг. Однако положение изменилось с провалом сандинистов на выборах в 1990 г. Большая часть российских вертолетов, (прежде всего боевые Ми-25) была списана и продана в Перу. Восемь Ми-8 и четыре Ми-25 остаются на вооружении, однако они нуждаются в срочном ремонте и модернизации. Два вертолета Ми-17В на сумму 15 млн долл. были заказаны в 2008 г. Первый из них в стандартной конфигурации был поставлен в июне 2009 г. Вторая машина в VIP-исполнении для использования правительством должна быть передана в первом полугодии 2010 г. Также в 2009 г. была объявлена программа по восстановлению ВВС при содействии российской промышленности. Кроме того, сообщалось о возможной закупке в 2010 г. от четырех до восьми Ми-17В для армии.

Панама

В конце 2008 г. Панама создала Воздушно-морскую службу, объединив Национальную воздушную службу и Национальную морскую службу. На вооружении новой структуры десять вертолетов, но лишь два из них (один Eurocopter EC145, заказанный в 2008 г. и поставленный в начале 2009 г., и один Bell 412SP, подаренный Тайванем в мае 2009 г.) были в строю в последние месяцы прошлого года. В конце 2009 г. правительство Панамы объявило о своем намерении отремонтировать и вернуть в эксплуатацию все воздушные суда SAM в течение 2010 г.

Бразилия

На Бразилию приходится половина военных расходов в Южной Америке, и это хорошо заметно как по оснащенности вооруженных сил этой страны, так и по программам закупок новой вертолетной техники. Планы правительства направлены на переоснащение силовых структур и развитие собственной оборонной промышленности. С этой целью Бразилия запускает программу производства 51 единицы Eurocopter EC725 Cougar с использованием комплектующих бразильского изготовления. Вертолеты будут произведены компанией Helibras, местным подразделением Eurocopter.

Контракт на производство EC725 стоимостью 2650 млн долл. был подписан в декабре 2008 г. в присутствии бразильского и французского президентов. Производство начнется во втором полугодии 2010 г., когда будут сданы первые три машины, собранные в Минас-Жерайс из компонентов, поставляемых Eurocopter. Производство техники, заказанной бразильским правительством, начнется в 2011 г. и достигнет наивысшего подъема в 2016 г. По соглашению с европейской компанией, Helibras также будет исполнять в будущем все заказы на EC725 от южноамериканских государств.

ВВС Бразилии располагают шестью б/у UH-60 Black Hawk и четырьмя новыми Sikorsky S-70 Black Hawk, оснащенными до уровня UH-60L, со специальными системами связи и навигации, а также возможностью установки оборудования для дозаправки в воздухе. Такое оснащение позволит этим вертолетам выполнять поисково-спасательные задачи и участвовать в спецоперациях. ВВС Бразилии планируют закупить до 15 вертолетов такой конфигурации. Вооруженные силы, располагающие на сегодня четырьмя S-70 Black Hawk, намерены приобрести по меньшей мере еще десять.

В 2007 г. бразильское правительство заказало в России десять ударных вертолетов Ми-35М. Сумма контракта оценивается в 150 млн долл. Комплектация включает в себя электронику, спроектированную израильской компанией Elbit и произведенную бразильской «дочкой» Elbit, компанией AEL. Ми-35 (бразильское название AH-2 Sabré) будут использоваться для наблюдения за зоной Амазонии (программа борьбы с наркоторговлей Amazon Surveillance System), особенно для контроля границ с Венесуэлой и Колумбией. Поставки ударных вертолетов начались в декабре 2009 г. и будут завершены в течение 2010 г.

В рамках исполнения другого контракта, подписанного в декабре 2010 г., Helibras модернизирует 34 вертолета Eurocopter Panther AS365K, стоящих на вооружении эскадрильи в Сан-Паулу. Машины будут оснащены двигателями Turbomeca Ariel 2C2 CG (15% дополнительной мощности), новыми системами навигации и коммуникации и цифровыми системами управления, совместимыми с приборами ночного видения. Также будет установлен четырехосевой автопилот, который снизит нагрузку на пилота во время ночных и тактических операций. Программа модернизации позволит увеличить жизненный цикл Panther на 25 лет. Работы начнутся в 2010 г. и продолжатся до 2021 г., в год планируется модернизировать по четыре вертолета. Две машины будут, по сути, реконструированы из-за полученных в последние годы повреждений.

ВМС Бразилии насчитывают 11 морских вертолетов Agusta-Westland Super Lynx Mk. 21A, с двигателями GEM 42 и радарами Seaspray 3000 с зоной покрытия 360º (на носу корабля). Из них шесть новых Super Lynx были заказаны в середине 90-ых, остальные пять — это приобретенные в 60-ые гг. Lynx Mk. 21, модернизированные до стандарта Lynx Mk. 21A в 90-ые гг. В настоящее время Lynx вновь модернизируют, а именно устанавливают на них системы наблюдения Star Saphire III (FLIR) и системы передачи данных.

В июне 2008 г. был подписан контракт стоимостью 195 млн долл. на поставку четырех морских вертолетов Sikorsky S-70 Sea Hawk, модернизированных до того же стандарта, что и вертолеты США MH-60R. Контракт включает опцион на две дополнительные машины, хотя долгосрочные планы ВМС подразумевают приобретение до десяти S-70. Sea Hawk заменит Sea King в борьбе с подводными лодками. Как Super Lynx, так и S-70 будут оснащены ракетами воздух-земля Penguin. Первая партия этих ракет на сумму 20 млн. долл. была заказана в декабре 2008 г.

Венесуэла

В 2005 г. Венесуэла запустила амбициозную программу расширения вертолетного парка своих ВС, что вылилось в заказ на 43 вертолета российского производства. Среди них многоцелевые Ми-17В-5, ударные Ми-35 и тяжелые транспортные Ми-26. Передача этих вертолетов была завершена в 2008 г. Большая часть этой в строю, хотя четыре Ми-17В были утрачены в инцидентах в 2008-2009 гг.

Венесуэла планирует закупить больше Ми-17В и, возможно, несколько Ми-35 и Ми-26. По оценке источников в Венесуэле, речь может идти о заказе еще до 50 машин. Также утверждается, что ВМС Венесуэлы рассматривают возможность приобретения нескольких Ми-14 в качестве альтернативы Ми-17В, хотя это потребовало бы возобновления производства этой модели в России, остановленного в начале 90-ых гг.

Колумбия

Колумбия, ведущая борьбу с наркоторговлей и партизанским движением, перед лицом растущей напряженности на границе с Венесуэлой продолжает расширять вертолетный парк своих ВС и полиции. На вооружении ВС этой страны 40 вертолетов Sikorsky UH-60 Black Hawk. Также Колумбия использует 12 Ми-17 из 16 закупленных в 1997-2002 гг. (остальные машины не уцелели). В феврале 2009 г. начались поставки 14 Ми-171, заказанных в 2008. ВВС Колумбии использует эскадрилью из 12 вертолетов Sikorsky AH-60L Arpia II / III, оснащенных для ведения разведки и контрпартизанских действий. Эта техника была модифицирована при содействии Elbit и оборудована современными системами навигации, наблюдения и управления огнем. Рассматривается возможность придать этим машинам (и еще дюжине уже заказанных вертолетов того же типа) возможность борьбы с бронированными целями путем установки ракет Spike производства израильской компании Rafael. Новая модель будет называться Arpia IV.

В составе ВВС Колумбии также находится 12 MD 500/530, используемых для разведки, и смешанный флот из Bell 212, TJH-1H и Huey II для транспортировки и связи.

ВМС Колумбии имеют на вооружении 9 вертолетов, в числе которых 412 и 212 модели Bell, MBB Bo 105CS и AS555 Fennec производства Eurocopter.

Эквадор

В 2008 г. Эквадор заказал семь вертолетов Dhruv производства индийской HAL на 45 млн долл. Техника была поставлена в запланированные сроки. Тем не менее, по поводу ее приобретения было много критики, поскольку одна из машин разбилась во время публичной демонстрации. Открытое расследование установило, что вертолеты не отвечали техническим требованиям, установленным в контракте.

В октябре 2009 г. были заказаны 2 вертолета Ми-171Э для ВС Эквадора, контракт оценивался в 22 млн долл. Эти машины будут использоваться для поддержки войск, охраняющих границу с Колумбией. Ожидается приобретение еще по меньшей мере четырех машин того же типа.

Перу

В Перу ВС и ВВС развивают программы восстановления и ремонта своего вертолетного парка, который насчитывает более 50 единиц средней и тяжелой техники российского производства (Ми-8, Ми-17, Ми-26Т). Большая часть этих машин вышла из строя за последнее десятилетие из-за нехватки средств на их обслуживание и ремонт. Это положение исправляется, и при содействии российской промышленности в 2009 г. был открыт сервисный центр. Только десять машин Ми-8/17 были в строю в 2005 г., к концу 2009 г. это количество удвоилось.

Ми-8/17 используются для поддержки сухопутных операций против остатков повстанческого движения Sendero Luminoso на юго-востоке страны. Для этих операций в 2008 и 2009 гг. у израильской Elbit было заказано некоторое количество систем ночного видения FLIR для установки на Ми-17. Рассматривается возможность приобретения партии Ми-17В5, а также нескольких ударных Ми-35 и Eurocopter AS550 Fennec для разведки и связи.

ВМС Перу закупают шесть вертолетов Sikorsky SH-3 Sea King из наличия США за 6 млн долл.

Чили

Чили в последние годы устойчивыми темпами модернизирует свои ВС. В 2007 г. были закуплены восемь вертолетов Eurocopter AS532 Cougar. Эти машины ошибочно представляли как предназначенные для транспортировки личного состава и грузов; на самом деле их задача – поддержка бригады спецназа ВС. Следовательно, сохраняется потребность в средних вертолетах для транспортировки и связи.

За последние годы чилийские ВС приобрели некоторое количество б/у Eurocopter AS350 Ecureuil, которые используются для разведки, обучения и связи. После того, как идея приобретения специального противотанкового вертолета была отвергнута, рассматривается возможность закупки дополнительных AS350 с противотанковым вооружением.

ВВС Чили уже получили первые из 12 Bell 412EP, заказанных в 2007 г. Ранее в их составе были четыре б/у машины этого типа, купленные в 2002 г. Ходили разговоры о возможной покупке пяти Ми-17В, однако ВВС Чили, похоже, вновь склоняются к закупке нескольких б/у Sikorsky UH-60 Black Hawk, предлагаемых правительством США.

ВМС Чили приобрели восемь б/у Eurocopter AS365 Dauphin II (в том числе четыре вертолета из состава Воздушного корпуса Ирландии) для связи и поисково-спасательных операций. Возможно, флот приобретет еще две машины того же типа — если получит финансирование. Также существуют планы по закупить три б/у Eurocopter AS-332F Super Puma, чтобы компенсировать недавнюю утрату одной машины и расширить парк ударных вертолетов

Аргентина

Армия Аргентины продолжает модернизацию своих Bell UH-1H Huey до стандарта II. Работы ведутся на базе Кампо де Майо в Буэнос-Айресе. Оборудование предоставляют компании Bell и Honeywell. Закончена работа над 12 вертолетами; планы предусматривают модернизацию всех стоящих на вооружении машин (то есть до 28 единиц).

ВВС Аргентины приобрели один б/у вертолет Bell 212 в 2009 г. (с опционом на второй) для поддержики миротворческих миссий на Гаити и на Кипре, а также для спасательных операций внутри страны. Машины оснащены системами FLIR. При наличии финансирования будут закуплены дополнительные машины того же типа или более функциональный Bell 412. ВВС нуждаются в десяти легких вертолетах для летной школы, и по меньшей мере пять машин будут закуплены в 2010 г.

Было объявлено о приобретении двух вертолетов Ми-171 на сумму 27 млн долл. для поддержки антарктических операций на базе Марамбио. Также будут закуплены пять учебно-тренировочных Bell 206 и отремонтированы военные Eurocopter Super Puma.

ВМС Аргентины получили четыре Sikorsky SH-3 Sea King из наличия ВС США в 2008-2009 гг., частично для того, чтобы заменить две машины того же типа, утраченные в результате пожара на борту ледокола в 2007 г. Рассматривается возможность приобретения в 2010-2011 гг. еще четырех Eurocopter AS555 Fennec для использования на борту. Оценив грузоподъемность вертолета Ка-29, арендованного для поддержки антарктических операций на 2007-2009 гг., ВМС Аргентины рассматривает возможность закупки одного или двух российских вертолетов этого типа.

Национальная Жандармерия (военизированная федеральная структура, созданная для охраны границ) получила три новых Eurocopter Ecureil AS-350B3E, приобретенные во Франции в 2009 г. Также Жандармерии будут выделены средства на приобретение первой партии из четырех вертолетов Bell UH-1H, модернизированных до стандарта Huey II. Всего же планируется закупить восемь машин этого типа. Вертолеты будут оснащены системами FLIR для круглосуточных действий.

Боливия

Боливия обнародовала планы по приобретению десяти вертолетов Ми-17 для использования полицией. Оплату предполагается осуществить за счет российского кредита на 100 млн долл. Рассматривается возможность дополнительной закупки этих вертолетов. Также заказаны два вертолета Eurocopter AS350B3 Ecureuil для ВВС.

Уругвай

Главным эксплуатантом вертолетной техники в Уругвае являются ВВС, в состав которых входит эскадрилья из 12 Bell 212 и UH-1H. Кроме того, в ее составе находятся два или три (из купленных некогда из числа излишков Великобритании шести) вертолета Westland Wessex HC2. В составе ВМС Уругвая – шесть б/у MBB Bo 105C, уступленных правительством Германии, а также два б/у Wessex от Великобритании.

Парагвай

В составе ВВС Парагвая семь вертолетов Bell UH-1H и три Helibras HB-350 Esquilo (AS350). . В составе ВМС находятся четыре HB-350.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники