Бундесвертолетен капут — падение «Тигра»

СМИ Германии стоят на ушах вторые сутки: бундесвер, кажется, остается без новых ударных вертолетов Eurocopter Tiger, на которые потрачено 3 млрд евро. Заказанные для переброски в Афганистан машины поступают с опозданием и в состоянии, не пригодном к эксплуатации. Цены при этом растут. А на транспортных NH90 бойцы сами отказываются воевать. Дело идет к тому, что придется просить вертолеты у французов. П.2 с интересом изучает свежую немецкую прессу.

Проблемы с вертолетами неожиданно стали центральной темой для обсуждения в немецком обществе. Документ, обнародованный минобороны во вторник, 25 мая, стал поводом для многочисленных возмущенных возгласов. Германия довольно болезненно относится к необходимости своего военного присутствия в Афганистане, особенно в контексте потерь, которые контингент несет с самого начала своей миссии в 2002 г. По этой причине считается, что бойцы в Афганистане должны получать лучшее вооружение и технику в кратчайшие сроки. Таким образом, EADS и Eurocopter стали в эти дни мишенью для интенсивной критики прессы и лидеров общественного мнения.

Источником информации по вертолетам стал документ за подписью Кристиана Шмидта — статс-секратаря министерства обороны, в котором утверждалось, что причиной задержек в реализации программы поставок Tiger в войска стали технические проблемы: в уже поставленных вертолетах обнаружились «вопиющие» недостатки, связанные с качеством проводки, суммарная длина которой в Tiger превышает 20 км. Они проявили себя вследствие вибраций, в том числе там, где проложены кабели. Несмотря на принятые меры, существенные проблемы с проводкой сохраняются. В докладе утверждается, что налет вертолетов не имеет отношения к проблемам с проводкой — дефекты выявлены у совсем новых машин.

Производитель не спорит, что проблемы с проводкой присутствуют, однако настаивает на том, что они не являются существенными для летной годности вертолетов. Глава Eurocopter Лутц Бертлинг призвал военных не преувеличивать значение «царапин» и не сваливать всю вину на промышленность. По его словам, французские Tiger налетали в Афганистане уже более тысячи часов. А вот немцы, по его мнению, не озаботились должной подготовкой своих машин к полетам. Так, они лишь недавно заказали песчаные фильтры, без которых вертолеты не могут действовать в условиях Афганистана.

По словам Бертлинга, неисправности будут ликвидированы к сентябрю этого года. В интервью телеканалу ARD он, впрочем, признал, что промышленность неверно рассчитала срок, необходимый на выполнение контракта.

Ситуация ухудшается в связи с заявлением министра обороны Карла-Теодора цу Гуттенберга, которое он сделал в среду, 26 мая. По словам министра, в связи с трудным финансовым положением Германии расходы на оборону будут сокращаться, а «отдельных ассигнований на выборочные закупки символического количества вооружений явно недостаточно».

ВС Германии заказали 80 вертолетов дочке европейского аэрокосмического концерна EADS — компании Eurocopter. Сумма заказа составляет 3 млрд евро. Бундесвер получил в конце 2009 г. в общей сложности 11 Tiger в двух предсерийных версиях. Шмидт полагает, что раньше второй половины 2012 г. — начала 2013 г. исправные вертолеты поставляться не будут.

Ханс-Петер Бартельс из фракции СДПГ в бундестаге обвиняет Eurocopter наравне с ответственными за закупки в бундесвере: «Вина за происходящее лежит как на промышленности, так и на бюрократах из армии. Теперь по их милости вертолеты не поступят в Афганистан вовремя».

Кроме того, по его словам, немецкий вариант Tiger в худшую сторону отличается от французского — он почему-то оптимизирован для применения против танков и в некоторой степени укрепленных сооружений типа бункер, но на нем отсутствует пушка, которая есть на французе.

Бартельс призывает правительство своей страны начать переговоры с Францией, которая тоже заказала вертолеты этого типа, о том, чтобы заменить 20 Tiger в немецком исполнении на французскую версию.

Спор между EADS и минобороны не ограничивается только вертолетами Tiger. Таким громким скандалом он обернулся в значительной степени потому, что это не первая проблема с немецкими военными вертолетами. До Tiger проблемы с качеством и графиком поставок возникли при реализации контракта на транспортно-десантный NH90. Из заказанных первоначально 43 NH90, поставки которых должны были завершиться к концу 2009 г., армия получила только 14 машин, которые все еще проходят войсковые испытания. В итоге поступление первого полностью отвечающего требованиям военных вертолета этой модели ожидается только в 2012 г.

При этом, по мнению военных, транспортный NH90 «выглядит не намного лучше» Tiger. Они негативно характеризуют NH90 по итогам его испытаний в Воздушно-десантной и воздушно-транспортной школе (главное военное учебное заведение ФРГ по аэромобильной тематике): «При любой возможности для транспортировки пехотинцев следует использовать альтернативы». Проще говоря, NH90 для переброски подразделений и высадки десанта не годится и как военный вертолет потерпел фиаско. Рампа оказалась слишком слаба, клиренс слишком мал, а на борт можно подниматься только в легкой обуви. Для полностью экипированных бойцов оказалось слишком мало места, а для оборонительного вооружения — пулемета — места не нашлось вовсе.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники