Англо-французская «Булава»

Недавно в Портсмуте прошли торжественные мероприятия в связи со сдачей ВМС Великобритании эсминца HMS Dauntless — второго Тип 45, стоимостью более миллиарда фунтов стерлингов. При этом и Dauntless, и его предшественник Daring до сих пор остаются практически полностью безоружными по причине провала испытаний их вооружения. Британская The Guardian выражает крайнюю степень сомнения в боеспособности дредноута — поскольку предназначенная для них система ПВО Sea Viper с треском провалила половину испытаний, а относительно ее соответствия заявленным характеристикам официальные лица хранят нехорошее молчание.

В ходе торжеств капитан Dauntless Ричард Пауэл должен был поддержать пафос события: «Это великий день для Королевских ВМС и особенно для команды, которая счастлива служить на этом фантастическом корабле. Моментом наивысшей гордости в моей карьере стал переход на базу ВМС мимо Круглой башни в Портсмуте — уверен, что этот корабль будет гордостью Королевских ВМС. Эсминцы этого типа призваны сформировать костяк британского флота. Эти корабли отличаются многофункциональностью и построены с использованием самых передовых технологий, позволяющих обеспечить первоклассную противовоздушную оборону…»

Как сообщает Guardian, пока что корабль капитана Пауэлла, к сожалению, не обладает вообще никаким противовоздушным потенциалом. Весь замысел эсминца Тип 45 сводится к ЗРС Sea Viper, состоящей из РЛС управления огнем Sampson (разработана с участием Британии) и системы вооружения PAAMS с ракетами Aster французского производства, предназначенными для уничтожения воздушных целей.

Компьютерное обеспечение корабля предоставляет американская компания Mercury Computer Systems, а система управления корабля использует операционную систему Windows 2000. Таким образом, невероятно дорогое европейско-британское оборудование оказывается напичканным американскими технологиями.

Ракетная система Sea Viper предназначена для защиты корабля от самых опасных воздушных угроз, таких как сверхзвуковые противокорабельные ракеты, разработанные в России и поставлявшиеся в Китай и Индию. РЛС Sampson устанавливается на топ-мачту эсминца, что позволяет ему «видеть» настолько далеко за горизонтом, насколько это возможно для надводного корабля. Вероятно, это добавляет несколько десятых долей секунды, чтобы предупредить о запуске сверхзвуковой ракеты, хотя вращающаяся конструкция радара увеличивает время обнаружения цели. ВМС других ведущих держав используют фиксированные радары, направленные в разные стороны и обеспечивающие постоянное и одновременное покрытие на 360º. Справедливости ради стоит отметить, что Sampson размещается выше и потому все же видит дальше.

Ракеты Aster, которыми вооружена система PAAMS, должны стартовать исключительно быстро, и разгоняться до скорости более 4 Мах за 10 секунд.

Пять лет назад предполагалось, что первый корабль Тип 45 будет готов заступить на боевое дежурство в 2007 г. Этот срок был перенесен на конец нынешнего года из-за трудностей с разработкой ракетной системы Sea Viper.

Тем не менее, финальные испытания системы, проведенные в декабре, закончились провалом. Таким образом, испытания оказались неудачными в двух из четырех раз, а оба эсминца остались без вооружения. Все, что у них есть на данный момент, это 4,5-дюймовая артустановка, которую можно использовать разве что для бомбардировки береговых целей, и пара легких 30-миллиметровых орудий, пригодных для обстрела пиратских шаланд и других целей аналогичного калибра.

Подробности оглушительного провала испытаний Sea Viper не разглашались, а в ответ на ряд запросов по этому поводу представитель министерства обороны сообщил следующее: «Обнаруженные в ракетах Aster конструктивные неполадки исправлены, а прямо сейчас вносятся небольшие изменения в конструкцию и проводится программа дальнейших испытаний, направленных на подтверждение того, что проблемы устранены».

В министерстве обороны утверждают, что все еще ожидают принятия в строй HMS Daring вместе с системой Sea Viper в назначенный срок — ноябрь текущего года.

Если, конечно, испытания пройдут успешно.

Официальные лица отказались ответить на другой вопрос: почему министерство обороны так уверено в том, что система способна поражать сверхзвуковые цели, если об испытательных стрельбах по сверхзвуковым целям ничего не сообщалось.

Учитывая молчание официальных лиц по этому вопросу, представляется, что оценить способность Sea Viper поражать сверхзвуковые цели можно будет только тогда, когда Тип 45 будет атакован ракетами БраМос или Москит. Один отставной капитан британских ВМС, комментируя подобную гипотетическую возможность в будущем, заметил: «оказаться в такой ситуации было бы весьма неразумно, вы не находите?»

Когда на весы бросаются двести жизней экипажа и более миллиарда фунтов стерлингов налогоплательщиков, с ним трудно не согласиться. Однако если не ставить Тип 45 на пути сверхзвуковых ракет, тогда непонятно, зачем он вообще нужен.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники