Государственная программа вооружения России на период 2011–2020 годов

Начало 2010 г. было отмечено активизацией работы российского правительства по разработке Государственной программы вооружения на период 2011–2020 гг. (ГПВ-2020). О новом документе в части, касающейся закупки вооружения и военной техники (ВВТ), пока известно немного. По словам премьер-министра Владимира Путина, «в соответствии с планом развития и формирования нового облика Вооруженных сил основное внимание, конечно, будет уделяться ядерным силам сдерживания, космической и противовоздушной обороне». Было объявлено, что планируется переоснастить ВС РФ цифровыми средствами связи, освоить серийное производство истребителя пятого поколения, закончить разработку новых проектов боевых кораблей. Одной из главных задач ГПВ-2020 является довести долю современных образцов вооружения в войсках к 2020 г. до 70%.

Была озвучена и стоимость новой ГПВ – 13 трлн руб. В ценах 2005 г. это примерно 7,8 трлн руб. по сравнению с 4,94 трлн руб., которые предполагалось выделить в рамках ныне действующей Государственной программы вооружения на период 2007–2015 гг. (ГПВ-2015). Таким образом, в постоянных ценах рост военных расходов в новой программе должен составить почти 60%. Однако стоит иметь в виду, что ГПВ-2020 рассчитана на десять лет, а ГПВ-2015 – на девять. Поэтому из расчета среднегодовых расходов (780 и 550 млн руб. соответственно) рост составит только чуть более 40%.

На сегодня более-менее известны цифры только по планируемым закупкам авиационной техники и средств ПВО. По словам Путина, в рамках ГПВ-2020 для Вооруженных сил РФ должно быть закуплено 1500 новых самолетов и вертолетов и 200 новых систем ПВО. В итоге доля современной авиатехники должна составить в ВВС 80%, а в ПВО – 75%. Напомним, что согласно ГПВ-2015 планировалось закупить 1000 «боевых комплексов фронтовой и тактической авиации». С учетом закупленных в 2007–2009 гг. самолетов и вертолетов, а также планов на 2010 г., уже сейчас понятно, что не менее половины новой авиатехники, которая будет закупаться в рамках ГПВ-2020, составит «переходящий остаток» от ГПВ-2015. При этом озвученные планы по приобретению отдельных типов самолетов позволяют предположить, что превалировать в «авиационном сегменте» ГПВ-2020 будут вертолеты.

С закупками военно-морской техники ясности нет. Даже самый главный проект российского флота – строительство ракетных подводных крейсеров стратегического назначения (РПКСН) пр. 955 и его модификаций – в силу неопределенности с будущим основного оружия этих РПКСН (баллистической ракеты «Булава») остается в подвешенном состоянии. Сейчас ведется строительство трех подводных лодок этого типа, при этом головная из них – «Юрий Долгорукий» – уже проходит испытания. Всего в рамках ГПВ-2015 предполагалось строительство пяти таких лодок, а вся серия должна была составить восемь единиц. Исходя из этих данных, можно предположить, что в рамках ГПВ-2020 будет как минимум заложено еще пять РПКСН пр. 955. Однако даже в случае окончания их строительства принятие этих лодок на вооружение будет зависеть от решения проблем с «Булавой».

Определенности с закупками ВВТ для сухопутных войск нет совсем. Вероятно, этот вопрос не решен и на официальном уровне, о чем косвенно свидетельствует известное апрельское интервью заместителя министра обороны Владимира Поповкина. В нем он сообщил о закрытии ряда программ разработки новой техники для сухопутных войск и покритиковал технологический уровень ныне закупаемых образцов ВВТ, включая и те, которые фигурировали в ГПВ-2015 (например, танки Т-90 и БМП-3).

Очевидно, что ГПВ-2020 еще будет корректироваться, хотя общие положения программы уже, скорее всего, утверждены. Напомним, что работа над ГПВ-2015 началась еще в 2003 г., а ее окончательный вариант был одобрен президентом только в 2006 г. Между тем, исходя из существующих данных, можно сказать, что новая ГПВ-2020 будет гораздо более масштабной, чем предыдущая программа, как по объему расходуемых средств, так и по качественному уровню решаемых задач. И хотя традиционные риски неисполнения новой программы (связанные с неэффективным использованием средств, высокой инфляцией и т.д.) остаются, сам факт начала работ над ГПВ-2020 говорит о постепенной выработке у руководства страны и Министерства обороны долгосрочного и системного подхода к развитию Вооруженных сил. А это уже само по себе дает повод для оптимизма.

Этот материал доступен также в PDF: http://www.periscope2.ru/pdf/100628-frolov.pdf

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники