Доклад правительства Германии об экспорте вооружений в 2008 году

В апреле 2010 г. правительство Германии выпустило традиционный ежегодный доклад об экспорте продукции военного и двойного назначения (Bericht der Bundesregierung über ihre Exportpolitik für konventionelle Rüstungsgüter). Доклад готовится на регулярной основе с 1999 г., в нем излагаются основы военной экспортной политики Германии, меры по укреплению системы контроля, а также сведения о конкретных поставках немецких вооружений иностранным государствам. В этот раз отчетный период – 2008 г.

Можно выделить ряд особенностей доклада:

  • в докладе не содержится данных по новым военным контрактам. Вместо этого он приводит стоимость выданных немецким правительством лицензий, разрешающих экспорт продукции военного и двойного назначения (ПВДН). В некоторой степени эти данные могут служить индикатором подписания новых экспортных соглашений на поставку ПВДН;
  • страны-получатели разделены в докладе на три группы. Первую представляют страны Европейского союза, вторую – страны НАТО, не входящие в ЕС, и приравненные к ним Австралия, Новая Зеландия, Швейцария и Япония, третью – все остальные государства. Последние делятся на страны с развитой экономикой, с развивающейся и беднейшие;
  • доклад выделяет из всей ПВДН особый подкласс – вооружения. К нему он относит всю технику, которая причиняет реальный урон (боевые самолеты, вертолеты, танки, стрелковое оружие и т.д.). Это обусловлено немецким законодательством, которое в отношении экспорта вооружений применяет разрешительную систему и довольно жесткий контроль по сравнению с экспортом прочей ПВДН. В итоге официальная статистика доступна только по трансфертам вооружений, в то время как о фактических поставках «обычной» ПВДН можно судить только на основе выданных лицензий. В докладе отмечается, что объемы поставок обычной ПВДН ниже, чем объемы выданных лицензий;
  • доклад слабо детализирован, особенно, что касается выдачи лицензий и поставок в страны первых двух привилегированных групп (ЕС, НАТО и приравненных к ним). В основном детализация сводится к общей стоимости всех выданных лицензий (или поставленных вооружений) за год в ту или иную страну, иногда с указанием вида переданной техники.

Кодекс ЕС – основа немецкой экспортной политики

Значительное место в докладе отводится подробному освещению принципов политики ФРГ в области контроля за экспортом обычных вооружений. Детально излагаются события отчетного года в эволюции международных режимов экспортного контроля, позиции правительства по наиболее важным проблемам (Вассенаарские договоренности, Регистр обычных вооружений ООН, легкое и стрелковое оружие, проект Международного договора о торговле обычным оружием и другие).

Германия является участником принятого в ЕС в 1998 г. Кодекса поведения при торговле оружием. В новом докладе сообщается о дальнейшем развитии кодекса. В декабре 2008 г. ЕС принял совместную позицию относительно «общих правил контроля за экспортом военных технологий и военной продукции», которые вводят политические обязательства по кодексу в правовое поле. Правила содержат восемь критериев, которые все партнеры по ЕС обязаны соблюдать в своей политике экспорта ПВДН. Документ ужесточает требования при решении вопроса о поставках вооружений, в первую очередь странам «третьей группы», в частности соблюдение ими прав человека. Так, согласно этому решению практикуемые ФРГ добровольные уведомления союзников об отказах в поставках ВВТ в ту или иную страну становятся теперь обязательными для всех членов ЕС. Партнеры по ЕС в случае намерения осуществить поставки в данную страну обязаны провести консультации с государством–членом Союза, распространившим уведомление об отказе. Для претворения правил в жизнь, сообщается в докладе, страны ЕС провели в 2008 г. 43 консультативные встречи.

В докладе высоко оцениваются принятые Европейским парламентом в декабре 2008 г. директивные инструкции, упрощающие условия перемещения военной продукции внутри ЕС, которые вступили в силу 30 июня 2009 г. К 30 июня 2012 г. должны быть внесены соответствующие изменения в национальные системы контроля за экспортом ПВДН всех стран Союза. Инструкции предусматривают либерализацию режима выдачи предприятиям стран ЕС экспортных лицензий, рекомендуя шире практиковать предоставление многократных или общих лицензий. Новые инструкции, считают авторы доклада, будут способствовать европейской интеграции в оборонной сфере. Правительство ФРГ принимает меры по упрощению порядка выдачи лицензий, адаптируя национальную систему контроля к требованиям Европарламента.

Особое место отводится проблеме контроля за распространением легкого и стрелкового оружия (ЛСО). Разрешение на вывоз ЛСО, как и тяжелых вооружений, в ФРГ выдается только в том случае, если в качестве покупателя выступают государственные организации стран-получателей, поставлять оружие частным фирмам-покупателям запрещено. Как отмечается в докладе, правительство считает, что такой подход, хотя и не вошедший в практику большинства государств-поставщиков, представляет собой существенный вклад в предотвращение нелегального распространения ЛСО.

Разрешение на экспорт ЛСО в страны «третьей группы» выдается в редких случаях, а сделки часто оформляются в соответствии с принципом «новое в обмен на старое»: получатель новой партии оружия не имеет права продавать заменяемое старое оружие и должен его уничтожить. Кроме того, поставщик должен добиваться от покупателя обязательства уничтожить поставляемое оружие, после того как оно будет снято с вооружения. В ФРГ действует запрет на вывоз технологий и оборудования для производства ЛСО.

Выдано лицензий на 8,32 млрд евро

Лицензии на экспорт продукции военного и двойного назначения (ПВДН) выдаются в Германии двух видов – разовые и многократные. Сведения о выданных лицензиях предоставляются в докладе в объеме, не нарушающем законодательные рамки. Так, в соответствии с требованием о защите коммерческой тайны не называются имена экспортеров. Также нет данных о предварительных запросах предприятий на получение лицензий на планируемые поставки (как правило, запросы на получение лицензии поступают заранее, еще до начала реальных переговоров с потенциальным иностранным покупателем). Сведения об отказах в выдаче лицензий даются в общей форме во избежание использования их в качестве источника информации конкурентами из других стран.

Всего в 2008 г. немецкое правительство выдало лицензий на экспорт ПВДН на сумму 8,32 млрд евро, из них разовых на 5,78 млрд и многократных на 2,54 млрд евро. Как и ранее, общая цифра в 8,32 млрд евро в докладе не приводится, агрегированные показатели даются только по видам лицензий.

Разовые лицензии

В 2008 г. было выдано 15 458 разовых лицензий (без учета разрешений на временный вывоз – выставки, презентации и прочее) общей стоимостью 5,78 млрд евро: в страны ЕС – на 1,83 млрд евро, в страны НАТО и приравненные к ним – на 810 млн евро, в страны «третьей группы» – на 3,14 млрд евро. Рост по сравнению с 2007 г., когда было выдано 15 823 лицензии на сумму 3,67 млрд евро, составил почти 60 %. Главная причина столь резкого роста – выдача больших по стоимости лицензий на экспорт оборудования и систем для строительства подводных лодок, фрегатов и боевых кораблей в Южной Корее. В итоге в 2008 г. эта страна стала первой в списке стран-покупателей немецкой ПВДН (см. рисунок 1), значительно опередив традиционного лидера в этом отношении – США.

Рисунок 1. Первые десять стран-покупателей немецкой ПВДН в 2008 г.*, млн евро

* – по стоимости разовых лицензий ПВДН, выданных немецким экспортерам ПВДН.

Источник: данные доклада.

Рывок Южной Кореи также привел к тому, что впервые за много лет стоимость разовых лицензий, разрешающих экспорт в страны «третьей группы», превзошла стоимость лицензий для первой и второй групп (стран ЕС, НАТО и приравненных к ним, см. рисунок 2).

Рисунок 2. Стоимость разовых лицензий на экспорт немецкой ПВДН по группам стран-покупателей в 2003–2008 гг., млн евро

Источник: данные доклада.

Россия по итогам 2008 г. вошла первую двадцатку стран–покупателей немецкой ПВДН, заняв двадцатое место с 41 млн евро. Контракты с Россией предполагали в основном поставки продукции двойного назначения: космической аппаратуры, охотничьего оружия, спортивных винтовок, пистолетов, револьверов, бронированных автомобилей и т.д.

Рисунок 3 отражает распределение выданных разовых лицензий по видам ПВДН. На первом месте в 2008 г. благодаря контрактам с Южной Кореей оказались лицензии, разрешающие экспорт продукции военного кораблестроения (30 % от общей стоимости экспортных лицензий), а на втором – обычно первые лицензии на экспорт гусеничной и колесной бронетехники (23 %). Затем идут лицензии на поставку военной электроники (14 %) и прочей ПВДН.

Рисунок 3. Распределение стоимости разовых лицензий, выданных в 2008 г., по видам ПВДН

Источник: данные доклада.

В 2008 г. резко увеличилась стоимость разовых лицензий, выданных на экспорт собственно вооружений. Она выросла с 464 млн евро до 2,62 млрд евро (см. рисунок 4), что составило 42 % от общей стоимости всех выданных разовых лицензий. Из этой суммы на страны «третьей группы» пришлось 2,05 млрд евро (в 2007 г. – 265 млн евро), при этом главный вклад, естественно, сделала Южная Корея (1,67 млрд евро). Кроме того, из крупных получателей немецких вооружений отмечен Сингапур (308,4 млн евро), однако что именно закупила эта страна, не сообщается. Видимо, имеется в виду приобретение Сингапуром основных танков Leopard 2A4 из наличия бундесвера.

Рисунок 4. Стоимость разовых лицензий на экспорт немецких вооружений*, выданных в 2003–2008 гг., млн евро

Источник: данные доклада.

Многократные лицензии

Многократные лицензии предоставляются на экспорт только в страны НАТО и приравненные к ним (то есть только в страны второй группы) на двухгодичный срок. Они дают право осуществлять многократные поставки одному или нескольким иностранным получателям, прежде всего в рамках сотрудничества по межправительственным соглашениям. Многократные лицензии являются эффективным средством развития европейской военно-технической кооперации, поясняется в докладе.

Ежегодный объем выданных многократных лицензий в прошедшее десятилетие резко колебался. Если в 1997 г. он достиг своего пика – около 10 млрд евро, то в 1999 г. упал до нуля. С 2003 г. наблюдается подъем, однако в 2008 г. вновь произошло падение, причем весьма существенное – было выдано 146 многократных лицензий общей стоимостью 2,54 млрд евро, или вдвое меньше, чем в 2007 г. (см. рисунок 5). Причины колебаний в докладе не поясняются.

Рисунок 5. Стоимость многократных лицензий на экспорт немецкой ПВДН, выданных в 2002–2008 гг., млн евро

Источник: данные доклада.

Отказы в выдаче лицензий

В 2008 г. зафиксировано 52 отказа в выдаче лицензий на поставку ПВДН общей стоимостью 305,7 млн евро. Это сравнительно небольшое число авторы доклада объясняют практикой предварительных обращений со стороны поставщиков в тех случаях, когда речь идет о возможных поставках в «страны риска». В докладе приводятся наиболее крупные по стоимости отказы в четыре страны: Ливию (131,8 млн евро), Венесуэлу (46 млн евро), Шри-Ланку (42,6 млн евро) и Бангладеш (41,1 млн евро). Кроме того, было отказано в выдаче лицензий на поставки в Египет, Грузию, Китай, Индию, Индонезию, Израиль, Иорданию, Йемен, Пакистан, Россию, Тайвань, Чад, Турцию, Украину, ОАЭ и другие страны.

Поставлено вооружений на 1,43 млрд евро

Количество переданных вооружений в 2008 г., как и в прошлые годы, отличается от стоимости полученных лицензий за указанный год. Различия возникают в связи с тем, что реализация разрешений на вывоз военной продукции нередко происходит не в год получения, а в последующий год или годы. В докладе подчеркивается, что учет трансфертов ведется только в отношении вооружений. Оценка объемов экспорта других видов ПВДН осуществляется на основании данных экспортных лицензий и потому носит приблизительный характер.

В 2008 г. из Германии было вывезено вооружений на сумму 1,43 млрд евро, что составило 0,14 % общего немецкого экспорта (в 2007 г. – 1,51 млрд евро, 0,16 %; см. рисунок 6). Из них стоимость поставок из нового производства составила 1,29 млрд евро, а переданного поддержанного вооружения из наличия бундесвера – 135,1 млн евро.

Примерно 70 % поставок новых вооружений (904,3 млн евро) в 2008 г. пришлось на государства ЕС, НАТО и приравненные к ним. Основную часть получили Австрия (338,3 млн евро) и Греция (119,6 млн евро). Согласно отчету Германии в Регистр обычных вооружений ООН (также приводимом в докладе), главным приобретением Австрии стали четыре истребителя Eurofighter, а Греции – 16 основных танков Leopard 2. Стоимость «новых» трансфертов в страны «третьей группы» составила 288,8 млн евро. Крупнейшим получателем здесь стала ЮАР, которой была передана одна неатомная подводная лодка пр. 209/1400 (180,3 млн евро), а также Южная Корея (145,5 млн евро; видимо, поставки для лицензионного строительства подводных лодок пр. 214, хотя доклад точно не поясняет). В свою очередь, более 90 % поддержанного вооружения (по стоимости) из наличия бундесвера ушло в Южную Корею. Насколько можно судить, имеется в виду приобретение этой страной ЗРК Patriot РАС-2 из наличия ВВС ФРГ.

Рисунок 6. Стоимость поставленных немецких вооружений* в 2003–2008 гг., млн евро

Источник: данные доклада.

Стоимость поставленных немецких вооружений в 2008 г. по странам-получателям, тыс. евро

Страна

Стоимость поставок

Страна

Стоимость поставок

Австрия

338 310

Швеция

10 054

ЮАР

180 311

Франция

8962

Южная Корея

145 457

Финляндия

8295

Греция

119 557

Словения

8070

Нидерланды

97 506

Дания

5977

ОАЭ

87 774

Румыния

4775

Турция

63 728

Литва

4194

Испания

51 739

Мексика

4064

Великобритания

42 781

Пакистан

3367

Сингапур

40 313

Малайзия

3191

Бельгия

31 621

Иордания

2129

Чили

26 856

Польша

2075

Норвегия

26 533

Люксембург

1787

США

22 974

Латвия

1461

Швейцария

22 833

Ливан

1303

Италия

22 425

Индия

1117

Чехия

14 545

Албания

1000

Саудовская Аравия

13 085

Прочие страны

7486

 

 

Итого

1 427 655

Источник: данные доклада

Этот материал доступен также в PDF: http://www.periscope2.ru/pdf/100705-germany.pdf

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники