Новый успех китайского авиапрома

Майский выпуск Kanwa Asian Defence публикует статью, посвященную успехам китайской Shenyang Aircraft Corporation в разработке палубного истребителя J15. Многочисленные наблюдатели удивлены стремительным прогрессом — неожиданным даже для столь мощной и динамичной промышленности, как китайская. Однако есть и затруднения — в Китае нет палубных летчиков, которые могли бы провести испытания нового истребителя, есть ряд проблем с системой управления, а самостоятельно разработанный двигатель WS10A Taihang требует доводки. Предположительно, эти сложности не являются критичными, поскольку темпы создания J15 должны соответствовать темпам постройки первого китайского авианосца.

По данным источника Kanwa в китайской авиационной промышленности, компания Shenyang Aircraft Corporation в ноябре пришлого года завершила сборку первого прототипа палубного истребителя J15. Многочисленные информированные источники также заявляют о том, что начиная с ноября 2009 г. начались испытания этой копии советского опытного палубного истребителя Т10К со сложенными крыльями на территории Shenyang Aircraft Corporation. До января 2010 г. не было свидетельств того, что самолет проходил испытания в воздухе.

Самолет со складывающимся крылом очень похож на Су-33, и западные военные атташе в Пекине ошибочно приняли его за третий прототип Т10К, который Китай ранее приобрел на Украине. Но Kanwa подтверждает, что J15 в желтой раскраске уже официально несет бортовой номер «J15» и был самостоятельно произведен Shenyang Aircraft Corporation. Предполагается приступить к летным испытаниям начиная с 2010 г. Причину столь быстрого производства копии Су-33 заключается в том, что КНР приобрел прототип Су-33 на украинском научно-исследовательском полигоне «НИТКА». По данным источника Kanwa: «с учетом проведенных испытаний, вопрос со складывающимися крыльями уже разрешен».

В настоящее время ключевым элементом являются летные испытания. Имеются серьезные системные проблемы в данной области. Как утверждает журнал, в соответствии со сложившейся в КНР практикой, летные испытания должны производиться на авиационном заводе, на котором все испытатели являются выходцами из ВВС. Пилоты-испытатели, пришедшие из морской авиации, отсутствуют. После этого самолет должен быть направлен на испытательный центр ВВС Yanliang для дальнейших испытаний. Таким образом, ВМС должны создать собственный испытательный центр, где должны пройти обучение летчики-испытатели флота. На сегодняшний день подобный флотский центр только строится. Остается неизвестным, каким образом будут проходить испытания J15.

Kanwa прогнозирует, что первый китайский авианосец будет иметь на вооружении китайскую версию истребителя Су-33, конструкции которого практически полностью соответствует J15. Четыре года назад китайский флот выбирал тип палубного самолета. Компания Chengdu Aircraft Company предложила переоборудовать свой истребитель J10 в двухместный самолет для базирования на китайском авианосце, но это предложение было отвергнуто. Основная причина, как утверждает журнал, заключается в том, что Shenyang Aircraft Corporation необходимо производить новые самолеты для собственного выживания.

В отношении двигателя, установленного на самолете, источник Kanwa подтверждает, что авиадвигатель «Taihang» (WS10A) находится в стадии разработки и не принят на вооружение ВВС и ВМС. Проблемы с WS10A приобрели хронический характер, главными из них являются применяемые материалы и надежность двигателя. Композитные материалы китайского производства не соответствуют российскому или американскому уровню, ни по структуре, ни по качеству. Учитывая эти разработки, скорость создания J15 должна соответствовать темпам строительства китайского авианосца. В результате импорт Су-33 для КНР более не представляется необходимым.

Пройдя испытания на наземных стендах, «Taihang» имеет ресурс 500 часов до первой переборки. Но как только этот двигатель оказывается в воздухе, у него часто возникают технические неисправности. Именно по этой причине истребители J10B и J11B не оснащаются «Taihang».

Источник Kanwa в пакистанских ВВС заявил, что в случае экспорта истребителя J10A в Пакистан они не будут оснащаться двигателями «Taihang», и это вероятнее всего будет означать, что для истребителя FC20 (пакистанской модификации J10A) будет выбран западный или российский двигатель, что повлечет за собой рост стоимости истребителя.

Второй и наиболее важной проблемой является система управления полетом J15, имеющая в основе систему, установленную на истребителе J11B, производство которого сопровождается различными проблемами. Система должна быть перепроектирована. В этом случае летные испытания J15 в этом году могут столкнуться с определенными трудностями.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники