CAPTOR-М и индийские перспективы евроистребителя

Итальянская Selex Galileo (подразделение Finnmeccanica Company) получила контракт консорциума Eurofighter на поставку 88 многорежимных импульсно-доплеровских БРЛС CAPTOR-М для установки на истребители Eurofighter Typhoon серии 3А (tranche 3A). Сумма сделки составила 200 млн. фунтов стерлингов (316,5 млн. долл.), срок поставки по контракту — 2012 г.

По данным Selex Galileo, компания совместно с партнерами по консорциуму Euroradar — компаниями EADS Defense Electronics и Indra Sistemas — может поставить более 400 радаров CAPTOR-М.

По заявлению генерального директора Selex Galileo Стива Могфорда, компания продолжит развитие БРЛС CAPTOR-М, совместно с ключевыми партнерами по программе Eurofighter продвигая передовые технологии на рынке и развивая оперативные возможности Eurofighter.

Контракт также позволит значительно поддержать развитие программы создания радара с активной антенной решеткой CAESAR и расширить продуктовую линейку Euroradar. БРЛС с АФАР должна быть разработана к 2015 г., когда планируется начало поставок Eurofighter с новыми бортовыми системами.

Разработка БРЛС для европейского истребителя до сих пор являлась одной из наболее проблемных зон всего проекта. Подписание этого контракта позволяет говорить о том, что участники консорциума наконец определились в отношении дальнейшей судьбы и объемов поставок истребителей Eurofighter Typhoon серии 3A. Правда, не вполне ясным остается, как будут распределены по получателям эти радары — вполне возможно, например, что в прогнозе учтены и потенциальные объемы поставок по индийскому тендеру MMRCA, тем более на фоне публикаций в индийских медиа о выходе истребителя Eurofighter Typhoon в финальную часть тендера.

В тоже время прогноз по поставкам CAPTOR-М достаточно явно говорит о некоторой отсрочке начала масштабного переоснащения строевых и вновь поставляемых истребителей Eurofighter Typhoon БРЛС с активной антенной решеткой.

Значительное влияние на этот процесс, безусловно, окажет ход тендера MMRCA. В случае выбытия Eurofighter Typhoon из тендера исчезнет мощный внешний стимул, и разработчики радара (в первую очередь Selex Galileo) могут вообще оказаться перед отсутствием четких ориентиров по форсированию работ для стран-участниц консорциумов EADS и «Euroradar».

Сейчас на Eurofighter используются многорежимные импульсно-доплеровские БРЛС ECR-90 CAPTOR. В отличие от ECR-90, БРЛС CAPTOR- M классифицируется как импульсно-доплеровский многофункциональный радар Х-диапазона с модульной архитектурой. В радаре используется механическое сканирование и более 30 оперативных режимов для использования в режимах «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». На БРЛС CAPTOR-М в качестве дополнительных функциональных опций интегрируются азимутальный привод или ограниченная антенная решетка, установленная на вращающейся горке внутри угловой антенны (автомат перекоса радара). Это позволит использовать преимущества технологий радаров с активными антенными решетками, но с более широким радиусом сканирования, что радикально повышает возможности использования БРЛС с механическим сканированием для применения ракет «воздух-воздух» с радиолокационным наведением.

На фоне отсутствия отработанных промышленных технологий производства и, как следствие, фактической неготовности к выведению на рынок полнофункциональной БРЛС с активной антенной решеткой руководством и специалистами Eurofighter и Selex Galileo в последние годы упор делается на позиционировании CAPTOR-М как достаточно эффективной альтернативы радарам с АФАР. Подобная позиция тем более активно стала утверждаться в официальных заявлениях по мере накаливания ситуации вокруг тендера MMRCA, где интеграция радара с АФАР и возможность последующей передачи базовых технологий индийской стороне является едва ли не основным требованием к участникам тендера.

Специалисты Eurofighter и Selex Galileo также утверждают, что CAPTOR-M по многим параметрам даже превосходит находящиеся в эксплуатации радары с АФАР. По их мнению, хотя радары с активной антенной решеткой по функциональным характеристикам при работе в режимах поиска и сопровождения целей способны обеспечивать быстродействие примерно на треть большее, чем БРЛС с механическим сканированием, CAPTOR-М имеет определенное преимущество за счет «большей дальности обнаружения и азимутальному охвату, особенно на границах сканируемого сектора, где весьма существенные потери энергетического потенциала существенно снижают производительность радаров с АФАР». Это очень важно при пусках ракет класса «воздух-воздух» с радиолокационным наведением за пределы визуальной видимости (beyond visual range – BVR), когда важным является удержание визирования радаром ракеты в допустимом створе с целью. Для радаров с АФАР при отклонении луча с возрастанием угла азимута (вследствие неизбежного уменьшения эффективной апертуры) появляются определенные ограничения. Именно по данному показателю CAPTOR-M с широким углом сканирования и предельным азимутальным углом предоставляет важное преимущество пилотам Eurofighter Typhoon.

Тем не менее, вне зависимости от хода работ по дальнейшей модернизации БРЛС CAPTOR-M перспективной целью компании (равно как и консорциума Euroradar) все же является разработка полнофункциональной БРЛС именно с активной фазированной антенной решеткой (модификация CAPTOR- E). Selex Galileo в качестве основного акционера Euroradar является ключевым разработчиком БРЛС с активной фазированной антенной решеткой CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanned Array Radar), работа над созданием которого ведется с апреля 2002 г. Акценты при разработке программы ставились таким образом, что с одной стороны CAESAR должен обеспечить полную адаптацию и интеграцию всего комплекса радиоэлектронного оборудования на платформу Eurofighter Typhoon и с другой стороны должен обеспечить модернизацию базовых компонентов существующей БРЛС CAPTOR-М в виде непрерывной эволюции компонентов и систем. По достижению завершающей стадии разработки программы CAESAR предполагается интеграция полноценных приемо-передающих модулей и процессоров в дополнение к возможности обеспечения адаптации к радару блока управления (Antenna Control Unit — ACU) и необходимой антенной решетки.

Параллельно Selex Galileo является исполнителем контракта по проводимой Великобританией независимой инициативной программе создания на базе истребителя Eurofighter Typhoon демонстратора технологий с целью апробации БРЛС с АФАР. Первоначальный объем финансирования составил 20 млн фунтов (около 30 млн долл. США). В рамках контракта предполагается создание радара с активной антенной решеткой для последующего оснащения строевых истребителей Королевских ВВС (сумма сделки 19 млн фунтов стерлингов, 29,8 млн долл.). Контракт предполагает разработку и создание многофункционального радара с синтезированной апертурой, с высоким разрешением на фоне поверхности земли и возможностью использования широкополосных каналов связи.

На первоначальной стадии разработка радара ведется в рамках программы создания демонстратора технологий (Technology Demonstrator Programme — TDP). Идеология TDP ориентирована на разработку радара с синтезированной апертурой (Synthetic Aperture Radar — SAR), способного обеспечивать обнаружение, сопровождение целей и наведение управляемого вооружения различных классов, а также функции картографирования, радиоэлектронной разведки и связи, в том числе во всепогодном и круглосуточном режимах.

По видению министерства обороны Великобритании, цель программы — получить РЛС с «расширенным обзорным диапазоном и повышенными параметрами производительности» по сравнению с эксплуатируемыми радарами с АФАР, что позволит включить истребитель Typhoon в число перспективных «платформ будущего». Программа разработки рассчитана на 5 лет, однако по оценке компании, предположительно первый прототип будет создан к 2013 г. Свидетельством высокого темпа работ является фактическая готовность в феврале 2009 г. прототипа радара с активной антенной решеткой, разработанного в рамках контракта. Этот радар после проведения этапа наземных и стендовых испытаний проходил апробацию на истребителях Typhoon в рамках проведения комплекса летных испытаний. В ходе Farnborough-2010 некоторые источники также указывали на возможное дополнительное форсирование работ по программе.

В радаре предполагается использование наклонной вращающейся антенной решетки (разработкой которой также непосредственно занимается Selex Galileo), опытный образец которого прошел тесты на шведских истребителях Gripen.

Безусловно, активизируя работы по радару с АФАР и привлекая Selex Galileo в качестве ведущего разработчика, Велиобритания таким образом пытается позиционировать Typhoon в качестве перспективного полнофункционального комплекса, причем преимущественно ориентированного на неевропейских заказчиков. Это демонстрирует не только особую позицию Великобритании в вопросе дальнейших перспектив истребителя на европейском рынке, но и желание выделить коммерческую составляющую проекта (определяемую конъюнктурными позициями на мировом рынке), придав ему дополнительный импульс именно в данном направлении.

Такая точка зрения подтверждается тем, что Euroradar уже предлагает использовать этот проект в качестве пилотного по переоснащению БРЛС CAESAR строевых Typhoon из состава ВВС Германии, Великобритании, Италии и Испании. По заявлению главы компании Selex Galileo Стива Могфорда, консорциум «представил на рассмотрение свое предложение, предварительно проведя работу по сокращению всех возможных рисков». При этом особо отмечалось, что данное предложение является полностью автономным и никак не связанно с производственной фазой серии 3В. По мнению руководства консорциума Euroradar, потенциально масштабная программа интеграции бортовых РЛС с АФАР именно на строевые истребители стран-участниц проекта существенно повысит привлекательность истребителей «Eurofighter» на мировых рынках и продемонстрирует перспективность проекта в целом.

Selex Galileo также является исполнителем пятилетнего контракта на техническое обслуживание БРЛС и систем защиты от средств противовоздушной обороны (DASS) истребителей Eurofighter Typhoon (стоимость контракта — более 585 млн долл.). При этом необходимо отметить, что Selex Galileo входит в состав разработчиков обеих систем — консорциумов Euroradar и EuroDASS. В октябре 2009 г. контракт на техническую поддержку радиолокационных систем и DASS истребителей Eurofighter был получен британской «BAE Systems» и не исключено, что именно этот контракт был впоследствии передан Selex Galileo. Система DASS является уникальной для оборонной промышленности стран-участниц консорциума EADS, поскольку считается первым стелс-элементом в европейском авиастроении. По мнению специалистов EuroDASS, система способна снизить вероятность поражения самолета ракетами класса «воздух-воздух» даже в условиях высокой насыщенности обороны противника средствами ПВО.

Помимо этого, Selex Galileo стала исполнителем работ по разработке РЛС для истребителей Gripen, а также использованию самолетов-мишеней Mirach 100/5 для нужд вооруженных сил Франции.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники