Вокруг британского выбора F-35С

Великобритания подвергла казавшиеся незыблемыми перспективы своего участия в программе JSF и закупок серийных истребителей F-35B радикальному пересмотру, который не только в значительной степени определит вектор дальнейшего развития британских вооруженных сил и американо-британских отношений на рынке ВиВТ, но может столь же радикально повлиять на международные перспективы самой программы JSF.

Великобритания имеет особое влияние на судьбу проекта. Это до сих пор единственная страна-участница первого уровня кооперации по программе JSF: она инвестировала в программу JSF более 2 млрд. долл. (больше чем любая из восьми стран-партнеров), в той или иной степени в программе принимают участие более 100 британских компаний. Крупнейшие из них задействованы в разработке многих ключевых узлов и компонентов истребителей F-35: так, BAE Systems занимается производством хвостовой части фюзеляжа и килей, Rolls-Royce — разработкой и производством подъемного вентилятора и компонентов двигателя для модификации F-35B, Martin Bayker — разработкой и производством сопел.

Кроме того, только Великобритания участвует в разработке версии с вертикальным взлетом и посадкой F-35B STOVL. Она же — фактически единственный реальный зарубежный заказчик данной версии на первом этапе серийного производства. На фоне непрерывного роста стоимости этой модификации перспектива закупки Великобританией F-35B стала главным шансом Lockheed Martin компенсировать затраты на разработку за счет крупных экспортных заказов.

Теперь Британия отказывается от F-35B STOVL. Предпосылки для этого решения появились и развивались достаточно давно и долго. Альтернативные этой модификации решения обсуждались и ранее, но окончательно это решение было вызвано к жизни серьезным бюджетным кризисом в Великобритании — и сменой власти.

Предыстория и предпосылки

Проводившаяся с 1998 г. в Великобритании проработка концепции перспективного авианосца по проекту CVF (включая функциональные и конструктивные варианты, оценку факторов эксплуатационной стоимости и сопутствующих рисков), в качестве одного из определяющих ставила вопрос о перспективном ударном палубном самолете.

В соответствии с требованиями параллельного проекта унифицированного авиационного комплекса JCA (Joint Combat Aircraft) разработчиками к 2001 г. был сделан однозначный выбор в пользу американской программы JSF. После конкретизации требований в сентябре 2002 г. остановились на модификации с вертикальным взлетом и посадкой F-35B STOVL. При этом проектируемые под эксплуатацию самолетов с ВВП авианосцы должны были сохранять конструктивную возможность для установки катапульт и аэрофинишеров, т.е. переоборудования в вариант CTOL (Conventional Take Off and Landing).

Ранее, 17 января 2000 г., Великобритания как страна-участница программы подписала с США меморандум о взаимопонимании в рамках сотрудничества по JSF. Согласно документу, Великобритания, вкладывая в программу 2 млрд долл.(доля участия — 8%), стала партнером «первого уровня» в программы JSF. В соответствии с новыми реалиями фаза разработки, производства и развития (Engineering, Manufacturing and Development — EMD) была переименована в Систему разработки и демонстрации (System Development and Demonstration — SDD). Подчеркивалось, что в зависимости от дальнейшего развития программы совокупного количества приобретаемых самолетов уровень участия Великобритании может измениться.

Ложка дегтя — ограничения по ITAR

Программа JSF стала характерным примером работы наиболее жестких положений Правил международной торговли вооружениями (ITAR — International Traffic in Arms Regulations) применительно к стратегическим союзникам США. Непоколебимая позиция США в отношении перспектив расширения участия зарубежных партнеров в программе JSF стала первым раздражителем в американо-британском сотрудничестве по программе.

Для Великобритании (как, впрочем, для практически любого крупного заказчика), существенным моментом является максимальная автономность в вопросах ремонтно-сервисного обслуживания и последующей модернизации закупаемых высокотехнологичных систем вооружений. Для F-35 подавляющее большинство систем бортового радиоэлектронного оборудования разрабатывалось в США, и ключевым вопросом является необходимость доступа к исходным кодам программного обеспечения.

С британской точки зрения, вопрос о предоставлении ближайшим партнерам по программе доступа к коду в принципе не должен подпадать под ограничения ITAR.

Аргументы же США о необходимости соблюдения жесткого режима ограничений для поддержания достаточного уровня защиты от несанкционированного доступа Великобритания справедливо считает малосостоятельными. Британцы усматривают в позиции американских партнеров желание абсолютизировать свое технологическое превосходство над любыми иными участниками.

Британский ответ: «асимметричная» дезориентация

Стремясь переломить неблагоприятную тенденцию к установлению фактического диктата США во всех вопросах партнерства и хода программы JSF в целом и при этом не стать заложником масштабной интегрированности британской промышленности в программу, британская сторона предприняла несколько попыток давления на заокеанских партнеров. В британской прессе все чаще стали появлятся заявления высокопоставленных официальных лиц о возможности отказа от дальнейшего участия проекте, который не вполне соответствуюет национальным интересам.

Ход первый: Sea Typhoon — несыгравшая карта

По мнению высокопоставленных лиц Министерства обороны Великобритании, сокращение в той или иной форме участия в проекте, конечно приведет к очень серьезным последствиям для британского оборонного комплекса, однако при отсутствии реальных подвижек Великобритании необходимо «иметь план B».

Министерством обороны прорабатывались альтернативные стратегии для совместных программ, подпадавших под действие ITAR, тем более относительно перспектив участия в программе JSF. В данном случае у британских военных в принципе уже имелись концептуальные подходы к использованию в качестве многофункционального палубного самолета истребителя Eurofighter Typhoon. Крупнейшие британские участники программы JSF в целом, конечно, придерживались аналогичной позиции, однако у них при подобном развитии событий попадали под удар совместные программы с фирмами США.

При рассмотрении перспектив закупок Eurofighter Typhoon транша 3 в Великобритании вновь стал актуальным вопрос о разработке палубной модификации истребителя. Наблюдателями отмечалось, что основные черты и спецификация палубной версии не сильно отличались от видения перспективного многофункционального европейского истребителя, предлагавшегося Францией в 1985 г. В рамках обсуждения возможных поставок истребителей Eurofighter транша 3 обсуждался вопрос о возобновлении разработки палубного варианта для эксплуатации со строящихся авианосцев. По мнению консорциума Eurofighter, сколь-нибудь серьезных препятствий для адаптации самолета не предвидится, хотя необходимо внесение определенных конструктивных изменений в технический облик кораблей.

При этом очевидно, что идея палубной модификации EF-2000, мягко говоря, несколько запоздала. Безусловно, на стадии разработки евроистребителя в середине 1980-х гг. (т.е. в период, когда с идеей разработки платформы для многоцелевого применения выступала Франция) и вплоть до «секвестирования» проекта в начале 1990-х гг. идея палубного истребителя была вполне актуальной. По признанию главы индийского отдела в Eurofighter Маттиаса Шмидлина (Mattias Schmidlin), консорциум «очень заинтересован ответить на предложение ВМС Индии о предоставлении информации. Мы планируем участвовать в конкурсе по поставке истребителей нового поколения для индийского флота». По его мнению, «палубный Typhoon может вскоре стать реальностью. По сути дела мы завершили фундаментальную часть работы по адаптации истребителя и можем продолжать соответствующую работу на основе текущего этапа».

ВМС Италии и Испании в прошлом эпизодически также выражали заинтересованность в единой палубной модификации евроистребителя и возможном продвижении ее на мировой рынок.

Тем не менее, совокупного потенциала интересов участников EADS не хватило на дальнейшую детальную проработку концепции и создание хотя бы реального аванпроекта. Судя по всему, идея создания палубной модификации Eurofighter, тем более на фоне становления американского проекта JSF, все более воспринималась странами-участницами в качестве потенциально малоперспективной инициативы. В этом контексте до некоторой степени показательным может быть и признание все того же Матиаса Шмидлина относительно того, что в Eurofighter были несколько удивлены получением запроса от ВМС Индии (наряду с Boeing и Saab).

Как и для практически любой другой платформы, изначально не ориентированной на хотя бы последующую модернизацию под эксплуатацию в качестве палубного самолета, адаптация EF-2000 к использованию в качестве палубного истребителя, безусловно, представляет собой весьма непростую задачу. Даже конфигурация самолета мало адаптирована для внесения необходимых конструктивных изменений, в частности усиления конструкции планера и шасси.

Пожалуй, не будет ошибкой утверждать, что катализатором и основной компонентой идеи реанимации данного вопроса все же явился индийский тендер MMRCA, точнее, перспектива унификации истребителей, участвующих в конкурсе, с палубной модификацией для участия в аналогичном тендере ВМС Индии. Для Великобритании и EADS на фоне вялотекущей активизации стран-членов консорциума Eurofighter в вопросе закупки истребителей транша 3 перспектива прорыва на индийский рынок являлсь куда более манящей целью, чем реальность адаптации EF-2000 к строящимся британским авианосцам. В части перспективности разработки палубного истребителя можно отметить привлекательную возможность продвижения на индийский рынок адаптированной версии истребителя без прохождения дополнительного конкурса, то есть в рамках единой кампании.

В ходе проработки перспектив EF-2000 в тендере ВМС Индии, перед консорциумом не могли не встать вопросы относительно чисто технических моментов возможности адаптации EF-2000 применительно к индийским носителям. Однако в отличие от Boeing, проведшего достаточно серьезный объем работ по моделированию и оценке привязки F/A-18EF Super Hornet к индийским платформам, Eurofighter, судя по отсутствию практических подвижек, ограничится исключительно оптимистичными заявлениями.

Вообще же создается впечатление, что очередная волна «выяснения отношений» с США лишь по чистой случайности наложилась на возню Великобритании и EADS вокруг возможного возобновления разработки палубной модификации Typhoon — теперь в интересах ВМС Индии.

Ход второй: многофункциональный Typhoon как противовес американской гегемонии в JSF

Следующим шагом активного противодействия позиции США в вопросах ограничения передачи технологий, наложившегося на конкурентную борьбу в рамках индийского тендера, стала запущенная консорциумом Eurofighter в середине июля 2010 г. кампания, целью которой было опровергнуть тезис о превосходстве американской машины над многофункциональными истребителями четвертого поколения и в первую очередь над Eurofighter Typhoon, «развеять заблуждение» относительно исключительных функциональных качеств F-35 как истребителя пятого поколения.

Поводом для этого стали планы ряда потенциальных заказчиков евроистребителя параллельно закупить F-35 (естественно за счет сокращения количества Eurofighter Typhoon) либо даже полностью отказаться от закупки Eurofighter Typhoon.

Как утверждали аналитики консорциума, приобретение исключительно F-35 может привести к снижению интегрального показателя боеспособности военно-воздушных сил заказчика. По оценкам Eurofighter, несмотря на действительно высокий потенциал при действии против наземных и надводных целей, по совокупности летно-технических характеристик F-35 менее адаптирован как к высокоманевренному всеракурсному воздушному бою, так и для решения задач ПВО. Кроме того, определенные сомнения высказывались и относительно соответствия американской машины заявленным показателям «малозаметности».

При этом Eurofighter ссылался на собственные специальные исследования, в ходе которых четыре истребителя Typhoon во взаимодействии с самолетами AWACS в 85% случаев отражали атаки восьми истребителей F-35.

Ход третий, компромиссный: вероятность «выбора» F/A-18E как трамплин к F-35C

Достаточно серьезно обсуждавшаяся в британской прессе возможность приобретения для Королевских ВМС палубных истребителей F/A-18E фактически также оказалось следствием стремления Великобритании обосновать необходимость отказа от закупок для авиации ВМС истребителей F-35B в пользу именно палубной версии.

В качестве дополнительной аргументации приводились и практические шаги ВМС Великобритании по обучению контингента палубной авиации флота выполнению тренировочных полетов с борта американских авианосцев.

Гипотетический выбор F/A-18E, конечно, имел бы некий позитивный момент в плане обеспечения более тесного сотрудничества с ВМС США. Переход к эксплуатации однотипного парка истребительной авиации минимизировал бы временные рамки интеграции истребителя в структуру палубной авиации ВМС, позволив достигнуть максимального уровня боеготовности в кратчайшие сроки. Для британских ВВС это обеспечило бы возможность сэкономить на отказе от закупки F-35B в пользу поддержания летной годности Tornado и Eurofighter Typhoon. В действительности же, несмотря на довольно высокий технологический уровень палубного истребителя F/A-18E, довольно трудно себе представить, что Великобритания для вводимых в строй в текущем десятилетии перспективных авианосцев реально могла пойти на закупку данного тип самолета — за исключением маловероятной экстренной меры при экстраординарном обострении геополитической обстановки.

Стратегический обзор в сфере обороны и безопасности как новая стратегия британского участия в программе JSF

Вопреки сложностям с расширением доступа британских компаний к базовым производственным технологиям по программе JSF, сотрудничество между Великобританией и США шло по нарастающей. Несмотря на финаносовые противоречия британского участия в декабре 2009 г. руководством программы по разработке единого боевого истребителя (Joint Combat Aircraft — JCA) было анонсировано, что Великобритания утвердила финансирование третьей единицы F-35B. Этот экземпляр был предназначен для тестовых эксплуатационных испытаний (Operational Test and Evaluation — OT&E).

На фоне последовавших во второй половине 2009 г. волны отказов от перспективных закупок истребителей F-35, позиция Великобритании оставалась одной из основных гарантий устойчивого финансирования программы для обеспечения дальнейших капитальных вложений, необходимых для рекапитализации промышленной базы и серийного производства в течение последующих 30 лет. По мнению директора Lockheed Martin по программе серийного производства Мэтта Максвелла (Matt Maxwell), «участие Великобритании в программе тестовых испытаний и наличие связанных обязательств по закупке первых серийных самолетов дают гарантию производственной стабильности при начальном темпе сборки 1 самолет в месяц».

В тоже время на фоне трений по вопросу передачи технологий и обеспечения доступа к кодам БРЭО, а также практически непрерывного роста стоимости программы JSF появившиеся прогнозы о вероятности возрастания совокупной стоимости участия Великобритании в программе JSF с 2,5 до 5 млрд долл. и вероятной задержке сроков завершения на три года стали очередным тревожным звонком для британского правительства и фирм-участниц проекта. Они испытывали раздражение от своего места на вечных вторых ролях, усиленное все более вероятной перспективой затягивания реализации и роста стоимости участия в программе JSF с параллельным неуклонным ростом будущих цен на F-35. Например, компанией BAE Systems в качестве крупнейшего зарубежного субподрядчика, прогнозировались поступления от участия в программе разработки и серийного производства порядка 13,8 млрд. фунтов стерлингов (около 24 млрд. долл.). Однако на фоне чрезмерной волатильности прогнозируемых продаж и очевидного роста расходов компании на участие в проекте эта перспектива становилась все более призрачной.

Впрочем, первые симптомы появились еще в 2008 г., когда очевидным стал рост совокупной стоимости 150 намеченных к закупке истребителей F-35 c 9 до 15 млрд. фунтов стерлингов, что на фоне тающих надежд заполучить базовые технологии стало свидетельством существенных проблем в кооперации по программе JSF. По предварительным оценкам, ежегодный объем платежей после начала цикла серийного производства мог составить более чем 1 млрд. фунтов стерлингов и как отметил редактор Defence Analysis Френсис Тусса (Frencis Tussa), «…никто не имеет ни малейшего представления о том, сколько этот проект будет стоить».

Серьезные задержки в ходе реализации программы и постоянный рост стоимости проекта JSF в целом и программы F-35В в частности (с неизбежным соответствующим ростом стоимости истребителей для потенциальных заказчиков) на фоне назревших мероприятий по секвестированию оборонных затрат стали наиболее очевидными причинами отказа от перевооружения палубной авиации ВМС Великобритании на эту модификацию. Дополнительным мотивом стала необходимость обеспечить скорое оснащение авиационной группировкой первого из двух строящихся авианосцев, планируемого к вводу в 2016 г., чему не может способствовать чрезмерная стоимость (по крайней мере, на данном этапе) истребителей модификации F-35В.

Нарастание бюджетных проблем Великобритании стало последней каплей — и накопившийся негатив программы JSF наконец пробил брешь в трансатлантической стратегической солидарности.

В ноябре этого года дефицит британского бюджета превысил 23 млрд фунтов стерлингов. Для борьбы с этим среди други мер правительство уже приняло решение сократить оборонный бюджет на 8%от текущего уровня, который составляет сейчас около 40 млрд фунтов стерлингов.

Согласно оценкам британского Национального финансово-ревизионного управления (NAO), предпринимавшиеся ранее Министерством обороны попытки внутренней оптимизации расходов оказались провальными. В частности, только по программам приобретения истребителей Eurofighter Typhoon и строительства авианосцев, суммарные затраты за текущий год превысили запланированный уровень на 3,3 млрд. фунтов стерлингов.

Официальными документами, «разрубившими» узел накопившихся проблем стали подготовленная правительством Дэвида Кэмерона (Dadid Cameron) «Стратегия национальной безопасности» и «Стратегический обзор в сфере обороны и безопасности» (The Strategic Defence and Security Review — SDSR).

Министр обороны Лайам Фокс (Liam Fox) заявил, что «жесткие решения необходимы для перенастройки наших вооруженных сил, для противостояния будущим угрозам, а также для решения проблемы дефицита». Констатированная премьер-министром Дэвидом Кэмероном и его заместителем Ником Клеггом (Neak Clegg) в предисловии к новой Стратегии национальной безопасности мысль о невозможности для перспективных британских авианосцев «…работать с авиагруппировкой флота ближайших союзников», стала своеобразным предвестником отказа от F-35B STOVL в пользу модификации F-35C.

Объявленная британским правительством 19 октября задержка сроков реализации совместной с Lockheed Martin программы по истребителю F-35 и сокращение планируемого к приобретению количества истребителей стало серьезным препятствием для реализации программы в первоначальном виде. Обобщенный отчет по оборонным программам, обнародованный премьер-министром Дэвидом Камероном, предусматривает сокращение количества закупаемых истребителей не менее чем на 40 единиц (из ранее намечавшихся 138), при переносе начала закупок на конец десятилетия, т.е. фактически закупаемое количество не превысит 70 единиц. [21]

В части, касающейся авианосных сил флота, основное внимание в Обзоре уделяется авианосцу Queen Elizabeth, призванному стать ключевым инструментом, обеспечивающим возможность гибкого реагирования (как в чисто военном, так и политическом плане) на кризисные ситуации. Согласно видению, изложенному в обзоре, авиационная группа должна состоять из 12 многофункциональных истребителей JSF с радиусом действия порядка 700 миль (1100 км), что позволит решать широкий круг задач при действии по морским и береговым целям. Также в авиагруппу будут входить вертолеты специального назначения.

Вместе с тем решение об отказе от закупок истребителей F-35В может иметь существенные негативные моменты для Великобритании во внутриполитическом и внутриэкономическом плане.

Во-первых, отказ от версии STOVL ставит вопрос о списании расходов британских разработчиков по данной программе, на сегодняшний день составляющих порядка 500 млн. фунтов стерлингов.

Во- вторых, это повлечет неизбежное сокращение сотен рабочих мест в компаниях, участвующих в кооперации по программе F-35В.

В-третьих, кампания по пересмотру промежуточных итогов столь значимой программы означает крупные неприятности для лейбористов, поскольку все обвинения, касающиеся неправильной расстановки приоритетов в вопросе выбора типа перспективного истребителя и конфигурации дорогостоящих перспективных авианосцев, будут звучать именно в их адрес. Как отметил неназванный источник в правительстве консерваторов, «выбрав неправильный тип истребителя и неверную конфигурацию авианосцев, лейбористы потеряли на этом много денег. То, что сейчас происходит, является попыткой исправить созданный ими беспорядок».

Продолжение следует

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники