Некоторые черты нового облика

Суть начатых в 2008 году в России военных реформ заключается в трансформации Вооруженных сил РФ от традиционной мобилизационной системы к силам постоянной полной боевой готовности. Фундаментальной концептуальной основой военной реформы является переориентация Вооруженных сил РФ «нового облика» на участие главным образом в ограниченных конфликтах.

В первой части статьи рассказывалось о предыдущих реформах Вооруженных сил РФ и некоторых промежуточных итогах реформирования Сухопутных войск России.

Воздушно-десантные войска

Реформа российских Воз¬душно-десантных войск (ВДВ) предшествовала нынешнему об-щему реформированию Вооруженных сил России. Точкой отсчета начала реформирования ВДВ можно принять 2006 г., когда была принята Программа развития ВДВ на период 2006—2010 гг. В ней предусматривался полный перевод четырех из пяти соединений ВДВ на контрактный способ комплектования, а также перевооружение ВДВ на новую технику.

Помимо перехода на контрактную основу, еще одним серьезным новшеством реформы стала специализация соединений на парашютно-десантные и десантно-штурмовые. Па¬ра¬шют¬но-десантными остались 98-я (Ива¬новская) и 106-я (Тульская) гвардейские дивизии. На новый десантно-штурмовой штат перевели 7-ю (Новороссийскую) и 76-ю (Псковскую) гвардейские дивизии и 31-ю гвардейскую бригаду (Ульяновскую); 7-я десантно-штурмовая дивизия, расположенная недалеко от «горячего» Кавказа, получила дополнительно горную специализацию.

Главным отличием новых десантно-штурмовых соединений стала ориентация их на десантирование посадочным способом, на аэродромах. Фактически это обозначило отказ от применения этих соединений для крупных парашютных десантов и переход к концепции их аэромобильности. Десантно-штурмовые части рассматриваются скорее как элитная высокомобильная пехота, которая может быть оперативно переброшена на любой аэродром, способный принимать самолеты военно-транспортной авиации.

Первые итоги реформирования ВДВ прошли проверку боевыми действиями против Грузии в августе 2008 г. В этой кампании в полной мере проявились достоинства новой системы комплектования и подготовки. Десантники выгодно выделялись на фоне коллег из Сухопутных войск лучшей экипировкой и дисциплиной, тактической и огневой подготовкой, смелыми и инициативными действиями. Действия ВДВ в конфликте были высоко оценены руководством страны и командованием. По словам министра обороны Анатолия Сердюкова, «операция по принуждению Грузии к миру продемонстрировала, что наиболее эффективно действовали мобильные части ВДВ».

В целом успешное участие в боевых действиях с Грузией позволило командованию ВДВ защитить необходимость сохранения существующей структуры ВДВ. В итоге в ходе перевода армии к «новому облику» ВДВ претерпели меньшие изменения по сравнению с Сухопутными войсками. Были отменены и планы перевода ВДВ с дивизионной на бригадную структуру, а также остановлено начавшееся расформирование 106-й воздушно-десантной дивизии в Туле.

Тем не менее преобразования ВДВ в период после 2008 г. оказались существенными — было сокращено 26 воинских частей и 40% офицерского состава, а также осуществлен возврат к преимущественному комплектованию ВДВ солдатами срочной службы. Авиация ВДВ была передана в состав ВВС. Одновременно осуществлены и некоторые организационные мероприятия по изменению структуры частей (в частности, формирование в составе всех четырех дивизий ВДВ зенитных ракетных полков). Весьма активно идет техническое перевооружение частей ВДВ.

Для повышения возможностей быстрого реагирования в каждом из пяти имеющихся соединений ВДВ (четырех дивизиях и 31-й бригаде) выделено по одному батальону немедленного реагирования. В этих батальонах сосредотачивается основное количество контрактников, зачастую имеющих реальный боевой опыт. В результате, в отличие от других батальонов, их доля в них достигает 70%. Это показывает, что командование ВДВ осознает несовершенство нынешней системы комплектования ВДВ преимущественно солдатами срочной службы.

Представляется, что отказ от полностью контрактного комплектования ВДВ, на переход к которому было затрачено столько сил и средств в предыдущие годы, является ошибкой. Это понижает уровень подготовки, уже достигнутый в ВДВ на 2008 г. Целесообразно было бы сохранить полностью контрактный способ комплектования ВДВ, хорошо проявивший себя в условиях реального конфликта. Выраженная сезонность уровня подготовки призывного личного состава, связанная с проведением двух призывов в год, неблагоприятно сказывается на боеготовности ВДВ. Это особенно негативно сказывается на них как на мобильной компоненте вооруженных сил, которая должна быть постоянно готова к боевому применению в любом конфликте.

Военно-воздушные силы и Противовоздушная оборона

Наряду с Сухопутными войсками Военно-воздушные силы России в ходе происходящего с 2008 г. процесса реформирования подверглись наиболее глубоким и масштабным преобразованиям. Главным образом, это является следствием большого количества застарелых проблем, накопившихся в этом виде вооруженных сил.

Сформировавшийся к началу реформ облик ВВС без значительных изменений просуществовал еще с конца прошлого века, когда в 1997—2000 гг. прошла предыдущая масштабная волна слияний и расформирований полков ВВС и ПВО, а сами ВВС и ПВО были объединены в единый вид Вооруженных сил РФ. Передача в состав ВВС армейской авиации в 2003 г. не повлияла существенно на их общий облик. К началу реформы осенью 2008 г. ВВС и ПВО России по-прежнему являлись чрезвычайно внушительной силой, по крайней мере на бумаге. В их составе числилось до 2800 самолетов и вертолетов и около 100 дивизионов комплексов ПВО.

Главнейшей проблемой ВВС РФ к 2008 г. являлось практически полное отсутствие закупок для них новой техники. Поставки новых самолетов и вертолетов резко сократились в первые же годы после распада СССР и сошли на нет в 1994—1995 гг. Таким образом, даже самая молодая авиационная техника к 2008 г. имела возраст не менее 15—20 лет. Основная же часть летательных аппаратов и комплексов ПВО имела и по-прежнему имеет еще больший возраст. За время, прошедшее с прекращения массовых поставок, техника физически и морально устарела, выработала свой ресурс. В целом для российских ВВС время как будто застыло на уровне середины восьмидесятых годов.

Наиболее значимым этапом начатого осенью 2008 г. перехода ВВС РФ к «новому облику» стала коренная реформа их структуры. По своему масштабу она является беспрецедентной с девяностых годов прошлого века, когда шло сокращение избыточных сил ВВС, доставшихся России после распада Советского Союза. Практические мероприятия по реорганизации ВВС были начаты уже 1 декабря 2008 г. и в основной своей части были произведены всего за год — к 1 декабря 2009 г., хотя во многих аспектах процесс реструктуризации не был завершен и к 2011 году.

Прежде всего по замыслу реформирования ВВС и ПВО было принято решение отказаться от существовавшей структуры «воздушная армия — корпус (дивизия) — полк». На смену воздушным армиям пришли самостоятельные командования Военно-воздушных сил и ПВО, командования Дальней и Военно-транспортной авиации. Корпуса и дивизии ПВО сменили сформированные на их базе бригады воздушно-космической обороны. В сами командования теперь входят авиационные базы, бригады воздушно-космической обороны и более мелкие части обеспечения. В свою очередь, авиационные базы состоят из основной тактической единицы ВВС — эскадрилий, а бригады воздушно-космической обороны — из полков. Таким образом, осуществлен переход к трехзвенной структуре «командование — авиабаза (бригада) — эскадрилья (полк)».

По функциональному признаку на основе бывшей 37-й воздушной армии Верховного главнокомандования (стратегического назначения) было сформировано Командование Дальней авиации, объединяющее все стратегические и дальние бомбардировщики и самолеты-заправщики.

На основе 61-й воздушной армии Верховного главнокомандования (Военно-транспортная авиация) создано Командование Военно-транспортной авиации.

На основе Командования специального назначения (и входившей в его состав 16-й воздушной армии) создано обладающее особым повышенным статусом Оперативно-стратегическое ко¬ман¬дование воздушно-космической обороны, отвечающее за зону ПВО Москвы, а также почти всю территорию Московского военного округа.

Четыре командования созданы по территориальному принципу, заменяя шесть бывших армий ВВС и ПВО, подчинявшихся шести соответствующим военным округам. Хотя в целом система соответствия военным округам остается, однако в ряде случаев производится объединение сил бывших армий ВВС и ПВО либо частичное перераспределение зон ответственности.

1-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 6-й армии ВВС и ПВО (Ленинградский военный округ). Кроме того, в зону ответственности Командования перешла часть западной территории Московского военного округа и вся ударная авиация бывшей 16-й воздушной армии.

2-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 14-й армии ВВС и ПВО (Сибирский военный округ, включающий территорию бывшего Забайкальского военного округа).

3-е Командование ВВС и ПВО создано на основе 11-й армии ВВС и ПВО (Дальневосточный военный округ).

4-е Командование ВВС и ПВО создано на основе двух армий ВВС и ПВО — 4-й (Северо-Кавказский военный округ) и 5-й (Приволжско-Уральский военный округ), распространяя тем самым свою ответственность на громадную территорию трех бывших советских военных округов.

В 2010 г. эти четыре командования ВВС и ПВО вошли в состав четырех соответствующих созданных новых военных округов (объединенных стратегических командований): 1-е Командование ВВС и ПВО — в состав Западного военного округа, 2-е Командование ВВС и ПВО — в состав Центрального военного округа, 3-е Командование ВВС и ПВО — в состав Восточного военного округа, 4-е Командование ВВС и ПВО — в состав Южного военного округа.

Одним из основных мероприятий реформы ВВС России стал переход к авиационным базам, которые стали основным структурным подразделением ВВС, и бригадам воздушно-космической обороны в ПВО. В результате осуществлено упразднение существовавшей с 1938 г. полковой структуры авиационных частей. Сформированные на месте авиационных полков авиационные базы объединили в себе собственно авиаполки и вспомогательные части, обеспечивающие их функционирование, которые ранее были самостоятельными. В состав авиабаз были включены ранее отдельные батальоны аэродромного обеспечения, а также батальоны связи и радиотехнического обеспечения.

Такое переподчинение позволило обеспечить принцип единоначалия в рамках авиабазы. Идея заключается в интеграции под одним руководством командования авиабазы всех авиационных и наземных подразделений. За счет ликвидации статуса отдельных частей в них были значительно сокращены управленческие структуры и сокращено количество командного персонала.

Многие сформированные авиабазы существенно возросли в численности по сравнению с прежними авиаполками. Они были укрупнены за счет расформирования части имевшихся на начало реформы авиаполков и отдельных эскадрилий и передачи их техники и личного состава в формируемые авиабазы. В результате оценочно общая численность техники авиабазы может достигать ста самолетов и вертолетов. Базы подобного масштаба являются базами первого разряда. В подчинении у них могут находиться одновременно несколько аэродромов, на каждом из которых постоянно базируется авиагруппа, включающая одну или более эскадрилий, организационно входящих в состав авиационной базы. Таким образом, авиационная база первого разряда фактически эквивалентна прежней авиационной дивизии.

Существуют вновь сформированные базы и меньшего размера (второго разряда), по численности техники примерно соответствующие бывшим полкам, как правило, базирующиеся на одном аэродроме.

Количество планируемых к формированию в ходе реформы авиационных баз неоднократно сокращалось. В итоге небольшое количество новых авиабаз заменило насчитывавшиеся в ВВС на 2008 г. суммарно 72 авиационных полка, 14 прежних авиационных баз и 12 отдельных авиационных эскадрилий и отрядов. Согласно заявлению Главнокомандующего ВВС России генерал-полковника А. Н. Зелина, на ноябрь 2010 г. российские ВВС и ПВО состояли из семи авиационных баз первого разряда и восьми авиационных баз второго разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны. Кроме того, восемь авиационных баз армейской авиации были переданы в подчинение Объединенных стратегических командований, но ВВС по-прежнему отвечают за их боевую подготовку. Общая численность личного состава ВВС — около 170 тыс. человек личного состава. В том числе офицеров — 40 тыс., военнослужащих контрактной службы — около 30 тысяч.

В рамках проводящейся реформы все полки зенитных ракетных и радиотехнических войск были преобразованы в части постоянной готовности и вошли в состав 13 образованных бригад воздушно-космической обороны. Структурно эти бригады воздушно-космической обороны объединяют зенитные ракетные полки и радиотехнические полки.

В состав ВВС из состава Cухопутных войск России еще в 2007 г. были переданы зенитные ракетные бригады, оснащенные ЗРК С-300В и частично ЗРК «Бук», а в ходе последующего реформирования семь этих бригад были переформированы в зенитные ракетные полки, а еще две расформированы. При этом основная часть ЗРК «Бук» тем не менее остается в Cухопутных войсках. Суммарно в ВВС России после реформирования намечалось сохранить 45 зенитных ракетных полков (в том числе семь переформированных из зенитных ракетных бригад Cухопутных войск). Радиотехнические полки и бригады, обеспечивающие контроль воздушного пространства, переформированы в 18 радиотехнических полков, также входящих в состав бригад воздушно-космической обороны. При этом в 2009 г. осуществлено значительное сокращение техники оставляемых в боевом составе зенитных ракетных и радиотехнических полков.

В период 2010—2015 гг. для ВВС и армейской авиации России планируется поставить свыше 500 единиц новых вертолетов и самолетов. Это позволит обновить их авиационный парк в среднем на 30%. После 2015 г. закупки будут продолжены, и к 2020 г. стоит задача иметь в ВВС 80% новой техники. Планируется также быстрое обновление зенитных ракетных войск. К сожалению, опыт реализации длительных программ вооружения показывает, что к указанным в них параметрам надо относиться осторожно. Если перспективы ВВС на период до 2015 г. ясны и вряд ли будут пересмотрены в сторону уменьшения, то реалистичность перспективных планов на 2015—2020 гг. станет ясна лишь через несколько лет.

Военно-морской флот

Военно-морской флот Российской Федерации не остался в стороне от общего процесса реформирования Вооруженных сил РФ. В то же время изменения в ВМФ до настоящего времени оставались в некоторой степени в тени реформирования других видов вооруженных сил и гораздо в меньшей степени освещались в средствах массовой информации.

Между тем в 2010 г. реформирование ВМФ, как и в целом Вооруженных сил России (создание «нового облика» вооруженных сил), вступило в свою очередную фазу. Наиболее важным мероприятием нового этапа в вооруженных силах стало создание четырех оперативно-стратегических командований (военных округов нового вида). Сформированы Западный, Центральный, Южный и Восточный округа. При этом происходит переподчинение флотских структур из-под управления Главнокомандующего ВМФ к командующим новыми созданными округами (в состав Центрального военного округа флотские структуры не входят). Однако фактически основные организационные изменения в ВМФ России на уровне флотов еще только предстоят, и будут проходить в 2011—2013 годах.

Можно выделить следующие основные направления реформирования ВМФ и приведения его к «новому облику», планировавшиеся в 2008 г.:

максимальное сокращение численности управленческих структур, сокращение или снижение статуса второстепенных формирований боевого и тылового обеспечения;

перевод частей Береговых и Сухопутных войск ВМФ на полностью развернутые штаты и перераспределение сил в соответствии с современными реалиями угроз;

переформирование структур морской авиации флотов в авиабазы (аналогично структуре реформированных ВВС) и передача ряда частей в состав ВВС;

создание разного рода командований ВМФ (по сути, новых управленческих структур);

создание комплексных баз материально-технического обеспечения, объединенных баз оружия;

включение сил флотов в созданные оперативно-стратегические командования (новые военные округа).

Помимо этого реформированию подлежат военно-учебные структуры, готовящие кадры для ВМФ, система Главного штаба ВМФ, части центрального подчинения, структуры тылового и технического обеспечения.

Кроме того, реформирование должно создать предпосылки для перевооружения ВМФ новой материальной частью, в первую очередь корабельным составом. В настоящее время проходит утверждение новой Государственной программы вооружений на 2011—2020 гг., в которой, как ожидается, большое внимание будет уделено новому кораблестроению.

В ходе реформирования в период 2008—2009 гг. морская авиация ВМФ была перестроена по авиабазовому принципу. Значительные сокращения и реформы были осуществлены в морской пехоте: единственная в ВМФ 55-я дивизия морской пехоты во Владивостоке была переформирована в бригаду; расформирована бригада морской пехоты на Каспии; три бригады морской пехоты (на Балтийском и Северном флотах и на Камчатке) переформированы в полки. На Черноморском флоте, наоборот, 810-й полк морской пехоты был развернут в бригаду.

Среди корабельных формирований основной упор в ходе реформирования был сделан на понижение их статуса (с бригады до дивизиона или с дивизиона до группы) и на расформирование второстепенных подразделений боевого и тылового обеспечения.

На Северном и Тихоокеанском флотах наиболее важными организационными мероприятиями стало создание в 2010 г. единых командований подводными силами, вобравшими в себя все формирования подводных лодок на том и другом флотах.

В дальнейшем аналогичное реформирование по функциональному признаку на основе создания единых командований должны пройти и другие структуры флотов. В результате по итогам реформирования к 2013 г. Тихоокеанский флот, предположительно, должен будет включать:

оперативное командование подводными силами;

оперативное командование в дальней морской зоне;

оперативное командование надводных сил на северо-востоке РФ (на Камчатке);

оперативное командование в Японском море;

оперативное командование специальных операций;

оперативное командование береговых войск;

командование морской авиации;

структуру тылового обеспечения.

Видимо, схожий облик будет иметь и организация Северного флота (с той лишь разницей, что будет иметься оперативное командование морских сил в Баренцевом море). На Балтийском флоте можно ожидать создания оперативного командования в Северной Атлантике. На Черном море и Каспии до 2012 г. ожидается создание единого командования морскими силами с его интеграцией в состав Южного военного округа. При этом в составе Черноморского флота будет создано оперативное командование в дальней морской зоне и отдельное оперативное командование в Черном море.

С целью обновления устаревшего корабельного состава ВМФ России в последние годы активизировано строительство новых кораблей. Ведется строительство атомных подводных ракетных крейсеров стратегического назначения проекта 955 (типа «Юрий Долгорукий», атомных многоцелевых подводных лодок проекта 885 (типа «Северодвинск»), дизель-электрических подводных лодок проекта 677 (типа «Санкт-Петербург»), фрегатов проекта 22350 (типа «Адмирал флота Советского Союза Горшков»), корветов проекта 20380 и его модификаций (типа «Стерегущий»), малых ракетных кораблей проекта 21631 (типа «Град Свияжск»), больших десантных кораблей проекта 11711 (типа «Адмирал Грен»), десантных катеров, вспомогательных судов. С Францией в начале 2011 г. подписан контракт на постройку и получение лицензии на строительство универсальных десантных кораблей типа Mistral. Планируется закупка новых самолетов (в том числе корабельных МиГ-29К) и вертолетов для морской авиации.

В 2010 г. была анонсирована впечатляющая программа обновления корабельных сил Черноморского флота. В октябре 2010 г. было сообщено, что перспективами развития Черноморского флота намечено получение в период до 2020 г. 18 новых кораблей, в том числе шести новых фрегатов модернизированного проекта 11356М (типа «Адмирал Григорович»), шести дизель-электрических подвод¬ных лодок проекта 06363 (типа «Новороссийск») и двух больших десантных кораблей проекта 11711, причем головные корабли должны войти в состав флота в 2013—2014 гг. (и были заложены уже в 2010 г. ) В 2009—2010 гг. Черноморский флот получил новейшие береговые подвижные противокорабельные ракетные комплексы «Бастион-П».

* Данный материал является кратким изложением ряда фрагментов выпущенного Центром анализа стратегий и технологий сборника статей «Новая армия России». Вопросы военного реформирования в Российской Федерации рассматриваются в связи с основными положениями новой Военной доктрины России, утвержденной в феврале 2010 г., а также в контексте современного мирового опыта военного реформирования.

(Михаил Барабанов, главный редактор Moscow Defence Brief)

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники