Участь Каддафи предрешена

Нынешняя военная кампания Запада против правящего в Ливии режима, бесспорно, имеет своей целью свержение полковника Муамара Каддафи. Собственно, это очевидно и затевать боевые действия в Северной Африке ради решения любых других, более ограниченных задач для ряда государств – членов НАТО, а также некоторых арабских стран было бы просто бессмысленно. Ясно, что никакие шаги лидера Ливийской Джамахирии уже не изменят приведенный в действие военный план США и Североатлантического альянса – ударами авиации и высокоточного оружия подорвать боевой потенциал верных Каддафи армейских частей и создать предпосылки для перехода вооруженной оппозиции в наступление, которое должно завершиться взятием Триполи и свержением полковника. Продвижение оппозиционных формирований, несомненно, будет активно поддержано с воздуха авиацией антикаддафиевской коалиции.

Масштабная интервенция с участием сухопутных войск НАТО пока не предполагается, хотя, судя по всему, западные государства оказывают активное содействие ливийской оппозиции в вопросах обучения и оснащения ее отрядов, обеспечения и координации их действий. В составе оппозиционных сил уже, видимо, находятся подразделения спецназа западных стран, которые будут заниматься не только разведкой и передовым авианаведением, но и боевыми операциями. При возобновлении наступления формирований повстанцев на Триполи возможна и высадка с натовских кораблей своего рода «точечных» десантов морской пехоты и спецназовцев для содействия восставшим (захват отдельных портов, узлов коммуникаций и т. п. ).

В настоящее время мы наблюдаем в основном классическую первую фазу современной воздушной операции – подавление противовоздушной обороны и военно-воздушных сил неприятеля (в данном случае Ливии). Большого труда для стран НАТО эта фаза не составит, ибо ВВС и ПВО Джамахирии находятся в глубоком упадке после почти двух десятилетий деградации.

Что осталось от былой мощи

В семидесятые и начале восьмидесятых годов Каддафи путем массированных закупок в СССР создал весьма внушительную систему ПВО страны советского образца. В общей сложности тогда Москва поставила Триполи 39 дивизионов ЗРК С-75М3 «Волга», 36 дивизионов ЗРК С-125М и семь полковых комплектов (140 боевых машин) самоходных ЗРК «Квадрат». В первой половине восьмидесятых они были дополнены двумя зенитными ракетными системами большой дальности С-200ВЭ (две группы – четыре дивизиона) и одним полковым комплектом ЗРК «Оса-АК» (20 боевых машин).

Организационно все эти подразделения и части к середине восьмидесятых годов свели в 18 зенитных ракетных бригад – девять смешанных, оснащенных комплексами С-75М3 и С-125М, семь с ЗРК «Квадрат», одна бригада имела комплексы «Оса-АК» и еще одна – С-200ВЭ. Кроме того, одну зенитную ракетную бригаду вооружили французскими ЗРК Crotale (в 1973–1974 годах Пятая республика продала ливийцам девять батарей с 27 боевыми машинами, использовались в основном для обороны аэродромов). Для управления силами и средствами ПВО применялась система «Сенеж».

Вдобавок в те же семидесятые ливийские сухопутные войска получили из СССР 144 боевые машины ЗРК «Стрела-1», а в 1984–1985 годах – 60 боевых машин «Стрела-10». Вооруженные силы Ливии также располагают большим количеством зенитной артиллерии калибров 14.5, 23, 30 и 57 миллиметров (включая ЗСУ-23-4) и устаревших советских переносных ЗРК «Стрела-2М», «Стрела-3» и «Игла-1».

ПВО Джамахирии в восьмидесятые годы понесла ощутимые потери в ходе боевых действий в Чаде и в результате ударов американской авиации, а с 1992-го вооруженные силы Ливии подверглись серьезной эрозии в период длительных международных санкций. Вот почему к настоящему времени технический уровень ливийской противовоздушной обороны остается на советском уровне 40-летней давности, а количественно значительно сократился, причем боеготовность даже номинально сохраняющихся в строю систем сомнительна.

На 2010 год развернутыми на территории Ливии идентифицировались 11 дивизионов ЗРК С-75М3, 16 дивизионов ЗРК С-125М1 и четыре дивизиона ЗРК С-200ВЭ. Оценки количества уцелевших комплексов «Квадрат» противоречивы, но, вероятно, суммарно их число не превышает 15 дивизионов (60 боевых машин). Помимо этого, есть еще в наличии ЗРК «Оса-АК», «Стрела-10» и Crotale. Однако техническое состояние большинства перечисленных выше комплексов следует считать малоудовлетворительным. К тому же в ходе нынешнего восстания вся система ПВО в восточной части страны наверняка полностью развалилась, а значительная часть техники утрачена.

А самое главное – США и НАТО за последние 40 лет накопили громадный опыт борьбы с системами ПВО, выстроенными на основе устаревших советских комплексов С-75, С-125, С-200 и «Квадрат». Подобные системы успешно подавлялись в 1982 году израильтянами в Ливане, американцами и их союзниками в 1991 и 2003-м в Ираке и в 1999-м в Югославии. К настоящему времени любую аналогичную систему ПВО можно считать практически бесполезной против современных вооруженных сил Запада. Некоторую обеспокоенность Пентагона вызывали дальнобойные ЗРК С-200ВЭ, и именно по ним нанесен первый удар крылатыми ракетами Tomahawk с кораблей 6-го флота ВМС США. Во избежание поражения зенитной артиллерией и ПЗРК самолеты коалиции будут действовать над Ливией в основном со средних высот, уничтожая наземные цели с помощью высокоточного оружия (тактика, хорошо обкатанная в Югославии в 1999-м и в Ираке в 2003-м).

Что касается ВВС Ливии, то они получали последние новые боевые самолеты в 1989 году (Су-24МК из СССР), полностью деградировали в период санкций и практически утратили боевой потенциал. Примерно из 220 боевых самолетов, остававшихся в составе ВВС Ливии на 2010 год (14 Су-24МК, около 36 Су-22, около 90 МиГ-23 различных модификаций, около 50 МиГ-21, 29 Mirage F. 1), в летном состоянии к началу этого года, видимо, было не более 50 (оценочно четыре Су-24МК, примерно по дюжине типов Су-22М, МиГ-23МЛ и МиГ-21бис и несколько модернизированных Mirage F. 1). Фактически эти силы пригодны только для ограниченных действий против повстанческих формирований, причем часть машин утрачена в ходе восстания.

В целом боеготовность вооруженных сил Ливии даже до начала массовых народных выступлений в минувшем феврале оценивалась весьма низко, а уровень подготовки личного состава традиционно считается одним из наиболее слабых среди арабских стран.

Необходимо отметить, что несмотря на снятие санкций ООН в 2004 году, режим Каддафи в последние шесть лет крайне вяло осуществлял «реанимацию» своих дышащих на ладан ВВС и ПВО. Был заключен контракт с французами на восстановление и модернизацию всего 12 Mirage F. 1 (выполненный к началу восстания лишь частично), отремонтированы в России и СНГ по эскадрилье МиГ-23МЛ и Су-22М. В 2009 году заключались контракты с Рособоронэкспортом (также до сего времени невыполненные), согласно которым Концерну ПВО «Алмаз-Антей» предстояло модернизировать часть ливийских ЗРК С-125М1 в вариант «Печора-2А», а в 2010-м Джамахирия намеревалась закупить три батареи ЗРК «Тор-М2Э». Переговоры о приобретении новых самолетов (Rafale и Су-35) и ЗРК (С-300ПМУ-2, «Бук-М2Э», «Панцирь-С1», английских Starstreak) нынешний официальный Триполи в своем типичном торгашеском стиле вел годами и так и не довел до конкретных соглашений. Теперь ему приходится расплачиваться за свою недальновидность.

Пососал двух маток…

Следует сказать, что происходящее сейчас вообще демонстрирует полный крах режима Каддафи буквально на всех фронтах его деятельности. Во внутренней политике полковник, имея изобилие нефтяных денег, тем не менее довел свою страну до открытого восстания значительной части населения и гражданской войны. Во внешней политике «вождь ливийской революции» своим экстравагантным и разнузданным поведением поставил себя в положение полной изоляции (его единственным внешним союзником, похоже, является президент Венесуэлы и тоже полковник Уго Чавес), а политика последних лет одновременного заигрывания и с Россией, и с Западом (без существенных выгод ни для тех, ни для других) проводилась настолько бездарно, что лишила лидера Джамахирии какого-либо серьезного сочувствия и на Востоке, и на Западе.

Это же относится и к оборонной политике Каддафи последних лет, оказавшейся в итоге столь же некомпетентной, авантюрной и катастрофичной. Полковник открыто водил за нос своих российских и западных партнеров в военно-технической сфере, при этом явно не обладая продуманной стратегией восстановления военного потенциала Ливии и в результате полностью упустив время хотя бы для частичного возрождения обороноспособности своего режима. Заметим, что Алжир, подписав пакет крупных оружейных контрактов с Россией в 2005–2006 годах, уже получил к настоящему времени значительное количество самой современной российской боевой техники и вооружения. Каддафи же играл в «диверсификацию» закупок и пытался противопоставить сотрудничеству с Москвой партнерство со странами Запада – в первую очередь Великобританией и Францией. Именно с этими двумя государствами были подписаны первые значительные военные контракты после снятия санкций.

В одном только 2009 году Ливия заключила соглашения в сфере ВТС со странами Старого Света на 300 миллионов евро. Лишь в начале 2010-го полковник «снизошел» до подписания с Россией пакета контрактов на сумму всего 1.3 миллиарда долларов – и это притом что ранее Москва простила Триполи долги, не выплаченные еще СССР (за то же оружие), на 5.3 миллиарда долларов. К тому времени Ливия законтрактовала в ЕС военных заказов на сумму, сопоставимую с общим портфелем ее заказов в РФ (то есть 2 миллиарда долларов). Видимо, полковник полагал, что он ловко «сосет двух маток» и хитроумно «нагревает» русских простачков. По иронии судьбы, именно главные европейские «партнеры» Ливии (Великобритания и Франция) и выступили застрельщиками военной интервенции в 2011 году. Достойный финал заигрывания Каддафи с западными странами!

Сейчас можно сказать, что судьба режима Каддафи предрешена. Запад не остановится, пока не «дожмет» экстравагантного триполитанского диктатора. Таким образом, полковника можно уже списать с баланса политики как потенциального партнера. Международные санкции (в том числе на военные поставки) против режима Каддафи введены, поэтому никакой прибыли от него ожидать теперь невозможно.

Удивительные метания

И тут встает вопрос о позиции Москвы, которая на протяжении всего ливийского кризиса отличалась противоречивостью и непонятным игнорированием хладнокровной калькуляции российских интересов. Сперва Каддафи был объявлен Кремлем «политическим трупом», а наши государственные СМИ весьма сочувственно освещали восстание. Россия поддержала в ООН введение беспрецедентно жестких санкций против режима Каддафи, в том числе и на военные поставки (тем самым сама закрыв тему военно-технического сотрудничества с ним).

Затем, когда встал вопрос о возможной интервенции Запада (в виде создания «бесполетной зоны» и т. п. ), РФ стала этому сопротивляться, хотя военные санкции явно вытекали из всей более ранней политики. Потом Россия согласилась с предстоящим решением о «бесполетной зоне», после чего почему-то воздержалась при голосовании в ООН по данному вопросу. А теперь начала гневно осуждать использование Западом военной силы в Ливии – хотя с самого начала было ясно, что именно в этом весь смысл «бесполетной зоны» и заключается…

В результате Москва ведет себя так, как будто ее целью является спасение режима Каддафи – уже изолированного санкциями, явно обреченного на свержение и в любом случае неспособного принести нашей стране какие-либо политические и экономические дивиденды. И ради заступничества (весьма робкого, впрочем) за этот «труп» наша страна готова осложнять отношения с Западом. Складывается ощущение, что Россия поставила цель оказаться главной проигравшей в этом кризисе при любом его исходе.

По меткому выражению одного из наблюдателей, в Москве «словно не только имеются два комплекта руля и педалей, но и все они задействуются одновременно».

Как извлечь долгосрочные выгоды

Думается, что в подходе к ливийскому кризису надо исходить из позиции хладнокровного учета российских интересов и реальности. А реальность такова, что сумасброд Каддафи своим «мудрым управлением» вверг собственную страну в полную внешнюю и внутреннюю катастрофу и точно уже не может рассматриваться ответственным лидером Ливии и международным партнером, тем более с учетом поднявшихся против него внутренних и внешних сил. Никаких профитов для России от режима Каддафи получить уже будет невозможно при любом исходе ливийского кризиса. Поэтому для Москвы главным вопросом должно стать не сочувствие сотворившему свое несчастье собственными руками тонущему полковнику, а то, как с наибольшей выгодой для себя обернуть крах режима Каддафи и как воспользоваться в своих интересах западной интервенцией в Ливии.

И здесь я выскажу непопулярную мысль: для России наилучшим образом действий было бы «продать» Каддафи Западу, пожертвовав этим тухлым, бесперспективным диктатором ради укрепления партнерства с западными государствами. Поэтому для нашей страны наиболее целесообразным было бы не осуждать интервенцию Запада против Каддафи, а наоборот – поддержать эту интервенцию и даже прямо примкнуть к ней. России следовало бы активно предлагать свое участие в осуществлении военных мер против Ливии, например предложив свою авиационную группировку.

Такой шаг, с одной стороны, значительно бы укрепил отношения России с западными странами и дал бы администрации Обамы хороший аргумент в пользу выгодности для США политики «перезагрузки» отношений с РФ (а пока таких аргументов у Обамы явно недостаточно – и это серьезная угроза данной политике). России политически это практически ничего бы не стоило.

С другой стороны, участие Вооруженных Сил РФ (и в первую очередь ВВС) в современной крупномасштабной военной операции стран Запада было бы чрезвычайно полезно российским военным в плане ознакомления с передовыми западными методами и процедурами планирования, организации, боевого управления, взаимодействия и т. д. при проведении таких воздушных (и воздушно-морских, и воздушно-наземных) операций.

Не секрет, что в данных вопросах военная система нашей страны серьезно отстает от США и НАТО, а опыта проведения крупных воздушных операций советская и российская военная авиация не имеет с 1945 года. Сейчас появился повод для возможного ознакомления с боевыми операциями НАТО «изнутри», при совместных действиях для перенимания полезного опыта и достижения «интероперабельности» между вооруженными силами Запада и России. Стоит пожалеть, что подобный шанс Москвой был упущен ради стремления в очередной раз занять не приносящую никаких выгод позу «радетельницы за международное право».

Россия нуждается не в защите «международного права» (и прав терпящих крах диктаторов), а в извлечении долгосрочных выгод для своих национальных интересов. Бомбы на Каддафи могли бы послужить целям русской политики.

Михаил Барабанов, научный редактор журнала «Экспорт вооружений»

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники