Дьявольские колесницы Шри-Ланки

Когда ланкийские ВВС в ноябре 1995 г. приобрели свои первые вертолеты Ми-24В, правительство Шри-Ланки только-только рассмотрело в Тиграх освобождения Тамил-Илама серьезную военную угрозу. До этого времени ВВС страны намеревались лишь слегка повоевать с «тиграми». О роли украинских летчиков в подавлении сепаратизма на Цейлоне и судьбе украинских Ми-24 в ВВС Шри Ланки рассказывает Air Forces Monthly.

До 1995 г. национальные ВВС в части непосредственной поддержки войск в основном ориентировались на самолеты Siai-Marchetti SF260W Warriors и аргентинские IA-58 Pucara. Когда в апреле 1995 г. «тигры» стали использовать ракеты «земля-воздух», война Элама приобрела новый оборот.

Пять Pucara были приобретены у Аргентины в 1992-1994 г., но два самолеты разбились, а оставшиеся страдали от нехватки запасных частей, коррозии и отсутствия надежной системы защиты. Уничтожение одного самолета 14 июля 1995 г. стало мощным ударом по боевому духу наземных частей ланкийской армии, которые сильно зависели от авиационной поддержки при продвижении в глубь территории противника. В то же время вертолеты Bell 212, применявшиеся для транспортных задач и огневой поддержки войск, были вынуждены перейти к полетам на сверхмалых высотах с целью избежать угрозы, исходящей от зенитных ракет. Суровая правда заключалась в том, что ланкийские ВВС отчаянно нуждались в летательном аппарате, который мог низко летать и обладал бы эффективной огневой мощью, необходимой для поддержки наземных частей. Так на вооружении ВВС появился Ми-24В.

За семь месяцев до доставки Ми-24 ланкийские ВВС потеряли от зенитных ракет два самолета HS 748, по одному Y-8 и Pucara. Pucara и Warrior не обладали достаточной огневой мощью, чтобы подавить новую угрозу, но Ми-24В смогли применить ужасающие образцы вооружений, а также использовать новую тактику радиоэлектронной борьбы, заимствованной из-за рубежа.

Приход Ми-24В

В середине 1995 г. капитан ланкийских ВВС Lal Pareira, руководитель инженерного управления ВВС, возглавил делегацию, направившуюся в украинский город Конотоп для оценки грозных Ми-24. Весьма впечатляющий ударный вертолет был основным элементом тактики непосредственной поддержки стран Варшавского договора, а также прошел войну в Афганистане в 1980-х гг. и Чечне в 1990-х. Ланкийцы полагали, что этот вертолет может стать решением их проблем.

Изначально стороны договорились о «мокром» лизинге трех Ми-24В, которые 4 ноября 1995 г. были доставлены на остров на борту военно-транспортного самолета Ан-124. Спустя менее чем две недели, 16 ноября, после завершения летных испытаний и на фоне высоких ожиданий пара вертолетов отправилась на свою новую базу — недавно отремонтированный аэродром Hingurakgoda-Minneriya (старый британский аэродром времен Второй мировой войны), расположенный как раз неподалеку от пограничной оборонительной линии, разделявшей контролируемые тамилами области и проправительственный юг.

На следующий день оба Ми-24 были отправлены на передовую площадку в Палали (Джаффина) для поддержки сухопутных частей, расположенных на полуострове — и уже спустя несколько часов от них поступил запрос.

Транспортный самолет ланкийских ВВС Y-8 (китайская копия Ан-12) был сбит 18 ноября на пути к Палали с флотилии вражеских катеров, из четырех членов экипажа выжил только один. Оба Ми-24В были немедленно подняты по тревоге с целью перехвата и уничтожения неприятельских лодок и их судна-матки в Тондаманнаре. В ходе боя 12,7-мм пуля попала в фонарь штурмана, но потерь не было. Это была первая операция Ми-24В на северном театре боевых действий на Шри-Ланке. «24-е» прибыли.

Впоследствии два этих великолепных ударных вертолета выполнили множество заданий, оказывая поддержку армейским частям при освобождении полуострова Джаффа в ходе операции «Rivirasa». Однако боевые повреждения стали существенным фактором при осуществлении операций против «Тигров». Первая серьезная авария случилась 19 ноября, когда б/н CH-612 был поражен вражеским огнем, что вызвало неполадки в гидравлической системе, приведшие к невыпуску шасси. После этого третий вертолет с авиабазы Katunayake немедленно перелетел в Палали, и парные вылеты возобновились. Командование ВВС сделало в результате вывод о необходимости наличия более трех вертолетов Ми-24В для поддержания высокого темпа операций. Таким образом, было получено разрешение на покупку новых вертолетов.

24 ноября 1995 г. в боевых действиях наступило временное затишье, и 9 эскадрилья нашла время для подготовки пятерых пилотов и 26 техников на авиабазе Hingurakgoda-Minneriya. Из-за высокого накала боев вертолеты управлялись смешанными украинско-ланкийскими экипажами, но как только удалось выкроить время для учебных полетов, украинские пилоты стали осуществлять подготовку дополнительного ланкийского летно-технического персонала.

Ланкийские пилоты рвались оказать помощь своим армейским коллегам, которые в 1995 г. вели тяжелые бои. Обычно переучивание с вертолета Bell 212 занимало 18 часов, самостоятельный вылет осуществлялся после примерно пяти часов. Однако самой сложной проблемой для девяти пилотов в эскадрилье в то время, когда автор статьи посетил авиабазу Hingurakgoda-Minneriya в марте 1996 г., было понимание инструкций по эксплуатации Ми-24, которые были написаны на русском языке, так же как и сообщения речевого информатора.

В передней кабине штурман-оператор имел панорамный вид окружающей местности и отвечал за применение оружия. Пилот в то же время концентрировался на управлении вертолетом, хотя в случае необходимости он мог применять бортовой пулемет. За ним в тесной кабине находились два пулеметчика – по одному с каждого борта, они всегда притягивали к себе значительную часть внимания вражеских стрелков и находились в очень опасном месте, поскольку покидание вертолета оттуда было затруднено.

К середине марта 1996 г. все три Ми-24В налетали в ланкийских ВВС 180 часов, а девять пилотов были полностью подготовлены. Поэтому украинцы смогли уменьшить свое участие в боевых действиях и больше сконцентрироваться на обучении. Они сыграли значительную роль в преподавании ланкийцам тактики и боевого применения, и как только их работа была выполнена, они к 2000 г. покинули страну. Три первых Ми-24В в декабре 1998 г. были по воздуху возвращены на Украину, но они способствовали приобретению ланкийцами знаний и летной практики, которые позволили им приобрести новые 23 вертолета Ми-24/35.

Тяжелые времена

Как и другие летательные аппараты, принимавшие участие в боевых действиях, до 2000 г. ни один Ми-24 не был оборудован электронной автоматической системой противодействия. В течение пяти лет эксплуатации первые три Ми-24В осуществили 1405 боевых вылетов без каких-либо систем противодействия высокой угрозе от ракет «земля-воздух». Нет ничего удивительного, что в 1997-2000 гг. 9 эскадрилья лишилась многих своих людей. Семь вертолетов было потеряно, при этом погибло девять пилотов и 11 штурманов-операторов. Хотя каждая потеря тяжело переживалось в эскадрилье, самая низшая точка была пройдена 23 октября 2000 г. когда при пилотировании старого Ми-24В б/н СН-613 погиб командир эскадрильи командир крыла Jagath Rodrigo. Он был командиром подразделения Ми-24/35 с момента принятия этих вертолетов в эксплуатацию, и был любим своими коллегами не только потому, что он всегда был в первых рядах, но и за свое неизменно джентльменское поведение.

В 1998 г. он рассказал в интервью Air Forces Monthly об отсутствии на вертолете систем противодействия: «У нас есть система оптико-электронного противодействия (Л-166В11Е «Липа» — П.2.), но мы не знаем рабочих частот ракет SAM-7 (ПЗРК Стрела-2 — П.2) и SAM-14 (ПЗРК Стрела-3 — П.2), которые, по нашим оценкам, применяются противником. С целью противодействия ракетам нами были предприняты попытки приобрести эти системы на открытом рынке». К несчастью для Jagath Rodrigo, его штурмана-оператора и двух пулеметчиков, они погибли именно от такой ракеты.

Задачи

За 14 лет боев Ми-24/35 против «Тигров» вертолет был задействован в различных ролях. Ничего удивительного, что задача непосредственной поддержки войск занимала основную часть боевых вылетов и давала наземным войскам возможность решать свои задачи после того обработки позиций и боевых порядков противника разрушительным огнем Ми-24.

Несмотря на небольшую скорость и ограниченную маневренность, Ми-24/35 применялся для решения задач по удержанию господства в воздухе, а также в качестве воздушного средства огневой поддержки для уничтожения, разрушения, нейтрализации или замедления роста вражеского военного потенциала. До тех пор, пока ланкийские ВВС не имели возможности осуществлять ночной перехват воздушных целей, использовались системы ночного наведения и целеуказания, установленные на Ми-24. Ничего удивительного, что «Тигры» стали называть Ми-24 «дьявольскими колесницами».

Вертолеты также осуществляли операции над морем, когда эскадрилья применялась совместно с военно-морским флотом для уничтожения вражеских вооруженных лодок. В ходе операций по боевому прикрытию Ми-24 использовались для защиты транспортных вертолетов и вертолетных перевозок VIP-персон. Вертолеты Ми-17, осуществлявшие снабжение армейских баз в районе Elephant Pass и Vettileikeni, также получали сопровождение Ми-24.

Когда в 2005 г. «Тигры» начали использовать самолеты для атак правительственных войск, Ми-24/35 с их круглосуточной системой обзора, сопряженной с 23-мм подвесными пушечными контейнерами стали идеальной платформой для противодействия новой угрозе. Ми-24 сыграли важную роль в реализации плана ланкийских ВВС по осуществлению ПВО.

Основные операции

Вертолеты Ми-24/35 выполняли много различных ролей и участвовали практически во всех основных наступательных операциях против «Тигров освобождения Тамил-Илама». Операция Rivirasa продолжалась с 17 октября 1995 г. до 26 мая 1996 г. Ее цель заключалась в восстановлении контроля над полуостровом Джаффна и создании безопасного коридора в южном направлении.

Три Ми-24В применялись с Палали и добавили новое измерение в боевые действия за счет нанесения разрушительного удара армии «Тигров», создания хаоса среди их передовых частей и действия в качестве оружия возмездия в последующие годы. Когда правительственные войска отбили Джаффну 5 декабря 1995 г., вертолеты 9 эскадрильи пролетели над городом с прикрепленным снизу национальным флагом. Три вертолета в ходе 72 боевых вылетов налетали 280 часов.

Одно из крупнейших сражений в ходе конфликта на Шри-Ланке имело место в районе армейского лагеря Mullativu в ночь на 17 июля 1996 г. Находящая там 25 бригада, в которой насчитывалось 1400 военнослужащих, подверглась атаке со стороны 4000 «тигров», которых поддерживали тяжелые пулеметы и минометы. Попытка захвата этой же базы была отбита несколько лет назад. Понимая, какой стратегический эффект может оказать на всю военную компанию захват лагеря, «Тигры» вернулись вновь.

Имея только три боеготовых вертолета, 18 июля 9 эскадрилья получила приказ направиться в Палали. Рано утром взлетели первые два вертолета, и вскоре они приземлились в лагере. После определения месторасположения собственных сил, вертолеты на низкой высоте атаковали цели на границе лагеря, уничтожая неприятеля, шедшего на лагерь волна за волной, и приземляясь только для дозаправки и пополнения боекомплекта.

При обсуждении вопроса доставки в лагерь подкрепления на вертолетах и кораблях в конечном счете было решено, что на вертолетах будут переброшены части специального назначения, а корабли доставят пехотные части под прикрытием Ми-24/35. После этого приблизительно в 15:30 два Ми-24 взлетели с площадки в China Bay для эскорта пяти Ми-17 и двух Bell 212. Однако как только вертолеты стали приближаться к зоне высадки, захваченный тамилами в 1993 г. у правительственных войск танк Т-55, расположенный в северной части лагеря, открыл огонь по вертолетам и кораблям. После этого практически перед самой высадкой были вызваны истребители Kfir для зачистки местности в районе десантирования.

Поскольку прибытие Kfir откладывалось на 10 минут, а вертолеты не хотели ждать, чтобы не утерять эффект внезапности, два Ми-24 выдвинулись вперед для обработки зоны десантирования и стали эскортировать транспортные вертолеты, идущие на посадку. В ходе штурмовой атаки 9 эскадрилья атаковала и уничтожила несколько сильно загруженных катеров, которые устремились в атаку на невооруженные вертолеты. В течение шести дней Ми-24 занимались сопровождением вертолетов, перевозящих войска и боеприпасы в зону десантирования. Практически каждый вылет сопровождался тяжелыми боевыми повреждениями, и наземному персоналу приходилось много работать для обеспечения их боеготовности к следующему вылету. Перед лицом серьезного сопротивления 9 эскадрилья показала смелость и решительность, которые она сохранила до самого окончания войны в 2009 г.

Операция Jayasikuru стала одной из самой продолжительной среди тех, в которых принимали участие Ми-24 (проводилась с 13 мая 1997 г. по 2 декабря 1998 г.), а борт CH-615 получил максимальное число пулевых попаданий, которое когда-либо получали вертолеты эскадрильи — в нем насчитали 34 пробоины и 220 повреждений в электропроводке. Размах участия Ми-24 был очень большим – эскадрилья выполнила 222 боевых вылета, налетав более 590 часов, но заплатила за это высокую цену: шесть летчиков и четыре штурмана-оператора погибли.

К 2001 г. все вертолеты были оснащены системами противодействия ПЗРК и инфракрасной камерой, которая оказалась очень полезной ночью в отсутствие очков ночного видения.

После длительного прекращения огня с февраля 2002 г. по июль 2006 г., широкомасштабные боевые действия возобновились с атакой «тиграми» приграничной оборонительной линии Мухамали в августе 2006 г. «Тигры» снова попытались установить контроль над полуостровом Джаффа, но на этот раз они решили действовать с нескольких направлений. Поскольку сотни «тигров» вытеснили флотские части на южную оконечность острова Кайтс, 12 августа 12 Ми-24/35 были вызваны для атаки катеров, осуществляющих подвоз пополнений. Спустя четыре дня еще одна пара Ми-24/35 была запрошена для отражения очередной крупной атаки «тигров».

Ми-24/35 сыграли значительную роль на завершающем этапе войны и участвовали в многочисленных отважных операциях. В ноябре 2008 г. два ударных вертолета сопровождали вертолеты Bell 212 в глубине вражеской территории для того, чтобы забрать дальний разведывательный патруль из восьми солдат, среди которых были раненые и которые скрывали в джунглях. Взлетев накануне ночью, три вертолета наводились самолетом Beech 200, который прилетел с авиабазы Anuradhapura. Самолет использовал свои датчики для наблюдения за землей для обнаружения патруля и малейшей активности неприятеля. Часто вертолеты летали на сверхнизкой высоте с целью избежать захватов ГСН ПЗРК. «Наша задача заключается в оказании помощи нашим коллегам на земле, чего бы нам это не стоило», заявил AFM один из летчиков Ми-24/35.

К окончанию войны в ВВС насчитывалось примерно 10 летных экземпляров Ми-24/35, разбросанных равными частями по пяти авиабазам: Anuradhapura, Jaffna, Katunayake, Vavuniya и Hingurakgoda-Minneriya. В начале 2009 г. когда «тигры» уже сражались не на жизнь, а на смерть, один Ми-24/35 был поврежден десятью пулями, что повлекло за собой потерю топлива и вынужденную посадку в районе южнее Iranamada, контролируемом тамилами. На место посадки были переброшены техники, которые на скорую руку заделали топливные баки, что позволило поврежденному вертолету доковылять до базы.

Признание заслуг

В марте 2009 г. 9 эскадрилья ударных вертолетов была награждена президентским знаменем в знак признания боевого духа, который ее личный состав неизменно демонстрировал на протяжении 15 лет боевых действий. После окончания войны в мае 2009 г. это дало возможность каждому открыто признать заслуги тех, кто мало заботился о своей жизни, пытаясь помочь своим собратьям по оружию на земле.

Сегодня в 9 эскадрилье насчитывается четыре Ми-35П и один Ми-24В.

Потери Ми-24/35

17.03.1997 — б/н СН-614, пропал в море Муллативе;

10.11.1997 — б/н СН-619, разбился при посадке в лагуне Кокилаи после попадания ракеты;

26.06.1998 — б/н СН-620, вероятно, попадание ракеты;

17.12.1999 — б/н СН-618, сбит;

24.05.2000 — б/н СН-624, сбит в районе Меесалаи;

19.10.2000 — б/н СН-627, сбит в районе Нагарковил;

23.10.2000 — б/н СН-613, попадание ракеты;

27.11.2009 — б/н SAH-4412 (бывший СН-635), разбился в Буттала.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники