Китай ремонтирует двигатели РД-93 и копирует РД-33

Директор департамента международного экономического сотрудничества украинской компании «Мотор» (так в тексте, вероятно, ОАО «Мотор-Сич») Альберт Логинов заявил Kanwa, что компания недавно подписала с КНР соглашение касательно ремонта авиационных двигателей РД-93. В соответствии с соглашением, Украина будет оказывать содействие Ченьдунской авиационной корпорации в ремонте деталей РД-93 и будущих капитальных ремонтах. У ОАО «Мотор-Сич» нет прямых контрактов с Пакистаном, и все работы будут проводиться в КНР.

РД-93 еще не проходил ремонты. Источник в украинской компании отметил, что КНР еще не имеет оборудования и предприятий для ремонта российских двигателей. Поэтому, первые РД-93 могут быть отправлены на Украину для проведения ремонта.

Эти события также подтверждают раннее предположение Kanwa о том, что КНР будет вынуждена обратиться к Украине для ремонта РД-93.По данным некоторых источников, у «Мотор-Сич» есть лицензия на ремонт серийных двигателей РД-33-2, и между двумя модификациями двигателей нет сильных различий.

ОАО «Мотор-Сич» приступило к оказанию помощи КНР в 1992 г. с ремонтом двигателей АЛ-31Ф. По словам источника, в настоящее время украинских специалистов по ремонту АЛ-31Ф в КНР больше не осталось. Тем не менее, завод «Мотор-Сич» ежегодно проводит обучение китайских технических специалистов и рабочих. В настоящее время сотрудничество продолжается, и украинцы в 2010 г. приняли несколько китайских аспирантов. Теперь они активно изучают технологии ремонта и переборки двигателей АЛ-31Ф.

Также существуют и другие свидетельства того, что в КНР в настоящее время очень сильно развились технологии ремонта истребителей Су-27, и поэтому услуги украинцев больше не нужны. Источник из компании «Мигремонт» заявил Kanwa, что уже некоторое время назад все деловые контакты с Китаем в этой области были прекращены. «Мигремонт» оказывает услуги по ремонту планера и авионики китайских Су-27.

С другой стороны, КНР активно пытается получить контракт на оказание ремонтных услуг на индонезийских Су-27. Это значит, что КНР уже стал конкурентом Украины в области предоставления услуг по ремонту и обслуживанию на мировом рынке.

КНР клонирует двигатель РД-33

Приблизительно два года назад Kanwa получила достоверные сведения о том, что КНР продвигается в решении задачи копирования российских двигателей РД-33 и этим занимается Объединенная авиационная компания Гуйчжоу (Guizhou United Aviation Company). Однако эти сведения не нашли подтверждения у источников непосредственно в самой компании. Отчет, опубликованный в июльском номере журнала China Aviation за 2007 г., привлек внимание корреспондента Kanwa. По мнению Kanwa, речь идет о копировании РД-33.

В этом отчете говорится следующее: «Начиная с 15 июля НИИ авиационных двигателей Гуйчжоу (Guizhou Aviation Engine Research Institute) ведет так называемую работу по «пяти сравнениям», и сконцентрирован на двух типах авиационных двигателей». Так называемая политика «пяти сравнений» заключается в том, что компания сравнивает свой проект с зарубежными образцами по пяти различным аспектам, включая проект, производственную технологию, опытное производство (скопированная продукция), сравнение с прототипом (оригинальное импортное изделие) и зарубежной технической информации. Говоря более детально, эти действия включают сравнение собственного проекта с зарубежными данными, проектных чертежей с зарубежным прототипом, производственной технологии с зарубежной технической информацией, производственной технологией и проектными характеристиками, и, наконец, опытный продукт сравнивается с проектными характеристиками.

Два типа авиационных двигателей, упомянутых в отчете, без сомнения, являются импортными образцами. В настоящее время только Россия и Украина осуществляют экспорт четырех типов двигателей в Китай. Kanwa удалось выяснить, что Объединенная авиационная компания Гуйчжоу отвечает за техническое обслуживание РД-93, что подтверждает тот факт, что КНР занимается его клонированием. Обслуживанием двигателей АЛ-31Ф и АЛ-31ФН занимаются предприятия в Чэньду и Шеньяне. Очевидно, что процесс копирования РД-93 находится на стадии производства опытных образцов или производства опытного двигателя. При этом уже появились проблемы: по данным отчета, решение всех проблем должно быть завершено в ноябре. Таким образом, заявления о том, что двигатель WS13 уже проходит испытания на борту истребителя JF-17 не более чем рекламный трюк.

Говоря о втором типе двигателя, который мог быть подвергнуть «сравнительному изучению», можно прийти к выводу о том, что это вероятнее всего АИ-222К-25 для учебно-тренировочного самолета L-15, который КНР сейчас импортирует из Украины. Продолжению разработки следует уделить самое пристальное внимание.

С точки зрения западной философии подобные отчеты не имеют смысла. Зачем в официальных СМИ открыто говорить о фактах клонирования? Но с точки зрения традиционной китайской философии, это не является «клонированием». Наоборот, подобная деятельность называется «независимые исследования, основанные на тяжелом труде и усилиях», и является демонстрацией коллективного патриотизма.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники