Парламент Великобритании подверг резкой критике менеджмент британской части проекта «Тайфун»

15 апреля Национальный счетный комитет (высшая инстанция британского парламента по финансовому надзору) опубликовал содержание доклада, в котором утверждается, что менеджменту британской части проекта Eurofighter Typhoon не удалось эффективно использовать средства налогоплательщиков.

Второй на протяжении двух месяцев доклад Комитета сообщает, что финансовые обязательства по британской доле в проекте четырех стран превысили ранее установленную сумму в 37 млрд фунтов стерлингов (60,37 млрд. долл.)

Комитет возложил вину за увеличение итоговой закупочной цены истребителей, которое составило 75% (с 72 до 126 млн. фунтов стерлингов за самолет), на плохое управление проектом со стороны британского министерства обороны и указал на недостатки межгосударственного формата проекта.

Согласно данным Комитета, «в целом, проект Тайфун обойдется министерству обороны на 3,5 млрд. фунтов стерлингов больше, чем предполагалось вначале проекта на закупки в полтора раза меньшего числа самолетов».

В докладе также указывается, что в свое время Министерство обороны приняло решение потратить 119 млн. фунтов на обеспечение истребителей Тайфун ограниченной возможностью нанесения ударов по наземным целям. Это было сделано в целях последующего замещения выбывающих из строя ударных самолетов Sepecat Jaguar.

Однако позднее, в 2008 году Королевские ВВС стали возвращать «тайфунам» их роль перехватчиков в связи с преждевременным списанием истребителей Panavia Tornado F. 3.

Согласно заявлению комитета, «Реализованный министерством подход при управлении авиацией свидетельствует о стремлении сбалансировать бюджет в краткосрочной перспективе, не раздумывая об обеспечении гармоничного распределения расходов на длительную перспективу».

Изменения в боевом предназначении «тайфунов» продолжают подрывать возможности королевских ВВС, задействованных с 20 марта в операции в Ливии.

Если в начале операции в Ливии «тайфуны» предназначались к использованию в качестве перехватчиков, то их первое фактическое боевое применение состоялось 12 апреля для поражения наземных целей. В тоже время, используемые «тайфунами» управляемые бомбы типа Enhanced Paveway II, наводились посредством подвесных контейнеров целеуказания с борта самолетов Panavia Tornado GR. 4, которые сопровождали «тайфуны» в ходе операции королевских ВВС. Офицер ВВС, принимавший участие в операции НАТО в Ливии, дал название такому способу взаимодействия самолетов — «совместное целепоражение».

Национальный счетный комитет пользуется репутацией организации непредвзятой и неумолимой при осуществлении проверок финансового управления в британских правительственных ведомствах. По итогам текущей проверки Комитет рекомендует повысить качество совместного межгосударственного управления программой производства самолетов «Тайфун».

В рекомендациях сообщается, в частности, следующее: «Сокращение расходов по проекту потребует более интенсивной совместной работы с партнерами по Европейскому Союзу.

При правильной организации процесса сокращения расходов, можно получить как финансовую, так и военно-техническую выгоду. Если же управление проектом неэффективно, как в случае с программой «Тайфун», то результатом становятся длительные задержки с реализацией проекта и увеличивающиеся по спирали расходы».

По данным Комитета, не все благополучно и с контрактами на поставку запчастей.

«Проблемы с поставками запчастей автоматически означают недолет «тайфунами» положенного числа часов; Министерству обороны приходится проводить каннибализацию для получения запчастей, что бы максимизировать боеготовность самолетов в каждый конкретный день

Как следствие, не все пилоты проходят полную подготовку, только 8 из 48 пилотов, приписанных к «тайфунам», способны осуществлять нанесение ударов по наземным целям.

…Министерству обороны пришлось временно отказаться от использования пяти пилотов в 2010 году.

Эта проблема будет нарастать по мере того, как в составе ВВС будет увеличиваться и число «тайфунов», и масштаб операций с их применением…

Мы обеспокоены действиями Министерства обороны по сокращению текущих расходов, предусмотренных общеправительственным планом; это может привести со временем к новому резкому взлету расходов.

Министерству оборону следует одновременно сократить расходы и улучшить показатели по своевременности реализации контрактов на запчасти и ремонт самолетов. Это позволит улучшить показатели эффективности по выделяемым средствам.

Действующие контракты недостаточно четко прописывают стимулы для заинтересованности производителей работать эффективнее и практически не предполагают санкций за нарушения контрактов».

Комитет раскритиковал нынешний менеджмент британской части проекта «Тайфун»: «Высшие должностные юридически ответственные лица из Министерства обороны по проекту «Тайфун» не обладают достаточными полномочиями для принятия решений по проекту и фактически функционируют только как координаторы проекта, чего явно не достаточно для реализации целей проекта».

С ответом на заявление Национального счетного комитета выступил министр обороны Великобритании Лиам Фокс. Он заявил, что «Мартовский доклад комитета указал на изменения в проекте «Тайфун», произошедшие после многих лет неграмотного финансового управления и задержек с реализацией, которые имели место под властью предшествующего правительства.

Наконец, проект снова стал управляем и вернулся на путь развития. В докладе Комитета признается, что Министерство обороны и производители проводят совместную работу для разрешения проблемы с поставками запчастей и выходу на поставленные производственные задачи.

В будущем я намерен качественно управлять подобными проектами с самого начала. Я также объявил о мерах, направленных на сокращение задержек с поставкой оборудования и превышений запланированных в бюджете расходов.

Я также приму участие в регулярных встречах Наблюдательных комитетов за основными проектами в качестве председателя для того, чтобы убедиться, что наши вооруженные силы хорошо оснащены, а деньги налогоплательщиков тратятся не зря».

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники