Новостная рассылка для клиентов по теме «Авиация»

Дорогие посетители салона Ле Бурже!
Идет четвертый день авиасалона в Ле Бурже. Анонсированное программой на 14:15 мероприятие только что отменили, и у вас час времени, которое надо как-то убить. Вас только что выставила из шале одной из французских компаний двойник Карлы Бруни-Саркози — и вот вы уже пытаетесь не попасть под одну из шныряющих машинок для гольфа, на которых бизнесмены рассекают по аллее шале. Подобно акулам, которые могут дышать только тогда, когда плывут, здесь все должны суетиться, чтобы выглядеть солидно. С неба заморосило. Вы куда-то спешите — сами не знаете куда. Все крутые парни разъехались по домам после третьего дня. Чем бы заняться? Ответ прост — авиационный музей Ле Бурже. В этом музее вы можете осмотреть один из самых лучших самолетов, так никогда и не запущенных в серию — Dassault Mirage 4000. Судьба этого самолета позволяет глубже понять ситуацию вокруг проходящего индийского истребительного тендера и увидеть, каковы сегодня французские позиции на мировом рынке боевых истребителей.

Во-первых, новости. В прошлом месяце прошел промежуточный отсев кандидатов в рамках индийского тендера на закупку средних многоцелевых истребителей (MMRCA). Подозрительным выглядит промах американских истребителей, особенно предложения Боинга F/A-18E/F, который многие наблюдатели, включая меня, считали фаворитом. Теперь Eurofighter и Rafale остались одни.

Оба самолета относятся к типу средних/тяжелых двухдвигательных самолетов. Емкость рынка для этих монстров крайне невелика. Вплоть до 2000 г. только четыре страны позволили себе закупки на Западе самолеты по такой цене. На протяжении минувшего десятилетия круг стран-покупателей пополнили Южная Корея и Сингапур, нельзя не упомянуть и небольшой австрийский флот из Eurofighter. После финализации тендера по MMRCA, к этому клубу стран присоединится и Индия.

У Eurofighter проблем из-за ограниченного экспортного рынка не возникало: внутренний спрос был достаточным для значительного объема производства и продаж (хотя производственных линий все-таки многовато). Кроме того, Саудовская Аравия оказалась надежным партнером, закупая у Великобритании с начала 1960-х годов все подряд современные самолеты. Они стали одним из двух заграничных покупателей самолетов Lighting и единственным импортером Tornado. И если не брать в расчет Австрию, то они остаются единственным покупателем Eurofighter. Кроме того, саудовцы платят наличными..

Rafale — совсем другая история. Внутренний рынок невелик и с годами все уменьшается. Всего 180 самолетов были заказаны Францией в минувшие двадцать лет, производство ведется темпами в 11 самолетов в год, и даже этот уровень находится под угрозой сокращения расходов государственного бюджета. Ситуация с экспортными заказами напоминает медленно, но верно идущий под откос поезд. Что продать Rafale, Франция предприняла все, что могла. И после двух десятилетий титанических усилий — нулевой результат. Самолет многократно оказывался на грани провала: ОАЭ, Марокко, Южная Корея, Сингапур, Бразилия и т.д.; при этом в ряде стран кампания по продвижению истребителя продолжается. Низшая точка планиды Rafale — попытка продать его Ливии. Весьма необычно — целевой рынок превратился в цель (в буквальном смысле слова, для авиаударов) в считанные месяцы. Ну, про крайней мере режим Каддафи получил лучшую в своем роде демонстрацию продукта, какую только можно себе представить. (Говорят, существуют модели Rafale с опознавательными знаками ливийских ВВС — хочу, хочу себе такую!).

Череда экспортных неудач Rafale — полная противоположность его предшественникам. Истребители Mirage III/IV, Mirage F1 и Mirage 2000 имели кое-что общее: две трети их продаж приходилось на экспорт. Заграничный спрос на эти средние однодвигательные истребители был весьма велик. Более 30 стран закупили истребители в этой ценовой категории. Однако в отличие от рынка элитных истребителей, этот рынок менее «гламурный» — на нем меньше шансов разбогатеть за одну сделку.

И теперь мы подходим к истребителю Mirage 4000, который вызволит вас из тоскливой тягомотины Ле Бурже. Его название подразумевает, что это укрупненное развитие идеи Mirage 2000 с двумя двигателями. И если о Mirage 2000 можно было сказать, что он невероятно прекрасен, то Mirage 4000 был, скажем так, дважды невероятно прекрасен. Его возможности демонстрировали саудитам, однако те предпочли F-15 и Tornado. Его показывали и шаху Ирана, однако по известным обстоятельствам до сделки не дошло. А других рынков, открытых для элитного сегмента истребителей, тогда и не было — Индия все еще была занята освоением излишков времен Корейской войны. И поскольку сами французские ВВС закупать Mirage 4000 не захотели, на том самом прототипе, что стоит сейчас в музее, его история и закончилась…

Какова общая характеристика элитного сегмента истребительных рынков мира? Он не только очень ограниченный, но еще и высокополитизированный. В разных формах тендер на MMRCA тянется уже целое десятилетие. За эти году и президенту Обаме, и президенту Саркози, и премьеру Дэвиду Кэмерону, и всем остальным главам государств, чьи предложения участвуют в тендере, хоть единожды довелось поработать коммивояжером. В ходе их визитов проводились дьявольски сложные переговоры относительно передачи технологий, распределения производства, сертификации конечного пользователя (по крайне мере, в случае с США точно) и т.д. и т.п. Поражение США частично объясняется тем, что американцы недостаточно внимательно отнеслись к опасениям индийцев по вышеупомянутым аспектам. Отдельную жирную тень на американское предложение бросали бесконечные комплексы индийцев в связи американскими оружейными санкциями (правительству США стоит уяснить, что у стратегии санкций есть и обратная сторона). Кроме того, политики в Индии считают, что США уделяют чрезмерное внимание Пакистану и слишком прислушиваются к мнениям этой страны. События вокруг уничтожения бен Ладена тоже могут иметь определенное значение…

Сделки, подобные MMRCA предполагают формирование стратегического партнерства, и, по идее, именно на этом направлении у США было наиболее весомое преимущество. Очевидно, что с учетом нестабильной ситуации в Южной Азии для США победа в тендере MMRCA относилась к группе важнейших приоритетов. После провала американских заявок в отставку подал американский посол в Дели Тимоти Ремер. Формально основанием отставки стали «личные и профессиональные причины», однако, как сказал герой Билла Пэкстона в «Чужих»: «Ты, друг, может, еще не в курсе, но нам тут вообще-то только что задницу надрали».

Президенты работают агентами по продажам. Послов отправляют в отставку. Стратегические и экономические отношения на самом высоком уровне. Так выглядит элитный сегмент истребительного рынка. Mirage 4000 в Ле Бурже символизирует провал попыток Франции конкурировать на этом раскаленном рынке. Запуск Rafale в серию десятилетие спустя означал, что Франция делает ставку на прорыв в этом элитном сегменте. Если Rafale проиграет в тендере MMRCA — ставка Франции бита.

Еще несколько мыслей относительно тендера MMRCA. Во-первых, конкуренты идут ноздря в ноздрю, но я бы отдал преимущество Eurofighter. У него шире круг эксплуатантов и больше возможностей. Военные и оборонно-промышленные связи Индии крепче с британской стороной, чем с французской. В тоже время, и Франция, и Великобритания предоставляют равные возможности по передаче технологий и в равной степени дадут Индии намного лучшую технику, чем все то, что есть у индийских ВВС на вооружении в настоящее время. Некоторые наблюдатели считают, что тендер MMRCA будет отменен, когда появится возможность закупки F-35. Не вызывает сомнения, что F-35 понравится индийским военным. Однако как только Индия начнет производить какой-то продукт, ее трудно будет остановить. Эти ребята штамповали Jaguar вплоть до 2007 г., потому что никто не объяснил им, что этот самолет пользуется спросом только у музеев и коллекционеров. Вопрос занятости граждан тоже имеет значение. Кроме того, индийским военным нравятся большие числа. Это подтверждает иррациональный факт наличия большого парка МиГ-21 и программа LCA (Tejas).

Увидимся на аллее шале!

Искренне Ваш «пока Переходный Освободительный Совет Ливии не подпишет контракт на поставку Rafale»,

Ричард Абулафия

На фото: Rafale на авиасалоне LAVEX-2009 в Триполи

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники