Рынок истребителей пятого поколения

Главным событием 2010 года в авиационной промышленности России стало начало летных испытаний прототипа истребителя пятого поколения. Однако это замечательное техническое достижение отечественных конструкторов, инженеров и рабочих само по себе еще не гарантировало успех программы.

Министерство обороны заявило о намерении приобрести порядка 50-70 истребителей в период до 2020 года. Вероятно, в дальнейшем это количество будет увеличено и достигнет 150 или даже 200 единиц. Но закупка такого относительно небольшого числа Т-50 слабо оправдывает многомиллиардные государственные и корпоративные вложения в НИОКР, технологическую модернизацию и подготовку серийного производства самолета. И дело здесь не только в позиции военных, предпочитающих максимально дешевые решения. Основной ограничитель национальных закупок – скромные размеры российской экономики. В связи с этим критически важным фактором развития проекта стал поиск международного партнера, наличие которого позволяет разделить финансовое бремя разработки истребителя и увеличить объем гарантированного заказа. Кроме того, большое значение будет также иметь продвижение машины на экспорт.

Индия

Гарантией необратимости программы Т-50 стало присоединение к ней нашего давнего стратегического военно-технического и оборонно-промышленного партнера — Индии. Двадцать первого декабря 2010 года в ходе визита в эту страну президента России Дмитрия Медведева был заключен контракт стоимостью 295 млн долларов на эскизное проектирование индийской версии истребителя. Это событие можно считать формальным признаком вступления Индии в проект. Значение его, быть может, даже превосходит январский дебютный полет прототипа истребителя. Если 29 января стало убедительным доказательством технической зрелости программы, то 21 декабря обеспечивает ее коммерческое и промышленное будущее.

Существует зависимость между экономической мощью страны и ее способностью реализовать проект истребителя пятого поколения. На сегодня такие программы имеют США, ВВП которых достигает 14,3 трлн долларов, Китай (8 трлн.), Япония (4,4 трлн) и Россия (2,3 трлн долл.). Кроме того, заявку на создание истребителя пятого поколения сделала Южная Корея, причем имеется информация о присоединении к южнокорейскому проекту Индонезии. Совокупный ВВП этих двух стран составляет 2,3-2,4 трлн долларов.

Весьма симптоматично, что Франция (ВВП — 2,1 трлн) и Швеция (300 млрд долл), имеющие сильные самобытные национальные авиастроительные школы и великолепные истребители четвертого поколения, отказались от амбиций по созданию машин пятого поколения, что в перспективе пятнадцати-двадцати лет приведет к уходу этих игроков с рынка. Конечно, отчасти это объясняется отсутствием военно-политических угроз, но главной причиной отказа стали финансовые и экономические ограничения. Грубо говоря, размеры экономик этих стран недостаточно велики для реализации столь дорогих проектов.

Таблица 1. Возможные закупки истребителя Т-50/FGFA странами-участницами программы

Участник

Минимальное
количество

На всем периоде
серийного производства

Россия

50-70

200

Индия

300

400-450

Всего

350-370

600-650

Таблица 2. Размер экономики и проекты истребителей пятого поколения

Страна/
объединение стран

ВВП по паритету покупательной
способности, трлн долл, 2009

Проекты истребителей
четвертого поколения

Проекты истребителей
пятого поколения

США

14,3

да

F-22, F-35

КНР

Около 8

да

J-20

Япония

4,4

лицензионное производство

+

Индия

3,4-3,6

лицензионное производство

FGFA

Россия

2,2-2,3

да

Т-50

Франция

2,1

да

Южная Корея

1,4

нет

+

Индонезия

0,9-1,0

нет

Совместно с Южной Кореей

Швеция

0,3

да

Военно-политическое положение России диктует необходимость иметь национальный боевой комплекс пятого поколения. Достаточно вспомнить, что на Дальнем Востоке Россия граничит с государствами, имеющими к нам формальные (Япония) или латентные (Китай) территориальные претензии, причем и КНР, и Япония, скорее всего будут обладать истребителями пятого поколения, в том числе, возможно, и тяжелого класса. На западном направлении и на юге некоторые лимитрофы, проводящие откровенно русофобскую внешнюю политику, например, Польша или Грузия, также, вполне возможно, получат от США истребители пятого поколения F-35.

Однако при наличии очевидных военных императивов для создания Т-50, Россия находится на самом нижнем пороге эмпирически определяемого размера необходимого для этого ВВП. Объем нашей экономики по паритету покупательной способности практически равен ВВП Франции, которая с большими трудностями закупает истребители даже четвертого поколения и уж тем более не ставит перед собой задачи создания комплекса пятого поколения. Практически это означает, что Россия в одиночку скорее всего была бы способна разработать истребитель, но вряд ли смогла бы закупить сколько-нибудь значимое их количество.

Между тем совокупный ВВП России и Индии достигает уже почти 6 трлн долларов, и на такой экономической базе реализация проекта уже не вызывает сомнений. Военные амбиции Индии растут едва ли не быстрее ее экономических и финансовых возможностей. Даже самые консервативные оценки потребностей индийских ВВС в истребителях пятого поколения составляют 300 единиц. Но вероятнее всего реальные закупки значительно превзойдут эту цифру. Учитывая необходимость сохранения превосходства над пакистанскими ВВС, достижения хотя бы минимального паритета с ВВС НОАК, а также закупки палубной версии FGFA общая численность этих машин в ВВС и ВМС Индии на периоде всего жизненного цикла программы достигнет 400-450 единиц.

Основные рыночные факторы

Т-50/FGFA будет предложен на мировой рынок не ранее 2018-2020 годов. Это означает, что любые прогнозы относительно перспектив его экспорта в третьи страны за пределами России и Индии по определению будут неточными в связи с невозможностью предсказать, каким будет мир в это время. Но уже сегодня вполне возможно описать ключевые факторы, определяющие экспортный потенциал Т-50/FGFA.

Важнейшими из них станут:

• стоимость российско-индийской машины,

• динамика китайского проекта истребителя пятого поколения,

• динамика развития беспилотных авиационных комплексов,

• такие базовые для рынка вооружений в целом факторы как уровень конфликтогенности и состояние мировой экономики.

Стоимость истребителя определит способность относительно небольших государств закупать эти машины. В настоящее время предполагается, что в ценах 2010 года цена Т-50 составит 80-100 млн долларов. В этом случае истребитель будет доступен всем современным покупателям российских Су-30, превзойдет по ценовому критерию американский F-35 и останется конкурентоспособен в отношении гипотетического китайского самолета. Принципиальное значение имеет контроль неизбежной эскалации стоимости, что, видимо, и станет одним из основных вызовов для разработчиков истребителя. Учитывая, что основной вклад в цену комплекса будет вносить электронное оборудование, в частности многофункциональная интегрированная радиоэлектронная система (МИРЭС), одним из методов снижения стоимости может быть предложение на рынок версии истребителя с упрощенным БРЭО. Например, вариант с одним носовым радаром без боковых и крыльевых антенных решеток.

Объемы экспорта Т-50 будут также зависеть от темпов создания китайского истребителя пятого поколения. Китайская машина, возможно, станет для Т-50 даже более опасным конкурентом, чем американский F-35. Российское оружие продается главным образом в страны с независимой внешней и оборонной политикой, которые, как правило, предпочитают закупки неамериканской техники. До тех пор пока у КНР не было серьезных предложений боевой авиационной техники, на рынках таких государств Россия имела либо квазимонополию, либо конкурировала с европейцами. Понятно, что появление у Китая комплекса пятого поколения приведет к прямой и непосредственной конкуренции Т-50 и будущего китайского самолета.

Наконец, объем рынка будет определяться новыми технологическими тенденциями, развитие которых может обесценить значение пилотируемой боевой авиации. На сегодня главным риском такого рода представляется прогресс в области ударных беспилотных авиационных систем. Остается надеяться, что к 2020 году этот фактор еще не успеет оказать негативного влияния на рынок пилотируемых истребителей.

Наиболее вероятными покупателями Т-50 априори являются страны-обладатели российских тяжелых истребителей Су-27/30 (естественно, за исключением КНР). Плохая новость состоит в том, что при замене Су-30 закупки Т-50 будут, скорее всего, осуществляться не в соотношении один к одному, а в лучшем случае 1:1,5. Самыми перспективными рынками представляются государства Юго-Восточной Азии, которые по политическим мотивам не будут рассматривать возможность закупок в Китае. Это прежде всего Вьетнам, а также Малайзия и Индонезия. Впрочем, на малазийском рынке возможна конкуренция с США, а Индонезия помимо возможных закупок американской техники имеет планы присоединиться к южнокорейскому проекту истребителя пятого поколения. Несмотря на эти риски вероятность покупки российско-индийской машины ВВС обеих этих стран весьма высока.

С высокой степенью уверенности можно предполагать, что верность российской технике сохранит и Алжир. В отношении такого традиционного покупателя советской техники как Ливия существует неопределенность, связанная с неясными перспективами политической ориентации этой страны. Из-за высокого риска смены политического режима и свертывания боливарианского революционного проекта нынешнего президента Уго Чавеса трудно прогнозировать после 2020 года и венесуэльские заказы. В случае же сохранения в этой стране левого правительства Россия столкнется с китайским авиапромом, который уже одержал здесь ряд побед. Наконец, можно надеяться, что естественным рынком для российской авиатехники станут и некоторые постсоветские республики, прежде всего, Казахстан и Белоруссия.

К сожалению, такие потенциальные российские рынки как Иран и Сирия вероятнее всего окажутся под контролем Китая. Во всяком случае российское политическое руководство, аннулировавшее контракты на поставку в Сирию ОТРК «Искандер-Э», а в Иран – ЗРС С-300ПМУ-2, активно работает в пользу именно такого сценария. С другой стороны, через десять-двадцать лет для России могут открыться рынки, которые сегодня кажутся невероятными. В одном шаге от покупки Су-30 однажды уже был Таиланд. Через двадцать-тридцать лет, быть может, раскроется спящий сегодня колоссальный экономический потенциал Мьянмы. Для Аргентины закупка Т-50 была бы отличным ассиметричным ответом на бразильские планы приобрести 36, а в перспективе – 120 Rafale. Гадать можно до бесконечности. Сегодня ясно одно – российско-индийский альянс обязательно будет одним из трех мировых игроков на рынке истребителей пятого поколения. А это значит, что Россия гарантировала себе статус мировой авиапромышленной державы на всю первую половину двадцать первого века.

Таблица 3. Экспортные продажи истребителей пятого поколения

Страна

Заказы в России истребителей четвертого поколения

Риски и конкуренция с Т-50

Триггеры закупки Т-50

Потенциальный
заказ Т-50

Вероятность закупки

Зона высокой и средней вероятности

Вьетнам

24 Су-30МК2 и 12 Су-27СК/УБК

Консервативные подходы вьетнамских военных, конкуренция со стороны Су-35

Китайская военная угроза, быстрый рост экономического потенциала

24-36 единиц

высокая

Алжир

44 Су-30МКИ (А)

Вестернизация алжирского военно-политического руководства, постепенная смена старой русофильской военной элиты страны, конкуренция с КНР

Региональные амбиции, военно-политическая конкуренция с Марокко

24-36 единиц

высокая

Малайзия

18 МиГ-29N, 18 Су-30МКМ

Конкуренция с F-35 и, возможно, Су-30 Super 30

Вывод из состава ВВС МиГ-29N и F-18D

12 единиц

высокая

Индонезия

16 Су-27СК/СКМ/Су-30МКК/МК2

Реализация совместного с Ю.Кореей проекта истребителя пятого поколения, конкуренция с F-35

Ориентация на закупки тяжелых истребителей в России

12 единиц

средняя

Казахстан

Предположительно до 38 Су-27 на бартерной основе

Ликвидация казахстанской государственности вследствие агрессии талибов из Афганистана

Китайская военная угроза

24 единицы

средняя

Ливия

Ожидается заказ 12 Су-35

Неопределенность политической ориентации страны

Наличие ресурсов, региональные амбиции

12 единиц

средняя

Всего

182

108-132

Зона низкой вероятности

Венесуэла

24 Су-30МК2

Смена политического режима в стране, свертывание боливарианского политического проекта, конкуренция с китайским истребителем пятого поколения

Традиция ВТС с Россией

18 единиц

Низкая

Иран

-

Военно-техническая переориентация Ирана на КНР, смена политического режима

Региональные амбиции

18-24 единицы

низкая

Сирия

24 МиГ-29М2

Давление на Россию со стороны США и Израиля, дефицит финансовых ресурсов, конкуренция с китайскими предложениями, риск ликвидации алавитского режима под давлением суннитского большинства

Необходимость иметь минимальный потенциал сдерживания в отношении Израиля

24 единицы

средняя

Всего

48

60-66

Зона «Черного лебедя»*

Закупки в России истребителей четвертого поколения

Аргументы против

Аргументы за

Таиланд

Несостоявшаяся продажа 6 Су-30МКИ

Прозападная ориентация страны, отсутствие традиции ВТС с Россией

Но ведь однажды почти получилось!

Мьянма

32 МиГ-29 Б/СЭ/УБ

Малоресурсность страны, низкое качество человеческого капитала, вероятность смены режима военных

Огромный нереализованный экономический потенциал, поступательное развитие ВТС с Россией, высокий уровень национализма

Аргентина

Отсутствие традиции ВТС с Россией, низкий уровень милитаризации

Необходимость иметь минимальный паритет с Бразилией, фолклендская травма

Бразилия

Ориентация на реализацию большого проекта по закупке и лицензионному производству Rafale

И как будет выглядеть Rafale в 2035 году?

Франция, Германия, Италия

Отсутствие военных потребностей в комплексах пятого поколения. Закупка ВВТ в России – срыв устоявшихся шаблонов

Отсутствие собственных проектов создания платформ пятого поколения. Сегодня военных потребностей нет, но никто не знает, каким будет мир в 2035 году, и не появятся ли к этому времени такие потребности

Турция

Прозападная военно-техническая ориентация

Современная военно-техническая ориентация может смениться в результате краха кемалистского проекта и смены политического режима в стране

* – «Черный лебедь» – определение внезапного скачка, нелинейного, непоследовательного развития событий, лежащего вне поля традиционных мэйнстримных прогнозов.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники