Планы строительства десантного корабля для ВМС Германии

Военно-морские силы Германии призваны решать возложенные на них задачи обеспечения безопасности страны и ее союзников по НАТО, защиты морского судоходства, проведения поисково-спасательных операций, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Учитывая изменения военно-политической обстановки в мире, руководство ФРГ определило новые приоритеты для национальных ВМС. Главным из них является участие флота в действиях по локализации и урегулированию региональных конфликтов в зоне ответственности альянса. При этом в качестве возможных районов боевых действий рассматриваются зоны ответственности как объединенного командования (OK) ОВС НАТО «Север», так и ОК «Юг» и «Запад», где присутствие кораблей ВМС Германии становится регулярным.

В состав сил оперативного развертывания национальных ВМС входят: 23 боевых корабля (четыре подводные лодки проекта 212А, семь фрегатов — 123 и 124, пять корветов — 130, шесть тральщиков и разведывательный корабль), универсальный транспорт снабжения, два-три вспомогательных судна и подразделения сил специального назначения. Отсутствие в составе ВМС десантных кораблей сказывалось на эффективности боевого использования этих сил.

С середины 1990-х годов командование ВМС ФРГ рассматривало возможность приобретения одного экспедиционного десантного корабля. С 1994 года германская компания MTG приступила к разработке проекта универсального десантного корабля (УДК) полным водоизмещением 20 000 т и десантовместимостью до 270 единиц ВВТ, в том числе двух десантных катеров (ДКА) и восьми вертолетов, а также до 700 человек личного состава.

Программа нашла свое продолжение в более умеренном по характеристикам «проекте 707» ETrUS (Einsatz Truppenunterstutzungsschiff), но в 2003 году он тоже был закрыт из-за прекращения финансирования.

Командование ВМС Германии в рамках программы Flotte 2025+ (2009 год) особое внимание уделяет вопросам переброски войск, боевой техники и средств МТО на большие расстояния и обеспечения их действий на удаленных ТВД. По его мнению, необходимо более детально рассмотреть и изучить требования к обеспечению военно-морских перевозок, операциям по высадке морских десантов и их тыловому обеспечению, а также к операциям по высадке, обеспечению действий и эвакуации стабилизационных сил на территории стран, где отсутствует необходимая инфраструктура.

В разработанной концепции строительства флота до 2025 года предусматривается постройка двух десантных транспортов проекта JSS (Joint Support Ship) и двух многоцелевых кораблей — десантных транспортов Mehrzweckeinsatzschiffs (MZES). При этом отмечается, что корабль проекта JSS должен перевозить не менее 800 человек личного состава с техникой, а это, по оценкам германских специалистов, потребует строительства судна водоизмещением 27 000-30 000 т (основные тактико-технические характеристики см. в табл. 1). В качестве альтернативы предлагаются три корабля проекта JSS вместимостью до 400 человек с техникой при полном водоизмещении около 20 000 т.

В настоящее время командование ВМС Германии рассматривает ряд проектов кораблей как национальных, так и иностранных компаний. Основной проблемой их реализации является отсутствие в бюджете МО достаточных финансовых средств. В связи с этим пока не выбран определенный проект десантного корабля, который мог бы использоваться в качестве:

- универсального транспортного судна (корабельные запасы при этом составят 6 440 т топлива, 320 т средств МТО и 250 т боеприпасов; кроме того, на нем смогут базироваться три вертолета);

- десантного корабля (десантовместимостью 14 вертолетов NH-90 или ЕН-101, по два ДКА типов LCM-8 и LCM-6, а также до 750 морских пехотинцев в боевом снаряжении);

- транспорта обеспечения стратегических морских перебросок десантовместимостью до 260 боевых транспортных средств (конструктивно корабль будет оборудован летной палубой для размещения вертолетов, подобных CH-53D).

В программе Flotte 2025+ рассматриваются три варианта задействования сил и средств для обеспечения военно-морских перебросок на перспективу, начиная с 2011 года: использование не менее двух зафрахтованных судов типа «ро-ро» (roll-on-roll-off — горизонтальный метод трейлерной погрузки и разгрузки судна); закупка для ВМС Германии до пяти судов типа «ро-ро»; строительство собственного универсального корабля поддержки экспедиционных сил.

Компания «Блом унд Фосс» (ныне входит в состав «Тиссен Крупп марин системз», или TKMS) в инициативном порядке разработала и продвигает на мировой рынок серию проектов — MRD 150/MHD 150/MHD 200 (Multipurpose Helicopter Dockship) — оригинальной, «полуавианосной» архитектуры, разработанных с использованием модульных технологий. Вариант MHD 150 способен перевозить до 776 человек десанта, имеет док на два десантных катера LCM или один ДКА на воздушной подушке LCAC, а также может обеспечивать постоянное базирование в ангаре 11 вертолетов NH-90. Корабли этих проектов предлагались ряду заказчиков (в частности, Португалии и ЮАР), но ответов с их стороны так и не последовало.

По мнению представителей фирмы, корабли данных проектов могут в дальнейшем послужить основой для проведения НИОКР в рамках концепции развития ВМС Германии по созданию многоцелевых транспортов с использованием взаимозаменяемых модульных конструкций.

Корабль проекта MHD 150 в зависимости от вариантов построения модулей может использоваться как десантный корабль, транспорт (контейнеровоз) грузовместимостью до 25 ООО т или УТРС, предназначенный для решения задач по обеспечению кораблей в море с использованием вертолетов и бортовых средств дозаправки (загрузки).

Кроме того, компания TKMS предлагает на рассмотрение проект MHD 200, способный обеспечить транспортировку сил и средств МТО, а также боеприпасов для одного батальона со штатным вооружением и техникой. Планируемые расходы на разработку проекта и строительство корабля составят 189 млн долларов США (около 150 млн евро). Тактико-технические характеристики кораблей проектов MHD 150 и MHD 200 представлены в табл. 2.

Дальнейшим развитием этих проектов стал предложенный TKMS проект модульного многоцелевого корабля MESHD (Multi-role Expeditionary Support Helicopter Dock) — УДК, способного помимо решения десантных задач выполнять функции мобильного ПУ, транспорта и корабля комплексного снабжения. Этот проект предлагается в качестве основы для будущих немецких кораблей проекта JSS. Его полное водоизмещение достигает 21 000 т, при этом внутренние объемы корабля могут трансформироваться в зависимости от потребностей. Благодаря модульной компоновке конструкций корабля и размещению имущества и оборудования в 20-футовых контейнерах на нем можно будет разместить: медико-спасательный центр, комплекс питания на 300 мест, центр управления — командный пункт объединенных сил, 14 вертолетов NH-90, 120 транспортных средств, походную кухню, а также запасы корабельного и авиационного топлива.

Судостроительная компания «Фленсбургер Шифбау-Гезельшафт», являющаяся в Германии лидером по строительству судов типа «ро-ро», также предложила два проекта создания десантного транспорта. Проект 2700 разработан на базе уже существующего судна типа «ро-ро». Его ТТХ представлены в табл. 3.

За основу разработки второго проекта многоцелевого ДК также был взят проект судна типа «ро-ро». Корабль данного проекта предназначен для переброски сил (войск) морем, пополнения МТС других кораблей и судов, транспортировки авиационной и автомобильной техники, оказания авиационной поддержки с использованием бортовой авиации и медицинского обеспечения. ТТХ этого многоцелевого ДК приведены в табл. 4.

Кроме того, командованием ВМС Германии рассматриваются проекты кораблей, представленные судостроительными фирмами Нидерландов и Канады.

Голландские разработчики предлагают проект многофункционального корабля, который сможет выполнять функции универсального транспорта снабжения, корабля боевого управления, госпитального судна и вертолетоносца. Планируемая стоимость контракта составляет 365 млн евро.

Десантно-вертолетный корабль-док имеет два крана для перегрузки имущества и оборудования в море, грузовой кран грузоподъемностью 40 т, затапливаемый кормовой док. Недостатком является его неприспособленность к действиям в условиях ледовой обстановки. Тактико-технические характеристики ДВКД, разработанного голландской судостроительной фирмой, представлены в табл. 5.

Канадский проект ДВКД предназначен для переброски войск (сил) морем и снабжения кораблей (судов) и войск запасами ГСМ и средствами МТО. Кроме того, корабль способен выполнять функции госпитального судна и корабля боевого управления в условиях ледовой обстановки при толщине льда до 0,7 м. Планируемая стоимость контракта составляет 778 млн евро. Заявленные ТТХ ДВКД, разработанного канадской судостроительной фирмой, приведены в табл. 6.

Таким образом, спектр поставленных перед бундесвером задач требует развития сил и средств для обеспечения перебросок группировок ВС по морю, включая их вооружение и средства МТО. Военно-политическое руководство страны не отказывается от перспективы строительства универсального десантного корабля, к чему могут быть привлечены как национальные, так и зарубежные судостроительные компании. В случае реализации того или иного проекта ВМС ФРГ будут в состоянии принимать самостоятельное участие в морских десантных операциях по планам ОВС НАТО на европейских ТВД, а также в миротворческих и гуманитарных миссиях под эгидой ООН и других международных организаций как в зоне ответственности Североатлантического союза, так и за его пределами.

Успех реализации концепции строительства ВМС ФРГ до 2025 года Flotte 2025+ будет зависеть от объемов финансирования. Ввод собственного УДК или многоцелевого ДК в боевой состав флота ожидается не ранее 2019 года.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники