Российский винтокрылый «ночной охотник»

Известный зарубежный эксперт по российский авиации А. Младенов (Alexander Mladenov) описывает историю и начало эксплуатации нового российского ударного вертолета Ми-28Н. Несмотря на то, что в данном материале особых сенсаций и открытий для отечественного читателя нет, по мнению П.2, зарубежный профессиональный взгляд на отечественную технику весьма интересен уже сам по себе. Публикуем перевод этой статьи, вышедшей в июльском выпуске Air Forces Monthly.

Российский вертолет Ми-28Н «Ночной охотник», предназначенный для выполнения ударных задач в любое время суток, позиционируется своими создателями как обладающий намного более широкими боевыми возможностями по сравнению с предшественниками: боевым вертолетом Ми-24 разработки 1960-х гг. и непосредственными прародителем — представителем 1980-х гг. вертолетом Ми-28А. Новая боевая платформа российских ВВС разработана для обеспечения выживаемости на поле боя, обладает более чем достаточной огневой мощью и высокоточным прицельным комплексом, пригодным для использования в любых погодных условиях.

В апреле 2009 г., после почти 30 лет разработки и испытаний, первое боевое подразделение российских ВВС — 487-й вертолетный полк из г. Буденновска, расположенного неподалеку от беспокойных территорий на Северном Кавказе, получил первую партию из четырех вертолетов Ми-28Н. За 15 месяцев до этого, 23 января 2008 г., первые Ми-28Н были переданы Министерству обороны в ходе официальной церемонии на заводе-изготовителе в Ростове-на-Дону. Эти два вертолета предназначались для опытной эксплуатации и оценки в 344-м Центре боевого применения и подготовки личного состава в г. Торжок. К началу мая 2009 г. «Роствертолом» было выпущено не менее 17 Ми-28Н, и представители российской авиационной промышленности публично заявляли о том, что к 2009-2011 гг. Ми-28Н поступит на вооружение двух вертолетных полков, в которых полностью боеготовой будет одна эскадрилья численностью 18 вертолетов. К 2015 г. планируется принять на вооружение не менее 67 Ми-28Н, ежегодный темп закупок составит 10 вертолетов. В долгосрочной перспективе число «Ночных охотников» может достичь 300, но это, конечно же, будет зависеть от наличия средств после 2012 г. Не первый год следящие за историей Ми-28Н могут удивиться нынешнему успеху «Ночного охотника» после такого сложного прошлого.

«Ночной охотник» – 30 лет в разработке

Конкуренция между КБ Миля и Камова в разработке нового поколения боевых вертолетов на замену вездесущего Ми-24 берет начало в поздних 1970-х гг. Предполагалось, что один из двух конкурирующих проектов станет советским ответом американскому McDonnel Douglas АН-64А Apache. Оба новых проекта, известные как Ми-28А и Ка-50, выполнили первый полет в 1982 г. и прошли этап длительных и суровых испытаний в 1985-1986 гг. В конечно счете одноместный вертолет соосной схемы Ка-50 был назван победителем и в декабре 1987 г. был рекомендован советским правительством к серийному производству.

Хотя КБ Миля проиграло первый тур конкурса, оно продолжило работу над проектом, хотя и в значительно более медленном темпе. В начале 1990-х гг. КБ самостоятельно приступило к разработке проекта более совершенного круглосуточного варианта Ми-28А. Как оказалось, решение о продолжении работ было весьма предусмотрительным, потому что закупки дневного одноместного Ка-50 прекратились. В начале 2000-х гг. российское Министерство обороны выпустило требования к новому поколению вертолетов круглосуточного применения для оснащения армейской авиации, которая вошла в состав ВВС 1 января 2003 г. На этот раз ударный вертолет нового поколения рассматривался как ответ вертолету Boeing AH-64D Apache Longbow.

В этом случае схватки между двумя российскими вертолетными КБ не было. Главком ВВС генерал-полковник В. Михайлов в августе 2003 г. заявил СМИ, что Ми-28Н и Ка-52 выбраны для боевых частей, Ми-28Н постепенно будет заменять потрепанный парк Ми-24, а Ка-52 будет выпускаться в ограниченных количествах для использования подразделениями специального назначения.

Этап разработки

«Ночной охотник» в первую очередь разработан для уничтожения вражеской бронетехники и поражения хорошо защищенных и укрепленных целей, а также осуществления минирования с воздуха, подавления площадных целей, уничтожения небольших морских и речных судов и всех видов низковысотных летательных аппаратов.

Его компоновка следует классическому стандарту ударного вертолета — экипаж из двух человек размещен в расположенных тандемом кабинах. Штурман-оператор находится в передней кабине, а пилот/командир — в возвышенной задней. В отличие от Ми-24, на Ми-28 только пилот может управлять вертолетом, а в вертолете нет свободных объемов для перевозки пассажиров – это возможно только в экстренных случаях. Проектом предусмотрено свободное пространство в отсеке оборудования, в котором может поместиться два-три человека со сбитых вертолетов. На вертолете установлен пятилопастный несущий винт и малошумный Х-образный направляющий винт. На ранних образцах вертолета использовался трехлопастный направляющий винт.

Первый опытный экземпляр Ми-28Н — ОП-1, бортовой номер «014», был построен на экспериментальном заводе в подмосковном городе Панки между 1994 и 1995 гг. и впервые поднялся в воздух в ноябре 1996 г., причем ряд образцов радиоэлектронного оборудования на нем отсутствовал. Второй опытный образец Ми-28Н (ОП-2, бортовой номер «02») совершил первый полет 25 марта 2004 г. Первый из трех предсерийных Ми-28Н (серийный номер 01-01, бортовой номер «32»), заказанных российским Министерством обороны, впервые поднялся в воздух 25 января 2005 г., а военным бюджетом на следующий год была предусмотрена закупка не менее семи «ночных охотников».

В марте 2006 г. объединенная команда испытателей приступила к испытаниям вертолета на авиабазе в Торжке, и к апрелю 2007 г. в них было задействовано не менее пяти Ми-28Н, включая две опытных машины — ОП-1 и ОП-2, а также три предсерийных экземпляра. В августе 2007 г. к ним присоединилось еще два предсерийных вертолета, и в следующем месяца Министерство обороны окончательно одобрило начало серийного производства Ми-28Н на ОАО «Роствертол». В июне 2009 г. источники в КБ Миля объявили, что в российские ВВС поставлено 12 «ночных охотников» и только в 2009 г. было произведено 10 вертолетов. Общее число вертолетов, которое должно быть выпущено в рамках текущего оборонного заказа, составляет 47 единиц к 2012 г.

В октябре 2008 г. командующий армейской авиацией генерал-майор В. Иванов в газете «Красная Звезда» сообщил о том, что первые четыре Ми-28Н, принятые на вооружение российских ВВС, проходят испытания в Торжокском центре с целью интеграции бортового комплекса обороны (БКО). Следует отметить, что все поставленные российским ВВС «ночные охотники» не оснащаются надвтулочной РЛС, на них также отсутствует ряд систем БКО, хотя, как сообщается, на вертолетах сохраняется возможность установки недостающего оборудования в будущем. Намекалось на то, что поставки Ми-28Н, полностью оснащенных надвтулочной РЛС, полноценным БКО, нашлемной системой целеуказания (так называемый «второй этап»), запланирована по мере готовности этих систем, наиболее вероятно в промежутке между 2012 и 2015 гг. Также ходят слухи о других запланированных модернизациях, которые будут заключаться в установке глубоко модернизированного электронного оборудования управления полетом и нового прицельного комплекса. Также давалось понять, что на Ми-28Н будет устанавливаться и новое вооружение, включая ПТУР «Хризантема», оснащенная активной ГСН миллиметрового диапазона, способная применяться в любых погодных условиях. Также считается, что разрабатывается вариант с двойным управлением для подготовки экипажей.

Оборудование вертолета

На Ми-28Н установлен полностью цифровой интегрированный комплекс бортового радиоэлектронного оборудования БРЭО-28Н, имеющий возможность круглосуточного и всепогодного применения. Вместо аналоговых приборов, установленных в кабинах Ми-24 и Ми-28А, в Ми-28Н устанавливаются совместимые с очками ночного видения приборные доски, на которых имеются шесть ЖК многофункциональных мониторов (по три в каждой кабине), на которые выводится полетная и навигационная информация, данные по двигателям и планеру, состояние вооружения и данные о цели.

Обзорно-прицельная система ОПС-28 «Тор» в первую очередь является всепогодным прицельным приспособлением, в котором интегрированы три канала наблюдения на общей гиростабилизированной платформе, расположенной в носовой части вертолета. Как сообщается, совершенствование «Тора» столкнулось со сложностями из-за технологической сложности системы и перебоями в финансировании. Установка в круглом обтекателе может поворачиваться вправо и налево на 110 градусов, на 13 градусов вверх и 40 градусов вниз. На ней имеется две плоских прозрачных створки, которые включают оптический канал, ТВ-канал, инфракрасный канал и лазерный дальномер. Оптическая и инфракрасная камеры имеют две фиксированных позиции – с увеличением в 3× и 8×, а ТВ камера обеспечивает 20-кратное увеличение. Официально никакой информации о системах «Тора» не сообщалось. Благодаря обзорной системе ГОЭС-520, поставляемой компанией УОМЗ, вертолет может выполнять полет на низкой высоте ночью. Эта система используется только в навигационных целях, включает в себя инфракрасную камеру и низковысотную ТВ-камеру, и размещается под обтекателем системы наведения ПТУР.

Текущими планами предусмотрено оснащение пилота и штурмана нашлемными системами целеуказания на вертолетах в конечной производственной комплектации вертолета.

В базовой версии надвтулочная РЛС НО-25, разработанная Государственным рязанским приборостроительным заводом, могла обозревать только сектор в 90 градусов, общая площадь осматриваемой поверхности составляла 400 кв. км, цикл работы РЛС составляет 1.2 сек. Картинка подстилающей поверхности может быть использована экипажем для скорейшего наведения на конкретную цель ОПС «Тор», тем самым сокращая время на поиск и захват цели. Кроме того, получаемая РЛС-картинка может быть использована как средство распределения информации о целях между группой вертолетов при помощи защищенного канала обмена данными. В РЛС имеется также режим селекции движущихся целей, используемый для определения мобильных объектов.

Средства выживаемости

В отличие от западной доктрины применения вертолетов в противотанковой борьбе, которая в основном опирается на тактику засад, Ми-28Н, как и его предшественник Ми-24, были спроектированы для применения в том же ключе, что и низковысотный штурмовик Ил-2. Российский подход подразумевает выход в зону боевых действий на высокой скорости на сверхнизкой высоте, затем захват цели в наборе высоты, и ее поражение с полого пикирования.

С целью достижения высокого уровня выживаемости планера и экипажа, проектная команда учитывала опыт, приобретенный высокой ценой в ходе боевых действий советской армии в Афганистане в 1980-х гг. Защита в основном достигалась за счет солидного бронирования наиболее уязвимых частей вертолета, что теоретически позволяет Ми-28 выдерживать более тяжелые боевые повреждения по сравнению со своим предшественником.

Новая система спасения экипажа включает в себя энергопоглощающие кресла «Памир-К» разработки КБ «Звезда», шасси с амортизацией и сбрасываемые двери кабины, лопасти несущего винта и крылья. Комбинация кресло/шасси позволяет пилоту и штурману-оператору выжить при вынужденных посадках при скорости спуска 12 м/с; ударная нагрузка уменьшена с 60-58 единиц, до «всего лишь» 12 единиц. Система спасения, установленная на «Ночном охотнике», в случае включения на высоте 100 м сначала отстреливает лопасти несущего винта, крылья и двери кабины, а затем члены экипажа выбрасываются с парашютами. Несбрасываемые топливные баки, предназначенные для избегания контакта с шасси или пушечной установкой, включены в конструкцию для обеспечения безопасного выхода. Если система спасения включается на высоте менее 100 м, то привязные ремни членов экипажа автоматически застегиваются, и вертолет совершает вынужденную посадку.

На второй производственной серии Ми-28Н, которую должны были начать выпускать после 2010 г., планировалось установить БКО с системами активного противодействия, включая шесть устройств выброса ложных тепловых целей УВ-26 на 36 16-мм патронов, расположенных на законцовках крыльев.

Пассивная защита БКО Ми-28Н включает в себя станцию предупреждения об облучении Л-150 «Пастель», систему предупреждения о приближении ракет Л-138 «Мак» и систему предупреждения о лазерном облучении Л-140 «Отклик», а также экранно-выхлопные устройства на двигателях, которые позволяют снизить тепловое излучение вертолета в 2,2 раза, с целью увеличить дистанцию захвата для ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля» с инфракрасной ГСН.

Пушки, НУРС, ракеты и бомбы

Основным вооружением Ми-28Н являются сверхзвуковые полуавтоматические ПТУР 9М120В «Атака-В» с дальностью стрельбы 5,8 км. На двух подкрыльевых держателях может быть размещено до 16 ПТУР. «Атака-В» оснащена тандемной БЧ, специально разработанной для преодоления активной защиты современных основных танков. Для Ми-28Н существует возможность применения ПТУР «Атака-Д» с увеличенной до 10 км дальностью, что дает возможность экипажу определять и уничтожать цели с относительно большого расстояния, превышающем дальнобойность основных систем ПВО поля боя.

Установленная на вертолете 30-мм пушка 2А42 имеет скорострельность 900 выстрелов в минуту, и изначально разработана для оснащения БМП-2. Эта система была выбрана вместо специально разработанных орудий для установки как на Ми-28Н и Ка-50/52 из-за своей высокой надежности. Оно мало подвержено загрязнению пылью, грязью и песком, а также отличается отличными баллистическими характеристиками. Его основным недостатком является более высокая масса, по сравнению с системами, специально разработанными для использования на вертолетах. Считается, что ее вес равен массе двуствольного орудия ГШ-30-2, применяемого на Ми-24П. Носовая установка НППУ-28 может вращаться на 110 градусов влево и вправо, на 13 градусов вверх и 40 градусов вниз, а также имеет двухплоскостную стабилизацию. Наведение и стрельба из орудия осуществляется при помощи ОПС «Тор»; управлять огнем пушки вместо штурмана-оператора может пилот — для этого положение ствола фиксируется вдоль оси направления полета вертолета. Ми-28Н второго поколения могут получить возможность наведения орудия вслед за взглядом пилота/штурмана при помощи системы нашлемного целеуказания.

Неуправляемое вооружение может подвешиваться на четырех пилонах под крыльями (на каждый можно подвесить 480 кг), и включает 80-мм НУРС С-8, запускаемые из блоков Б8В-20 на 20 ракет, 122-мм НУРС С-13, запускаемые из блоков Б13 на пять ракет или 240-мм НУРС С-24 (по два НУРС подвешиваются на внешнюю пару пилонов). Кроме того, на внешних пилонах может подвешиваться пушечный контейнер УПК-23-250 с весьма точной 23-мм пушкой ГШ-23 и 250 снарядами. Другим вариантом подвески может служить контейнер малогабаритных грузов КМГУ-2 и ракета «воздух-воздух» 9М39 «Игла-В», предназначенная для поражения вертолетов и БЛА. До восьми ракет можно подвесить на четырех двухракетных установках «Стрелец».

Некоторые российские эксперты полагают, что в реальных боевых действиях Ми-28Н из-за ограниченной боевой нагрузки будут ограничены только одной функцией: либо противотанковые операции, либо непосредственная поддержка войск. Для борьбы с танками «Ночной охотник» с 1200 л топлива может использоваться с полной нагрузкой из 16 ПТУР «Атака-В» и 150-250 снарядами к пушке 2А42, для непосредственной поддержки войск типичная нагрузка может заключаться в 20-ракетных блоках 80-мм НУРС, два-четыре ПТУР и 150 пушек.

Экспортные ожидания

Начало эксплуатации Ми-28Н в российских ВВС с начала 2008 г. имело положительный эффект на его экспортные перспективы. На сегодняшний момент получено разрешение на экспорт «Ночного охотника» через компанию «Рособоронэкспорт». В 2008 г. генеральный директор ОАО «Роствертол» Б. Слюсарь в разговоре со СМИ намекнул на то, что Индия, Алжир и Китай рассматриваются как наиболее вероятные стартовые заказчики, но на самом деле, как оказалось в случае модернизированного варианта ударного вертолета Ми-35М, Венесуэла оказалась наиболее вероятным экспортным заказчиком. В ходе визита на «Роствертол» в июне 2007 г. президент Венесуэлы У. Чавес проявлял глубокий интерес к закупке экспортной версии Ми-28НЭ для армейской авиации. Общаясь с прессой в январе 2008 г. на церемонии передачи Ми-28Н , Б. Слюсарь выразил уверенность, что контракт с Венесуэлой будет заключен к середине 2009 г. Но информации о заключении подобного контракта не поступало, хотя ходят слухи о том, что Венесуэле требуется 10-12 вертолетов для замены устаревающих самолетов OV-10 Bronco.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники