Одна ракета на двоих и для многого

Российско-индийский совместный ракетный проект открывает заманчивые перспективы не только для углубления двустороннего сотрудничества, но и в решении чисто военных задач как Индией, так и Россией.

В ПОСЛЕДНИЕ годы много и небезосновательно говорится об усилении конкуренции на ключевом для России индийском рынке вооружений. В советское время индийская армия, авиация и флот были укомплектованы нашими вооружениями на 75—80%, но сейчас, по мере роста финансовых возможностей, индийцы все чаще делают выбор в пользу более дорогостоящих западных систем вооружений. Еще в 80-е годы на этот рынок вошли немцы и французы с поставками подводных лодок и истребителей Mirage 2000, а в 90-е буквально ворвался Израиль, для которого Индия стала крупнейшим наряду с США клиентом.

Наконец, в прошлом десятилетии резко активизировались индийско-американские военно-технические связи, и к сегодняшнему дню США продали Индии военно-транспортных и противолодочных самолетов уже почти на 10 млрд долларов.

В этой ситуации одним из самых эффективных инструментов сохранения российских позиций в Индии становится смена торговой парадигмы военно-технического сотрудничества на кооперационную модель осуществления совместных проектов на основе риск-разделенного партнерства, при которой стороны совместно инвестируют в создание, производство и продвижение на рынок.

Сейчас Россия и Индия имеют опыт реализации двух совместных военно-промышленных проектов. Первый — это программа BrahMos по проектированию, производству и маркетингу тяжелой дальнобойной сверхзвуковой противокорабельной ракеты, второй — создание многофункционального среднего транспортного самолета МТА. Кроме того, в ходе визита в декабре 2010 года в Индию российского президента Дмитрия Медведева был подписан контракт на проектирование индийской версии истребителя пятого поколения FGFA, что фактически означает старт третьего совместного проекта.

Если программа МТА пока не продемонстрировала убедительной позитивной динамики, то проект BrahMos можно считать эталонным примером двусторонней военно-промышленной программы. В нем органично сочетаются такие факторы, как коммерческий профит для российских и индийских участников проекта, мощный прирост военных возможностей всех трех видов индийских вооруженных сил и технологический прогресс, особенно важный для индийской стороны. Может быть, самым ценным результатом проекта стало накопление опыта решения сложных законодательных, организационных и финансовых проблем, который в дальнейшем будет транслирован в новые перспективные двусторонние программы, прежде всего, конечно, в проект FGFA.

Оригинальный военный аспект программы заключается в том, что индийские вооруженные силы фактически приобретают одну из первых в своей истории систем вооружения, которая обладает межвидовой унификацией, то есть может использоваться несколькими видами вооруженных сил Индии.

Стартовым заказчиком ракет BrahMos стали ВМС Индии. При этом даже в рамках ВМС ракета устанавливается на несколько типов платформ. Основным носителем данных ракет в настоящее время является большинство современных и перспективных надводных кораблей: первыми такими кораблями стали эсминцы проекта 61 МЭ (Kashin-Mod class), причем два из эсминцев этого проекта — Ranvir и Ranvijay — должны получить 8-зарядные вертикальные пусковые установки. Кроме того, ракетами BrahMos планируется оснастить строящиеся в Индии три эсминца проекта 15 А (Kolkata class) и перспективные эсминцы проекта 15 В, фрегаты перспективного проекта 17 А и три заказанных в России фрегата проекта 11356 М, которые в настоящее время строятся в Калининграде на верфи «Янтарь». Такое же оружие получат и фрегаты Talwar class третьего транша вне зависимости от того, где они будут строиться — в России или на индийских верфях.

Однако ВМС Индии не ограничиваются установкой BrahMos на надводные корабли и планируют также интегрировать это оружие на подводные лодки и, возможно, самолеты базовой патрульной авиации. В качестве таковых могут выступать как российские №i-38SD, так в перспективе и заказанные в США самолеты противолодочной обороны P-8I Poseidon. Похоже, что индийские ВМС планируют сделать BrahMos своим «главным калибром». Большая дальность применения (до 280 километров), высокая скорость полета, мощная боевая часть обеспечат индийцам не просто превосходство, а полное доминирование над корабельными группировками Пакистана, и создадут серьезный потенциал сдерживания в отношении быстрорастущих военно-морских сил Народно-освободительной армии Китая.

Крупным заказчиком мобильного наземного варианта BrahMos являются и сухопутные войска Индии, где этот комплекс предполагается использовать не только в качестве противокорабельного, но и для высокоточного поражения наземных целей для уничтожения командных пунктов и других важных объектов военной, государственной и военно-экономической инфраструктуры противника (на что ориентирована модификация Block II LACM). В варианте размещения на мобильных пусковых установках индийская армия заказала 134 ракеты BrahMos Block I в 2006—2009 годах и дополнительно 240 ракет BrahMos Block II в 2010 году на общую сумму порядка 3 млрд долларов.

Наконец, военно-воздушные силы Индии ожидают завершения НИОКР по созданию авиационного варианта ракеты BrahMos, который будет интегрирован прежде всего на истребители Су-30 МКИ. Начало поступления на вооружение авиационных ракет ожидается в 2012 году. Предполагается, что ВВС Индии получат и ракеты BrahMos Block II, способные поражать наземные цели. Сейчас ОКБ «Сухого» ведет ОКР по интеграции авиационного варианта ракеты на Су-30 МКИ. Видимо, именно это станет центральным элементом модернизации Су-30 МКИ по программе Super 30. Ведь их техническое лицо формировалось еще в первой половине 90-х годов, и сегодня требуется их совершенствование. Уже известно, что оно будет заключаться в установке радара с активной фазированной решеткой и ракеты BrahMos.

Эти работы представляют потенциальный интерес и для российского заказчика. Сейчас ракеты BrahMos и их российский аналог «Яхонт» являются, вероятно, самыми мощными неядерными противокорабельными средствами в арсеналах России и Индии, а Су-30 МКИ — единственным проходящим испытания их носителем. Поэтому ВВС России планируют заказать 28 истребителей Су-30 СМ, которые по своему техническому лицу будут близки к индийской версии, с той лишь разницей, что израильские и часть французских систем будут заменены российскими. А Военно-морской флот России изучает возможность закупки для своих нужд 12 таких машин.

В этой связи более чем уместным представлялась бы и закупка BrahMos. Причем не чисто российских «Яхонтов», а именно совместных BrahMos. С военно-технической точки зрения это означало бы приобретение российскими вооруженными силами феноменальной по своей эффективности системы «Су-30 СМ-BrahMos», появление которой революционным образом изменило бы баланс сил, например, в черноморском бассейне. А с политической — подчеркнуло бы совместный характер проекта. Индийцы с гипертрофированным вниманием относятся к любым символам своего индустриального и технологического роста, и закупка Россией индийской продукции была бы более чем позитивно воспринята в стране, которая приобретает наших вооружений на миллиарды долларов ежегодно.

Для России важным следствием успеха программы BrahMos стало парадоксальное повышение шансов на продвижение на индийский рынок авиационных и морских платформ российского производства. Обычно именно экспорт платформ открывает возможность поставок ракетного оружия, которое на эти платформы интегрируется. В случае же с BrahMos драйвером продвижения самолетов и подводных лодок является именно ракетная система. Так, конструкторское бюро «Рубин» создает специальную версию новой российской подводной лодки проекта 677 (Апаш- class), которая в качестве главного оружейного комплекса использует противокорабельные ракеты BrahMos. Это повышает шансы данных лодок в объявленном Индией тендере на закупку шести субмарин общей стоимостью до 10 млрд долларов.

Наконец, возможно, самым ценным результатом работы совместного предприятия BrahMos Aerospace Ltd. является создание площадки, на базе которой возможна реализация последующих, возможно, более масштабных совместных проектов, причем с более весомым индийским участием. Уже сегодня известно о намерении предприятия реализовать проект создания гиперзвуковой ракеты. Однако уникальный опыт, аккумулированный в рамках данного проекта начиная с 1998 года, позволяет ставить и еще более амбициозные задачи, например, в области создания баллистических и крылатых ракет стратегического назначения.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники