Учебно-тренировочные самолеты Galeb в ливийских ВВС

С мая 2011 г. ситуация в Ливии неоднократно изменилась, и теперь редакции П.2 представляется особенно интересным привести обзор применения и эксплуатации югославских учебно-тренировочных самолетов Galeb в составе ливийских ВВС времен только что свергнутого Каддафи из журнала Air Forces Monthly. В самом начале операции НАТО в Ливии первым уничтоженным самолетом оказался именно Solo G-2A Galeb, сбитый 24 марта в Мисурате. Двумя днями спустя стало известно, что еще пять Galeb были уничтожены на земле. Один или два самолета из них могли быть одноместными J-1 Jastreb, которые также базировались в Мисурате.

Считалось, что в Мисурате в летном состоянии находилось 24 Galeb и Jastreb, а еще несколько десятков находились на хранении. На момент начала кризиса еще шесть Galeb проходили ремонт на предприятии Таманхинт (Tamanhint), расположенном неподалеку от Сабхи.

Ливийские ВВС применяли Galeb и Jastreb в качестве легких ударных самолетов. Хотя по западным стандартам они считаются устаревшими, они могут использовать короткие взлетные полосы, и их легко обслуживать в примитивных условиях.

Ливия опиралась на бывшую Югославию и Сербию в вопросе обучения летчиков и ремонта. В мирное время эскадрильи этих самолетов могут применяться в качестве самолетов для подготовки инструкторов и обучения курсантов, но в ходе боевых действий они могут использоваться для выполнения ударных задач в ближней фронтовой зоне. Еще в марте 2010 г. ливийские ВВС проводили учения с участием Galeb в районе Намва (Namva) неподалеку от Мисураты.

Ливия и Югославия

История использования в ливийских ВВС Galeb/Jastreb начинается в 1969 г., практически сразу после революции, приведшей к власти полковника Каддафи. Спустя два месяца после прихода к власти он обратился к Франции с просьбой о закупке вооружений, а в январе 1970 г. заказал 110 истребителей Mirage V, хотя на тот момент все ливийские ВВС насчитывали примерно 400 человек. Каддафи очень хотел увеличить число летчиков, а Югославия подготовила комплексное предложение по обучению летного персонала в своей Военно-воздушной Академии — и в 1970 г. оно было принято.

На следующий год ливийские ВВС направили 43 курсанта на обучение в югославский 172-й полк истребительно-бомбардировочной авиации (ИБА), дислоцированный в Голубовцы (Golubovci), где Galeb и Jastreb использовались для прохождения боевой подготовки. В декабре 1973 г. Каддафи впервые посетил Югославию и выразил особый интерес к программе подготовки летного состава. В начале 1974 г. некоторые из подготовленных ливийских летчиков прибыли в 105-й полк ИБА на авиабазу Земуник (Zemunik) для прохождения курсов подготовки инструкторов.

Ливийские аппетиты росли, и в 1974 г. командование ВВС решило приобрести соответствующий самолет для самостоятельной подготовки летчиков. В Мисурате были созданы Военно-воздушная и Воздушно-техническая академии, причем в качестве образца были взяты соответствующие югославские учреждения. В 1975 г. был подписан контракт на покупку самолетов G-2A Galeb и J-21 Jastreb, а в 1977 г. была открыта и сама Академия.

Ливийские ВВС заказали модификацию G-2A Galeb, в которой устанавливалось иное БРЭО и система кондиционирования воздуха, которые отсутствовали на югославских самолетах. Поэтому она была обозначена G-2AL. Были закуплены две модификации самолета Jastreb — базовый легкий ударный самолет J-1L и тактический разведчик, оснащенный тремя фотокамерами (одна в фюзеляже и две в контейнерах, установленных на законцовках крыльев). Этот вариант получил индекс RJ-1L.

В июле 1977 г. начались столкновения Ливии с Египтом по поводу спорных приграничных территорий, и 16 Jastreb югославских ВВС, произведенные в 1974-1977 гг., были срочно подготовлены для передачи Ливии (на них были закрашены югославские опознавательные знаки), после чего самолеты перелетели через Средиземное море. Они взлетали прямо с авиабазы Голубовцы, вместо привычного маршрута с завода Соко в г. Мостар.

«Крайние» четыре ливийских Galeb G-2AL были поставлены в июне 1985 г. Всего Ливия получила 112 G-2AL Galeb (серийные номера 10101-10212), а также 30 J-1L и два RJ-1L Jastreb (серийные номера 11101-11134).

Эксплуатация

Ливийские Galeb и Jastreb были сосредоточены в трех эскадрильях Садун, Буркан и Мансуд в Военно-воздушной академии в Мисурате. С конца 1970-х гг. под командованием ливийских офицеров в Мисурате работали зарубежные инструкторы — в двух эскадрильях югославские,, а в третьей — пакистанские. Югославы носили в Ливии цивильную одежду, а на их летных комбинезонах отсутствовали знаки различия. Постепенно ливийские летчики сами становились инструкторами.

С начала 1980-х гг. югославские пилоты работали в Мисурате вместе с ливийцами. Югославские инструкторы одновременно обучали ливийских курсантов в Земунике, а в период 1982-1985 гг. на базе 1-й и 245-й эскадрилий в Мостаре действовал специально сформированный центр подготовки иностранных пилотов, на вооружении которого стояли G-2A Galeb. До 1986 г. в Югославии прошли обучение 676 ливийских курсантов.

На югославском авиаремонтном заводе Змай (Zmai) (г. Велика Горица) также осуществлялся ремонт ливийских Galeb и Jastreb. Но поскольку ливийцы хотел проводить ремонты самостоятельно, то югославские компании получили контракт на строительство АРЗ Таманхит глубоко в пустыне неподалеку от Сабха. Отношения с Югославией осложнились в 1983 г. из-за международного осуждения ливийского вторжения в Чад, где Jastreb выполняли вылеты по непосредственной поддержке войск. По словам летчика-испытателя О. Авдаковича (Omer Avdaković) c АРЗ Змай, ему приходилось пилотировать два ливийских разведывательных Jastreb, которые были повреждены легким стрелковым оружием при выполнении операций в ходе этого африканского конфликта.

К 1985 г. Югославия прекратила производство G-2AL и после передачи последнего самолета ливийского заказа на заводе Соко была уничтожена вся необходимая оснастка. Но спустя три года ливийские ВВС обратились с предложением о возобновлении производства, так как Galeb оказался очень надежным при эксплуатации в условиях пустыни. Первоначальный контракт был рассчитан на дополнительные 48 G-2AL Galeb.

Похолодание

Начиная с 1989 г. Ливия оказалась в изоляции из-за санкций, наложенных ООН на режим Каддафи, которого обвинили в организации террористических атак. В результате Югославия прекратила свое сотрудничество с ливийцами, инструкторы вернулись домой, а ливийская Военно-воздушная академия прекратила свою работу. Этот факт был подтвержден в 2010 г., когда ее посетили бывшие инструкторы и обнаружили таблички с именами югославов на шкафчиках с личными вещами. Из этого был сделан вывод о том, что последние 20 лет там не велось никакого обучения.

Снова Сербия

В начале 2004 г. с Ливии были сняты санкции ООН на поставки вооружений, и это дало возможность Каддафи вдохнуть новую жизнь в свои вооруженные силы, которые в ходе длительной изоляции обходились без многих необходимых технических ресурсов. И снова одним из ливийских приоритетов стало приобретение учебно-тренировочных самолетов: в 2004-2006 гг. сербские компании провели ремонт 20 G-2AL Galeb и четырех J-1L Jastreb на АРЗ Тамахинт. До начала восстания в 2011 г. были завершены работы еще на шести G-2AL, но их облет не проводился в связи с эвакуацией сербских специалистов. Они были доставлены на родину транспортным самолетом, принадлежащим сербскому национальному перевозчику JAT.

Кроме ремонтов в интересах ливийских ВВС, Сербия также провела обучение 20 курсантов и инструкторов для вертолетов Gazelle. Ливийские ВВС выражали заинтересованность в создании собственного командного училища при содействии отставных сербских офицеров. Ливийские офицеры должны были пройти трехлетний курс обучения в Сербии.

Теперь о дальнейшем развитии событий остается лишь гадать.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Теги: ,