Организация закупок Пентагоном вертолетов Ми-17 признана неудовлетворительной

5 января 2012 г. Служба главного инспектора министерства обороны США обнародовала короткий одностраничный конспект отчета по итогам аудита процессов закупки «нештатных» вертолетов — в основном, имеются в виду машины зарубежного производства, в частности, Ми-17 для Ирака и Афганистана (сам отчет в свободный доступ не выпущен).

Ревизии подверглась деятельность минобороны в части закупок и обслуживания нештатных вертолетов (в отчете используется термин non-standard rotary wing aircraft, NSRWA). По оценкам Службы расходы по этой линии за последние пять лет превысили 1,6 млрд долл., а в ближайшем будущем они составят еще 1 млрд долл.

Согласно выводам аудиторов организация импорта и поддержания летной годности импортных вертолетов является неудовлетворительной. Чиновники Пентагона оказались не в состоянии предоставить сводный список всех состоящих на балансе минобороны США вертолетов Ми-17, данные о совокупной стоимости владения и ожидаемых эксплуатационных расходах для парка вертолетво этой марки. Это произошло по причине того, что замминистра по тылу и снабжению (Under Secretary of Defense for Acquisition, Technology, and Logistics, USD[AT&L]) принимал решение о запуске программы импорта вертолетов в качестве временной меры. Вследствие этого руководство программы не получило полного спектра полномочий в части принятия решений, обязательных к исполнению всеми подразделениями Пентагона, а также не следовало требованиям организации процесса госзакупок. В результате, по мнению аудиторов, минобороны, предположительно, недостаточно эффективно израсходовало 1,6 млрд долл. Кроме того, что запланированные расходы на более чем 1 млрд долл. также окажутся недостаточно эффективными.

Служба главного инспектора рекомендует замминистра по тылу и снабжению придать программе импорта вертолетов долгосрочный статус и внести расходы по ней в качестве постоянной компоненты гособоронзаказа, разработать документацию и регламентировать ее работу — в частности, консолидировать и упорядочить закупочную деятельность.

Главный инспектор запросил пояснений замминистра обороны по тылу и материально-техническому снабжению, которые должны быть представлены в течение месяца.

Заметим, что помимо Ми-17 программа нештатных (зарубежных или устаревших) вертолетов для Пентагона включает в себя закупку MD-530F (американская разработка, не состоящая на вооружении ВС США) и AW-139. Начало ее работе было положено в январе 2010 г., когда был создан единый орган по управлению закупками в интересах союзников, в первую очередь Ирака и Афганистана — стран, откуда американские оккупационные войска должны были быть выведены, а функции обеспечения безопасности передавались национальным армиям. Кроме того, потребность в Ми-17 настоятельно высказывают союзники в Пакистане, Йемене и Венгрии.

Ми-17 ВВС Ирака. SPC Michael Uribe | DefenseImagery.mil

Между тем, в ноябре 2011 г. минобороны США официально сертифицировало процедуры оценки летной годности вертолетов Ми-17В-5, предназначенных для Афганистана, подтвердив тем самым, что эти вертолеты соответствуют всем требованиям США и технических препятствий к их закупке нет.

Интересно, что претензии Службы главного инспектора почти дословно повторяют нападки на закупки российских Ми-17 со стороны Сената США. Подозрительно ангажированным оппонентом импорта Ми-17 для Пентагона и реэкспорта в Афганистан является сенатор от Алабамы Ричард Шелби, который в 2009—2010 гг. проводил активную антироссийскую кампанию «Остановить закупки Ми-17». «Мы не сможем обеспечить иракцев и афганцев наиболее подходящим для их нужд вертолетом, если это будет выбор на основе ложных предпосылок, выбор безо всякого анализа потребностей будущего эксплуатанта и если это будет выбор в пользу русских», — писал в октябре 2009 г. министру обороны этот сенатор.

Этот Шелби — тертый калач. Экс-зампред сенатского комитета по разведке, один из наиболее опытных лоббистов (о таких президент Обама говорил в недавнем обращении к нации: «Отныне если я получу законопроект с «закладками» — я его заветирую. Я его заветирую!»), представитель штата, находящегося в числе ведущих подрядчиков по американскому военному заказу. Известный сторонник передачи контракта на танкеры для ВВС США консорциуму Northrop Grumman—EADS (сборочный завод должен был быть построен в Алабаме). До сих пор было ощущение, что Пентагон одолел взбалмошного сенатора-патриота, однако нынешний голос изнутри самого военного ведомства звучит весьма настораживающе.

Подготовил Руслан Алиев

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники