Греция: о коррупции в программах вооружений

Развитие греческих программ вооружения в течение двух последних десятилетий в большой степени способствовало (как непосредственно, так и опосредованно) тому, что страна оказалась в том сложном с экономической и военной точки зрения положении, которое мы наблюдаем сегодня. А именно, в самый разгар величайшего со времен войны экономического кризиса Греция оказалась неспособной не только противостоять растущей бедности, но и справиться в военном отношении (по сравнению с суммами, которые были потрачены на это в 1990-е и 2000-е годы) со все возрастающей военной напряженностью, вызываемой действиями Турции как в Эгейском море, так и в восточном Средиземноморье.

После  греко-турецкого кризиса января 1996 г. для Афин стала очевидна необходимость создания оборонительной системы, которая могла бы стать препятствием на пути ревизионистской политики Турции, проводимой в отношении так называемых «серых зон» в Эгейском море и на Кипре. Прежде всего, само обострение, возникшее на островах Имия в январе 1996 г., выявило политические проблемы, развившиеся впоследствии в «злокачественную опухоль» и ставшие одной из причин экономической катастрофы 2009 г. и последовавшего за ней геополитического «обнищания», с которым сегодня столкнулась Греция. Потребность в военном усилении страны стала поводом для политических конъюнктурщиков, которые обогатились за счет греческих налогоплательщиков, играя роль «посредников» между транснациональными оборонными гигантами и министерством национальной обороны Греции. Тотальная «разнузданность» в области программ вооружения, а также поголовная клептомания тогдашнего греческого правительства во всех сферах достигла невероятных высот. В результате в греческую оборонную политику оказались замешаны десятки оффшорных компаний, банковских счетов в стране и за границей, с помощью которых отмывались «черные деньги», полученные взяточничеством, а также посреднические организации (правительственные, профсоюзные и т. д.), способствовавшие процессу в целом, и, естественно, дружественно расположенные государства (например, Германия), которые воспользовались образовавшимися черными дырами, для того чтобы сегодня приняться за экономический шантаж и рассуждения о «надвигающейся угрозе гибели греческого национального суверенитета». Конечно, мы не должны забывать и о неоценимом «вкладе» компании Goldman Sachs, которая переправила, а по сути скрыла огромные суммы, которые были потрачены на вооружение, при помощи своих «неоспоримых научных методов», то есть талантливого использования так называемых свопов.

Скандалы, усугубившие положение греческой экономики, вместе с ростовщически высокими процентными ставками свопов (которые до сегодняшнего дня Германия якобы не замечала, стараясь купить все «за грош») имеют глубокие корни, не только экономические, но и идеологические, в том, что касается способа осуществления этого «воровства». Следовательно, невозможно, во-первых, выявить все организации, принявшие участие в этом «пиршестве» и подвергнуть анализу их деятельность (заметим, что судебные власти до момента написания этой статьи еще не сумели выявить все случаи коррупции), а во-вторых, подробно проанализировать те способы, при помощи которых государство было лишено  сотен миллиардов евро. Таким образом, целью данной статьи является определение границ, в которых действовало сообщество преступных организаций, экономического ущерба, понесенного Греческой Республикой прямо и косвенно, природы примененного правосудия, и конечно же, того, что нельзя обойти молчанием,­ –  геополитического резонанса.

Охота за греческим «Красным Октябрем»: Акис, подводные лодки и ЭНАЭ

Венцом греческой коррупции в сфере оборонных расходов в истинно голливудских масштабах является по общему признанию скандал с подводными лодками проекта 214, связанный с деятельностью верфи Hellenic Shipyards в Скараманге (ЭНАЭ). Дело, начавшееся в конце 1990-х гг., стало похоже на телесериал, а затем превратилось в триллер, подобный голливудскому блокбастеру «Охота за «Красным Октябрем»» с Шоном Коннери в главной роли. В нашей неудачной версии главную роль играл (среди прочих скандалов, если не более громких, то уж точно и не менее) бывший министр национальной обороны при правительстве Костаса Симитиса, Акис Тсохадзопулос.

Тсохадзопулос стал основополагающим элементом того, что в Греции было названо «Глубокий Папандреистский ПАСОК» (ПАСОК – Всегреческое социалистическое движение, основано Андреасом Папандреу в 1974 г. Правящая партия в Греции в 1981-1989, 1993-2004 гг. и с 2009 г.). После ухода Андреаса Папандреу (отца нынешнего премьер-министра Греции), он активно стремился к руководству партией на внутрипартийных выборах, которые в конце концов проиграл будущему премьер-министру Костасу Симитису.

Тсохадзопулос, несмотря на то, что баллотировался в председатели партии и впоследствии потерпел поражение  от Симитиса, обосновался в министерском кресле, а именно в министерстве национальной обороны (1996-2001 гг.). Симитис в рамках «модернизационного крестового похода» не смог обойти «великих стариков» из партии ПАСОК Андреаса Папандреу, однако питал слабые надежды, что сможет их изолировать. В результате модернизаторы и Папандреисты вместе губили экономику страны и готовили почву для подчинения Греции МВФ.

Переговоры по строительству немецких неатомных подводных лодок проекта 214 начались в 1996 г. и завершились подписанием договора 012B/2000, предусматривавшего постройку четырех подводных лодок, из которых одна (Papanikolis) была построена в Германии на верфи HDW в Киле, а остальные три строились на верфи ЭНАЭ (программа «Архимед»). Кроме того, после подписания договора 021B/2002 те же германские и греческие компании взяли на себя ремонт и модернизацию старых подводных лодок ВМС Греции проекта 209/1200 типа Poseidon (программа «Нептун II»). Министром национальной обороны тогда был Яннос Папандониу.

Прежде чем пуститься в лабиринт взяточничества и огромных сумм, которые потеряло греческое государство, мы должны осветить некоторые вопросы технического характера, касающиеся обсуждаемых подводных лодок. Проект 214 считается измененным вариантом проекта 212A и существовавал только «на бумаге» до тех пор, пока не был реализован в Греции и Южной Корее. Потребность в лодках проекта 214 возникла из-за необходимости погружаться на глубины бóльшие, чем в Балтике, что часто встречается в Эгейском море. Лодки проекта 214 выполнены в переработанном корпусе лодок проекта 209, специально модифицированном для того, чтобы придать лодке лучшие гидродинамические характеристики и акустическую скрытность. То, что делает эти лодки передовыми и заставляет потенциального покупателя остановить на них выбор – это воздухонезависимая энергетическая установка (AIP), основанная на технологии электрохимического генератора на основе использования топливных элементов РЕМ разработки Siemens.

 

militaryphotos.net

На лодки проекта 214, находившееся на стадии разработки, возлагались большие надежды, как относительно технологических новшеств, так и в плане его возможностей. При этом переговоры, предшествовавшие заключению соглашения, во-первых, как выяснилось впоследствии, не были прозрачными, а во-вторых, не приносили никакой конкретной компенсирующей выгоды, учитывая огромную стоимость контракта, кроме обещаний новых технологий, рабочих мест, экономического сотрудничества и т. д. Тендер прошел (как часто, если не всегда, бывало и раньше, и продолжает происходить в наши дни) в режиме «крайней срочности», и полномочия были сразу же переданы германской компании Ferrostal (ныне в составе TKMS).  Впоследствии, в 2009 г., как только вновь поменялось руководство в министерстве национальной обороны и министром стал Эвангелос Венизелос, программа «Нептун II» была изменена; в нее теперь входила только модернизация одной греческой лодки проекта 209/1200 и закупка двух новых лодок проекта 214 вместо модернизации двух остальных лодок проекта 209/1200.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: как возможно, что ВМС Греции срочно необходимо вооружение, и в контракте 1999 г. предусматривается сдача подводных лодок через пять лет, а на самом деле сдача головной лодки (Papanikolis) происходит 21 декабря 2010 г.? Во-вторых, с какими расчетами подписывался договор о модернизации лодок проекта 209/1200, если (как опять-таки выяснилось впоследствии) эти корабли были такими старыми (постройки начала 1980-х гг.), что оказалось более выгодно купить больше лодок проекта 214? В-третьих, почему, при том, что французская компания DCN в сотрудничестве с испанской Navantia предложила меньшую стоимость проекта, представив подводную лодку проекта Scorpene, в конце концов предпочтение было отдано лодкам проекта 214?

Вышеприведенные вопросы стали отправной точкой судебного триллера, достигшего своего пика в 2011 г. благодаря публикациям в иностранных журналах, таких как Der Spiegel, расследованиям греческих газет, таких как «Кафимерини», заявлениям Тсохадзопулоса в журнале Der Spiegel о необоснованных обвинениях (странно, но тогда он был оправдан), что в конце концов привело к решению о судебном преследовании бывшего министра за: 1) взяточничество и 2) легализацию доходов от незаконной деятельности, а также физическое и моральное пособничество в легализации доходов от преступной деятельности.

Как выяснилось из интервью с бывшим генеральным директором Управления оборонных инвестиций и вооружения Греции Эвангелосом Василакосом на греческом телеканале Skai, предварительная стоимость обсуждаемых подводных лодок проекта 214 в 1996 г., когда начались переговоры, была 924 млн. евро за четыре единицы. Предложение компании в 1999 г. было 1,2 млрд.  евро за три лодки, а когда в 2002 г. Греция заказала и четвертую, стоимость возросла до 1,7 млрд. евро (!!!). То есть, в 2002 г. ущерб (по крайней мере, видимый) для греческих налогоплательщиков составил примерно 800 млн. евро.

ΣΚΑΪ TV

После расследования, проведенного мюнхенским прокурором Кноблаухом, греческая прокуратура выдвинула обвинение, «указав пальцем» на бывшего министра как на вершину пирамиды взяток (долей), которые «распределялись» посредством компаний Dolmarton, Wilberforce, Inveco и т. д. Считается, что эти посреднические доли достигли суммы в 300 млн. евро, и конечными их получателями были «свои люди» Тсохадзопулоса, а также профсоюзные деятели ЭНАЭ.

Дело с подводными лодками не закончилось в 2002 г., и расходы греческого государства продолжились из-за халатности и панических страхов, царивших при правительстве партии «Новая Демократия», пришедшей к власти в 2004 г. на смену ПАСОК. И вновь процитируем одно из заявлений Василакоса в интервью: «…когда занимаются пересмотром цен, 1,7 миллиарда легко могут превратиться, скажем, в два». Кроме того, по признанию Василакоса, к упомянутым двум (скажем…) миллиардам прибавилось так называемое бридж-финансирование (bridge financing), то есть штрафы посредническим компаниям за неполучение лодок. Они должны были быть заплачены посредством двух свопов (снова так же, как и во времена Симитиса), но по причинам, которые известны только участникам процесса, попытка со свопами не увенчалась успехом, и поэтому суммы были выплачены целиком, и эти суммы достигли 200-300 млн евро (!!!).

Закономерен также и вопрос: «почему не были получены подводные лодки?». Лодки проекта 214, будучи новым типом, оказались подвержены «детским болезням». Самым явным недостатком был крен, появлявшийся у лодки во время всплытия. Этот факт справедливо не понравился министерству национальной обороны при правительстве «Новой Демократии». На вопрос, заданный Василакосом германским производителям, о том, какое отклонение считается допустимым, от немцев был получен ответ – 90 градусов!

Как выяснилось впоследствии, немцы неудачно установили глушитель выхлопа дизеля в ограждении выдвижных устройств лодки для того, чтобы оттуда выходили продукты сгорания. Как нам сообщил главный редактор журнала «Стратигики» Георгиос Тсимбукис, эта проблема была решена после того, как греческая сторона предложила спускать продукты сгорания непосредственно в море.

Однако, если «Новая Демократия» не хотела получать эти лодки, то почему тогдашний министр Меймаракис не денонсировал соглашение как следовало, чтобы раз и навсегда освободиться от огромной суммы первоначального контракта и расходов на бридж-финансирование (что как раз укладывалось бы в рамки разумного и соответствовало логике отношений покупатель-товар)? Этот вопрос остается без ответа. Единственное, что можно предположить, – во-первых, что Меймаракис не хотел заниматься этим вопросом (так же как и никаким другим вопросом, подпадающим под юрисдикцию его министерства), опасаясь репутационных потерь, а во-вторых, что компания Siemens, уже прочно укоренившаяся в греческих программах вооружения, позаботилась о финансировании греческих партий, с тем, чтобы контрактам не давалось обратного хода. Все вышеизложенное – только предположения, однако и бездеятельность Меймаракиса в бытность его министром национальной обороны, и существование «черных касс» Siemens, – это общеизвестные явления, о которых тысячу раз говорилось не только в Греции, но и в других европейских странах, а также за пределами Европы. Скандал вокруг подводных лодок проекта 214 неразрывно связан с торговой деятельностью верфи ЭНАЭ.

История предприятия Hellenic Shipyards в Скараманге (ЭНАЭ) начинается со Ставроса Ниархоса. Как сообщал в репортаже телеканал Skai, «1 апреля 1985 г. верфи, находившиеся последние 25 лет во владении Ставроса Ниархоса, были закрыты, и компенсации 5600 работникам были возложены на фонд вкладов и кредитов. После выработки соглашения и при уменьшении числа работников до 4500, верфи поступили в распоряжение греческого государства в лице Греческого промышленного банка развития (ЕТВА)».

В период правления «Новой Демократии» в 1989-1993 гг. премьер-министром Константиносом Мицотакисом было предпринято три попытки продать эти верфи, однако ни одна из них не увенчалась успехом. Эта «драма» подошла к концу, когда новое правительство ПАСОК с премьер-министром Андреасом Папандреу предложило «соломоново решение» – сосуществование банка ЕТВА и работников, так, чтобы 51% акций принадлежали банку, а 49% – работникам.

Благодаря модернизатору и германофилу Костасу Симитису дела начали приходить в то отчаянное положение, в котором находятся сейчас. В 2002 г. верфь HDW совместно с компанией Ferrostaal купила Hellenic Shipyards за 6 млн. евро, после того как «Акис» подписал соглашение о строительстве подводных лодок проекта 214, а «Яннос» реализовал опцион на строительство четвертой лодки и модернизацию трех лодок проекта 209/1200. Костас Аладзас и другие журналисты назвали данные соглашения «приданым» для HDW, без которого немцы не дали бы и одного евро на покупку ЭНАЭ. И это абсолютно верно, так как помимо Ferrostaal (которая тогда еще не была куплена компанией ThyssenKrupp Marine Systems – TKMS) масса других немецких компаний, среди которых были Siemens и Blohm & Voss, начали активную деятельность в Греции, а конкретно на верфях ЭНАЭ, по программам «Архимед» и «Нептун II». Выражаясь конкретнее, тогдашнее правительство не соблюдало даже простых условностей, подписывая в один и тот же день продление программы «Нептун II» (модернизация трех лодок проекта 209/1200 и реализация опциона на строительство четвертой лодки проекта 214) по подводным лодкам и договор о продаже верфей ЭНАЭ.

Poder Naval | naval.com.br

Как выяснилось впоследствии немцы купили верфи «не к добру». В 1997 г. был подписан договор между греческой государственной железнодорожной компанией ОСЭ и тогдашним правлением верфей ЭНАЭ (при том, что львиную долю от подрядов получала компания Siemens) о строительстве вагонов. Как сообщают газета «Элевферотипия» и интернет-ресурс defencenet, ОСЭ заплатила верфям ЭНАЭ 500 млн. евро, но в 2003 г. новый владелец последних (HDW) объявил о невозможности завершить выполнение соглашения, оставив «висеть в воздухе» 208 млн. евро, само собой разумеется, в качестве неустоек.

Совершив действие, которое нельзя назвать иначе, как насильственным, 21 сентября 2009 г. немецкая группа ThyssenKrupp совместно с немецким правлением ЭНАЭ расторгла соглашение «Нептун II», как раз тогда, когда в Греции был предвыборный период, на деле воплотив выражение «пир во время чумы». После вступления в новую должность Венизелос в сопровождении Хариса Памбукиса сел за стол переговоров c немцами, чтобы решить вопрос поставки подводных лодок. Там он не только дал зеленый свет получению головной лодки Papanikolis со всеми его «детскими заболеваниями»,  но и сделал новый заказ на две дополнительные лодки проекта 214 вместо модернизации указанных в предыдущем соглашении двух лодок проекта 209/1200 (одна лодка Okeanos проекта 209/1200 к тому времени уже прошла модернизацию).  Естественно, он уступил в вопросе о неустойках и дал согласие на внесение около миллиарда евро дополнительно (!!!) для строительства двух новых лодок проекта 214 (некоторые источники ограничивают сумму 800 млн. евро, однако проблема состоит в дальнейшем увеличении стоимости контракта, подписанного в 2000 г., и в очевидной неспособности политической власти отнестись к этому вопросу с должной серьезностью).

После данной встречи немцы «смягчились» в том, что касается ЭНАЭ, и начали переговоры о продаже верфи новому потенциальному владельцу. Естественно, будущего покупателя совершенно «не нужно было ставить в известность» о задолженностях компании и исках со стороны ОСЭ на сумму 200 млн. евро.

ЭНАЭ в конце концов в 2010 г. были проданы компании Abu Dhabi MAR из ОАЭ (75% акций), в то время как ThyssenKrupp-HDW продолжала удерживать 25% и действовала как субподрядчик (новая компания-владелец фигурировала в качестве главного подрядчика). 70% Abu Dhabi MAR принадлежит королевской семье Абу Даби, а 30% – компании Privinvest ливанца Искандара Сафа (занимающего пост управляющего директора в компании).

Проблемы для Искандара Сафа начались в прямом смысле слова «как только он переступил порог своего кабинета». Никто не сообщил ему о 200-миллионой задолженности перед компанией ОСЭ и о компенсациях работникам компании-призрака, которая, как упоминалась выше, обанкротилась. Однако, не это должно было стать главной головной болью Сафа. 1 декабря 2010 г. им было получено письмо из Европейского антимонопольного комитета, следившего за компанией ЭНАЭ с 1998 г. в связи с государственным финансированием ЭНАЭ через банк ЕТВА. Письмо было составлено по результатам проверки заявления другой греческой верфи Elefsis Shipyards (планирующей заняться строительством новых французских фрегатов FREMM совместно с французским объединением DCNS) о противозаконном дополнительном финансировании Hellenic Shipyards и, по сути, недобросовестной конкуренции. Штраф, наложенный на Hellenic Shipyards по решению комитета, составлял к 1 октября 2010 г. вместе с процентами 539 млн. евро.

После данных открытий Сафа потребовал объяснений у правительства Греции, но на деле он получил лишь 132 млн. евро (это была так называемая «мелочь», как впоследствии выразился Венизелос) за измененный договор «Нептун II», а также разбирательства с Европейским комитетом, который, в конце концов, наложил, в том числе, и следующее ограничение, оказавшееся наиболее суровым:  «ЭНАЭ не должна заниматься никакой не-военной деятельностью в ближайшие 15 лет». Таким образом, к уже имеющемуся у Hellenic Shipyards штрафу от компании ОСЭ добавилось решение, запрещающее заниматься любой другой предпринимательской деятельностью, кроме строительства кораблей для греческих ВМС.

Сафа, вне себя от исхода «трагедии», удержал 132 млн. евро («мелочь») и не отдал немцам ничего из этой суммы, потому что именно они были виновниками той ситуации, в которую он попал. Впоследствии немцы, которые на протяжении всех событий вели себя как «bad loosers» (употребим здесь английский термин), вновь расторгли контракт, сохранив при этом не только 25% от контракта и роль субподрядчика, но и техническую информацию, необходимую для продолжения строительства двух новых подводных лодок проекта 214 и для проведения испытаний уже построенных в Скараманге по программе «Архимед» подводных лодок проекта 214 Katsonis, Pipinos и Matrozos, а также модернизированной лодки проекта 209/1200 Okeanos.

Шах и мат греческому правительству (а также Сафа) и при этом ущерб от удара, нанесенного первому из них, не поддается исчислению, в то время как второй выражает намерение остаться в Греции и оспаривать в суде решение Европейского комитета. Однако он уже сильно измучен попытками убедить правительство выплатить долг в 200 (или даже больше) млн. евро по делу компании ОСЭ, т. к. правительство прочно стоит на позиции «проверяйте деньги, не отходя от кассы». И хотя, судя по недавним сообщениям, Сафа все-таки пришел к соглашению с немцами по договору «Нептун II», нынешнее руководство министерства национальной обороны Греции (Панос Беглитис) выступает с заявлениями, подобными такому: «Здесь не может быть никакого вымогательства, потому что мы не раздаем приданого, и все охотники за приданым закончились для министерства национальной обороны».

Продолжение преступления, «The further sins of the fathers»: «Леопарды без когтей»

В 2003 г., после грешных лет правления «Акиса», под прицел греческого военного ведомства попали танки Leopard 2 производства германской компании Krauss-Maffei Wegman (KMW). Мы должны подчеркнуть и здесь, что выбор именно их, так же как и выбор подводных лодок проекта 214, совсем не был плохим. Как раз наоборот.

Leopard 2 во всех модификациях считается если не лучшей, то уж точно одной из лидирующих боевых машин во всем мире. Первоначальное соглашение с греческим государством предусматривало покупку 500 танков Leopard 2HEL – количество, из-за которого стоимость контракта взлетела до неимоверных высот. В конце концов, по зрелом размышлении тогдашнее правительство с Янносом Папандониу на посту министра национальной обороны приняло решение о закупке 170 машин.

Кроме того, в Германии были куплены 183 подержанных танка Leopard 2A4 (по 250 тыс. евро за машину), 82 подержанных танка Leopard 1A5 (даром), 12 бронированных ремонтно-эвакуационных машин Buffel (на шасси Leopard 2), 36 бронированных ремонтно-эвакуационных машин Standard (на шасси Leopard 1), 8 танковых мостоукладчиков Leguan (на шасси Leopard 1), 10 танковых мостоукладчиков Biber (на шасси Leopard 1), система тренажеров по огневой подготовке с четырьмя танковыми башнями, два тренажера по вождению, запчасти для технического обслуживания в течение первых двух лет, специальные инструменты, системы контроля и т.д.

armyrecognition.com

Предусматривалось, что национальная оборонная промышленность Греции будет принимать участие в совместном производстве машин Leopard 2HEL  (доля участия в совместном производстве 557 млн. евро), а импортируемая часть не должна была превышать 50% стоимости каждого конкретного контракта. Главным фактором, повлиявшим на это решение, считалась высокая греческая добавленная стоимость, т. к., по предварительным подсчетам, должны были появиться 665 новых рабочих мест, и среди компаний, которые должны были принимать участие в процессе (и следовательно, получать техническую информацию), перечислялись ELBO, EBO, INTRACOM, MILTECH, SONAK, VALPAK, Hellas Tracks и Thallis. Оффсет (термин, опасным образом различающийся во всех подписанных договорах) включал в себя:

  • Дополнительные работы на условиях субподряда для национальной промышленности, помимо работ по совместному производству;
  • Предоставление оборудования и технических данных оборонным предприятиям для осуществления работ по совместному производству;
  • Предоставление военным заводам работ по ремонту 235 подержанных танков Leopard 1A5, технической информации и оборудования для их использования, а также остального современного оборудования для их технического обслуживания;
  • Строительство необходимого количества ангаров для стоянки закупаемых машин, а также сооружений для хранения техники;
  • Здания для проживания профессиональных военных, которые будут заниматься техникой.

На первый взгляд это кажется «честной сделкой», однако подробности, прояснившиеся впоследствии, совершенно обесценили оружие, которое в прямом смысле слова должно было произвести революцию в греческих Вооруженных силах. Как признается Василакос в уже много раз упоминавшемся интервью на канале Skai, компания KMW предложила греческому правительству купить 246 танков Leopard 2HEL, вместе с боеприпасами, за сумму 2,2 млрд. евро. Вместо этого Совет по внешней и оборонной политике при правительстве Греции предпочел купить 170 машин за 1,7 млрд. евро, но без боеприпасов.

Любой здравомыслящий человек понимает, что когда страна покупает оружие, она делает это не для того, чтобы выставлять его на парадах, но для того, чтобы улучшить свое геостратегическое положение. Если предположить, что танки Leopard придется использовать в реальных условиях боя, можно ли надеяться на то, что «враг их увидит, испугается и бежит, а оружию не придется выстрелить ни разу»?

Политические «командиры» не преминули вступить в состязание на копьях. Будущий министр национальной обороны (до того, как этот пост занял Меймаракис), а тогда депутат и начальник оборонного отдела «Новой Демократии», выступил с речью о непрозрачности переговоров по бронемашинам «семейства кошачьих», в особенности подчеркнув, что доли посредников составляют 60 млн. евро. Спильотопулос прямо заявил, что стоимость программы завышена по крайней мере на 30%, а в связи с долями указал на оффшорные компании IBOS (базирующуюся в Монако) и EVANSTON (зарегистрированную на британских Виргинских островах). В свою очередь Яннис Папандониу ответил, что все это «смехотворно», «пустое сотрясение воздуха», «несерьезные ребяческие заявления»; в связи с решениями правительства он отметил, что «у нас нет повода осуждать кого-либо». Он назвал «естественным» повышение стоимости контракта, объясняя это колебанием курса местной валюты к евро с 1994 г. (когда начались переговоры) по 2003 г. Он также сказал, что ему совершенно неизвестны упомянутые компании, и, «разрывая на себе одежды», назвал абсолютно невероятным тот факт, что они были использованы для обогащения правительственных организаций, т. к. договор заключался на условиях германской стороны. Однако результат остался прежним, т. е. «доли» приближались к 3% от общей суммы контракта. Что касается завышенной стоимости, то она была признана самой германской компанией, когда правительство «Новой Демократии» возобновило переговоры по контракту, и KMW предложила дополнительную поставку вооружения и сопутствующей продукции на сумму 100 млн. евро.

Эти данные появились благодаря расследованию газеты «Кафимерини», которая в одном из выпусков за май 2010 г. опубликовала следующую информацию, полученную на основании огромного количества собранных ею документов: «Работы, за которые были выплачены конкретные доли посредникам, касались различных сфер, от технической поддержки тренажеров по управлению закупленной техникой (доля посредников 10%) и общего пакета работ на сумму более 10 млн. евро, до переоборудования машин Leopard 1 стоимостью 27 млн. евро (доля посредников 3%) и соглашения 017а1/01 стоимостью 237 млн. евро (доля посредников 2%)».

Далее в исследовании приводится следующая информация: «Оффсетные сделки достигли стоимости в 50 млн. евро за сами «работы» и были поделены между 10 греческими, немецкими и французскими компаниями, а доля посредников колебалась в районе 5%, т. е. составила примерно 2,5 млн. евро. В общей сложности за 16 договоров между министерством национальной обороны и рядом греческих и немецких компаний «вокруг» Wegman’а, стоимость которых приближается к 324 млн. евро, доли посредников превысили сумму в 10 млн. евро.  Центральную роль в таком разгуле посреднических долей сыграла либерийская компания GRAMONT Services LTD, основанная 3 февраля 1998 г. в одной юридической конторе в Афинах… Подобная практика продолжилась и при поставке оружия нового поколения Leopard 2HEL. Посреднические проценты выплачивались два раза в год одной кипрской компании, имевшей счета в Народном Банке Кипра (Laiki Bank) в отделении Никосии… Важнейшим из этих договоров является тот, который касается артиллерийских установок PzH 2000, стоимостью 237 млн. евро. Из 2% доли посредника примерно 1% получал бывший руководитель Главного управления вооружения. Компания Deutsche Elno, принимавшая участие в офсетной сделке стоимостью примерно 1 млн. евро, разместила некоторую сумму посреднической доли или на счетах на Кипре или в чеках, что без труда могла бы проследить (при желании) Служба специального контроля…»

Другой важнейший вопрос – проблема «когтей у семейства кошачьих», то есть боеприпасов – просто напросто «теряется» в истории; тут и запланированные доли посредников, и отречение правительств от слов своих предшественников, и вытекающие из этого отказы от офсетных сделок и даже от 5000 снарядов, которые Греция получила вместе с покупкой танков Leopard 2A4, и, конечно же, прямое и косвенное давление, применявшееся во всех политических и военных кругах, – короче говоря, Endless story, как очень метко определяет сайт defencenet. Без какого-либо перехода (ибо все настолько запутано, что невозможно избежать непоследовательности) сообщим вкратце, что 17 января 2008 г. Меймаракис подписал приказ о закупке 50 тысяч 120-мм танковых бронебойных подкалиберных выстрелов Rheinmetall DM63 (немецкого производства) и 30 тысяч 120-мм танковых осколочно-кумулятивных выстрелов ATK M830A1 (американского) для танков серии Leopard 2. Их стоимость доходила до 396 млн. евро. Предпринимались попытки в рамках оффсетного соглашения привлечь к производству данных выстрелов греческую промышленность, и в определенный момент все указывало на то, что величайшая в мире (то есть греческая) проблема боеприпасов разрешится благополучно. Конец, однако, был не таким уж благополучным, так как упомянутый Василакос по невыясненным до сего дня причинам заявил, что «невозможно заключение межгосударственных соглашений с этими двумя странами [Германией и США], потому что это противоречит непреложным греческим условиям».

В итоге 15 октября 2008 г. Совет по внешней и оборонной политике при правительстве  Греции принял постановление № 13 о реализации программы, вновь объявив открытый тендер на поставку танковых боеприпасов. С 2008 г. до сегодняшнего дня греческие вооруженные силы довольствуются 3500 бронебойными подкалиберными снарядами DM33A2, оставшимися от упомянутых 5000, купленных с танками Leopard 2A4. По всей вероятности, тема «была перезагружена», как можно узнать из публикаций специализированного греческого издания, буквально в сентябре 2011 г., т. е. одновременно с написанием данной статьи. А именно, сейчас предполагается закупка из запасов вооруженных сил Нидерландов, ликвидирующих свой танковый парк, 4500 бронебойных подкалиберных выстрелов DM53A1, которые изначально были предложены по цене 2500 евро за единицу. В данное предложение включены также 4500 учебных бронебойных подкалиберных выстрелов DM48. Кроме того, продолжаются переговоры с немецким концерном Rheinmetal о покупке дополнительно 9000 бронебойных подкалиберных выстрелов DM63 и 3000 осколочно-кумулятивных выстрелов DM12A2. Переговоры затягиваются, так как немцы оценивают каждый снаряд в 5350 евро (!). И наконец, в ближайшем будущем ожидается безвозмездная поставка от американских вооруженных сил 3000 танковых осколочно-кумулятивных выстрелов M830 из запасов, находящихся в Кувейте. Естественно, мы не можем с уверенностью утверждать, когда именно будут получены эти снаряды, и будут ли они вообще получены.

Армейская авиация, военная авиация и авиационное сообщение: хищения распространяются на весь спектр вооруженных сил

Конверт, касающийся средних вертолетов NH90, был открыт в 2004 г., и как показало исследование, до сих пор «лежит в столе». Необходимость поставки транспортных вертолетов возникла после инцидента на Имии в 1996 г. из-за потребности в переброске войск на эти спорные острова, находящиеся в т. н. «серых зонах». Никто не сомневается в необходимости приобретения транспортных вертолетов, и даже в большем количестве, чем было заказано, так как при возникновении гипотетического конфликта потребуется как можно быстрее перебросить войска в горячую точку. Однако это не означает, что нужно закупать новейшие транспортные вертолеты по заоблачным ценам; и все же впоследствии они были куплены, но не покрыли потребности в переброске войсковых соединений.

Речь идет о вертолетах NH90 объединения Eurocopter, которые были включены в греческий закупочный бюджет на 2001-2005 гг. Планы касались закупки 16 транспортных вертолетов варианта ТТН с четырьмя комплектами оборудования для медицинской эвакуации и четырех вертолетов специального назначения, вместе с запчастями для первоначального технического обслуживания, библиографией и программами обучения. Общая стоимость закупки составляла… 675 523 069 евро (!!!), т. е. Греция заплатила по 33 млн. евро за каждый вертолет, в то время как могла купить уже показавшие себя в деле вертолеты Eurocopter Super Puma или Sikorsky Black Hawk за 10-15 млн. евро за машину. Однако давайте разберем подробнее одну из «самых заманчивых сделок».

29 августа 2003 г., то есть в день заказа вертолетов NH90, греческое государство внесло предоплату 40%, при том, что обычная предоплата составляет самое большее 20%. Первоначальный прогноз министерства был 15% (по 5% в год) от общей стоимости, однако это оказалось лишь благими намерениями, т. к. в итоге было выплачено 40%, к тому же всего за два месяца. Естественно, не было недостатка в возражениях со стороны будущего министра Спильотопулоса, но ответ на вопрос, как и на каких основаниях армия переходит с вертолетов Bell UH-1H и AB.204/205 на NH90, был прекрасно аргументирован. Казалось, что организованная впоследствии проверяющая комиссия под руководством Алексиса Зорбаса идет в ногу с интересами правосудия, однако дорога эта вела только «в стол». Здесь мы приведем некоторые вопиющие пункты этого маршрута, которые были опубликованы в журнале «Стратигики» в апреле 2007 г.

  • Вертолеты, которые собирались заказать, должны были, по требованиям военных, перевозить 1300 человек за один рейс;
  • Высшему военному совету был предложен выбор между вертолетами Sikorsky H-92 и NH Industries/Eurocopter NH90;
  • В конце концов был выбран вертолет NH90, и, конечно же, было принято решение о немедленной реализации проекта, так как это вертолет находился на стадии испытаний, и сочли, что может понадобиться больше времени (очевидные оправдания для немедленной реализации);
  • Распоряжение о первичной поставке, которое было подписано  Советом по внешней и оборонной политике и министром Папандониу, предполагало поставку 32 транспортных вертолетов нового поколения (с опционом еще на четыре вертолета), а также четырех медицинских вертолетов и шести вертолетов специального назначения.

О том, как составлялось это соглашение, мы сообщили выше, и стоит еще раз подчеркнуть полное отсутствие элементарного выбора в процессе переговоров. Результаты вместе с предложенными пунктами для новых переговоров крайне многочисленны и показательны, однако для этого исследования мы резюмируем и приведем самые темные моменты нечестного и поверхностного соглашения, подписанного на сомнительных и до сегодняшнего дня не определенных условиях.

  • Скандинавские страны покупали вертолеты NH90 за 20 млн. евро за единицу, почему же греческое правительство должно было заплатить 33 миллиона?
  • Подтверждающее распоряжение было выдано через день после представления протокола переговоров, и последний не был отослан уполномоченным консультационным органам, из-за высокой стоимости контракта и его особенностей.
  • В то время как решение о немедленной реализации закупки помимо временного фактора, было также основано на намерении участвовать в совместном производстве вертолета по заявлению в NAHEMA (NATO Helicopter Design and Development Production and Logistics Agency), это заявление так и не было подано! То есть Совет по внешней и оборонной политике обманул государство или же он отдал распоряжения, которые так и не были исполнены?
  • Первоначальное требование по греческой добавленной стоимости составляло 10% от суммы контракта, однако затем она была уменьшена до 1,19% (!!!).
  • Предполагалось, что финансирование будет осуществляться из бюджета на вооружение, но в итоге была составлена программа финансирования SWAP Agreement, повысившая стоимость контракта примерно на 41,6 млн. евро (в действительности было проведено две своп-операции).
  • Вероятно, самым ужасным результатом стало то, что Греция подписала статью 29, предусматривающую, что в случае реализации опциона стоимость поставки транспортного вертолета и вертолета специального назначения будет составлять 30,2 и 32,9 млн. евро соответственно, вместо первоначальных цен в 28,5 и 31,2 млн. евро.

Воистину, потрясающая оригинальность, как заявляет редактор журнального исследования Яннис Петридис.

После длительных задержек, учитывая то, что договор был подписан в 2003 г., только в июне 2011 г. Греция начала получать первые вертолеты NH90. Компания Eurocopter, по крайней мере, предложила скидку греческому государству в размере 17% от первоначальной стоимости контракта по причине задержек с поставками, но проблема состоит не только в этом и на этом не заканчивается. Она заключается в преступном манипулировании соглашениями, в присвоении некоторыми организациями части прибыли в ущерб греческому государству, неспособности денонсировать договор и полной безнаказанности компаний, несущих только «политическую ответственность», о которой они, конечно, забывают.

Чтобы завершить рассказ о скандалах (только об известных) в сфере вооружений, нужно сообщить и о тех, что разразились вокруг комплексов ASPIS II для ВВС Греции.

Программа закупки бортовых комплексов обороны (БКО) ASPIS II производства американской корпорации Raytheon для оснащения новейших истребителей Lockheed Martin F-16C/D Block 52+ ВВС Греции является продолжением программы закупки БКО ASPIS I для греческих истребителей F-16 Block 30/50 (80 комплексов ASPIS I были поставлены с 1997 по 1999 гг.). Портал Defencenet сообщал следующую информацию:

«Договор по ASPIS II включает поставку 60 бортовых комплексов обороны, состоящих из приемника системы предупреждения об облучении ALR-93(V), станции постановки активных помех ALQ-187, автомата выстреливаемых пассивных помех ALE-47 и системы цифровых радиочастот (RF) с возможностью записи в памяти. Американская компания Raytheon получила предоплату в размере 64,6 млн. долл. (242 млн. долл. – общая стоимость контракта, объявленная в апреле 2003 г.) от министерства обороны в 2003 г., чтобы начать производство полного комплекта БКО ASPIS II для истребителей F-16С/D Block 52+, состоящих на вооружении».

ellinilatris.blogspot.com

Через четыре года выяснилось, что Raytheon не в состоянии справиться с техническими недоработками БКО ASPIS II, и соответствующие самолеты ВВС Греции остались без системы защиты, в то время как большое сомнение стали вызывать и другие системы, так или иначе установленные на истребителях F-16С/D Block 52+.

Подводя итоги и суммируя все вышесказанное, обратим внимание на следующие моменты.

Сейчас Греция погрязла в трясине, прежде всего экономической, и одной их причин этого положения стали грабительские нападения со стороны правительственных и неправительственных элементов, опустошавшие государственную казну. Эти элементы до сих пор не были наказаны за свои действия, которые можно приравнять даже к государственной измене. Хоть Акис Тсохадзопулос и был изгнан из парламента, однако недавно Кассационный суд постановил, что дело Тсохадзопулоса подпадает не под его полномочия, а под полномочия Уголовного суда, но только в том случае, если будет доказано, что Тсохадзопулос был замешан в отмывании черных доходов. Все это означает, что не будут наказаны ни Тсохадзопулос, ни  Симитис, который был членом Совета по внешней и оборонной политике при правительстве вместе с нынешним премьер-министром Георгиосом Папандреу и вице-премьером Теодоросом Пангалосом. Вместе с ними остаются безнаказанными Спильотопулос, Меймаракис и Папандониу, которые несут только «аннулированную за сроком давности политическую ответственность».

Следовательно, перед Грецией стоит следующий выбор. Она может остаться в порочном круге преступлений правительства и бездействия народа, лицом к лицу со скандалами неслыханного масштаба. С другой стороны (и это значительно более сложно) она, в соответствии с древним мифом о Геракле, может пойти путем добродетели, путем союза Запада и постсоветского мира, в рамках инициатив сотрудничества США и России, а также Лиссабонского договора. Греция может, при условии пересмотра как политической, так и военной доктрины, реализовать программы вооружений, предложенные Россией (БМП-3 и другие), с тем, чтобы новое оружие при ведении боевых операций использовалось в координации с вооружением западного типа; таким образом можно достичь новых возможностей ведения войны в рамках так называемого Hybrid Warfare.

Таким образом, геополитическое положение Греции настолько улучшится, что она станет настоящим связующим звеном на карте мира, и новой преградой (в сотрудничестве с Израилем и под контролем великих держав) на пути исламского экстремизма, с каждым днем набирающего силу благодаря процессам на Ближнем Востоке. Однако этот сценарий кажется все более и более утопичным, поскольку Германия порабощает Грецию в экономическом плане, используя зависимость Греции от различных организаций-соучастниц преступления, которые с самого начала являлись приспешниками федералистской политики восходящей региональной германской гегемонии.

Александрос Буфесис (Alexandros Boufesis), независимый эксперт — специально для П.2

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники