Кризис индийской оффсетной программы

В министерстве обороны Индии готовы вновь пересмотреть политику оффсетных сделок вследствие полного размывания изначальных целей таких сделок, которые были призваны развивать собственный военно-промышленный потенциал Индии.

Основным документом, регламентирующим военные закупки Индии, является «Положение об оборонных закупках» (Defence Procurement Procedure, DPP), принятое в 2002 г. под влиянием Каргильского конфликта, чуть было не обернувшегося полномасштабной войной с Пакистаном. Это положение было призвано способствовать ускоренному развитию собственного ОПК, и существенно повысить долю местных игроков на рынке вооружений и военной техники Индии, одновременно снижая зависимость обороноспособности страны от западных поставщиков и России. Само понятие оффсетных обязательств было закреплено только с принятием следующего положения DPP-2005. В соответствии с этим документом требование реинвестировать в индийскую экономику от 30% суммы сделки применялось ко всем контрактам общей стоимостью 300 млн рупий и выше. Структура и механизмы реализации положения многократно изменялись, однако суть и основные цели оставались прежними. На сегодняшний день, по некоторым данным, Индия подписала оффсетных контрактов на общую сумму порядка 140 млрд рупий (2,5 млрд долл.).

С 2006 г. поставщики военной техники, опираясь во многих случаях на соответствующие правительства, лоббировали упрощение условий оффсетных сделок. Однако как оказалось, эти условия существовали в основном на бумаге. Источник из министерства обороны привел журналистам Business Standard несколько примеров того, как министерство систематически нарушает свою же оффсетную политику. В каждом из них иностранный поставщик оружия оказывался в выигрышных условиях, в то время как индийская индустрия оставалась практически ни с чем.

Оффсетные обязательства на сумму 11 млрд рупий (200 млн долл.), связанные с покупкой двенадцати вертолетов AW-101 для первых лиц Индии у итальянской компании Finmeccanica на общую сумму 37 млрд рупий (662 млн долл.). Аппарат премьер-министра «протащил» эту сделку через минобороны, несмотря на протесты сотрудников ВВС и военного ведомства, утверждавших, что ВВС придется эксплуатировать гражданские вертолеты. Но даже при рассмотрении сделки в качестве военной закупки, она грубо нарушает принципы политики оборонных закупок, предоставляя компании Finmeccanica компенсации расходов, связанных с перелетами, проживанием, пособиями на организацию заседаний комитетов и т. д. Это запрещено положением об оборонных закупках, поскольку такие оффсетные обязательства никак не способствуют развитию собственного потенциала оборонного производства Индии. Ни Finmeccanica, ни МО не ответили журналистам на электронные письма с просьбой дать какие-либо комментарии по этому поводу. Итальянская полиция проводит отдельное расследование по подозрению в коррупции при заключении сделки. Finmeccanica отрицает недобросовестное поведение, в то же время признавая, что экс-глава компании Лоренцо Боргоньи незаконно переводил «миллионы евро» в качестве оплаты консультационных услуг)

Оффсеты на сумму более 14 млрд рупий (250 млн долл.), связанные с покупкой 80 вертолетов Ми-17В5 у «Рособоронэкспорта». В нарушение положения об оборонных закупках оффсетным партнером вместо индийской компании были назначены ВВС Индии. Эти деньги в итоге списаны на сомнительные программы вроде обучения персонала авиабаз ВВС Индии таким навыкам, как управление запасными частями. В 2009 г. минобороны, хоть и с опозданием, узаконило эту сделку, переписав положение и позволив ВВС быть оффсетным партнером «от случая к случаю при консультационной деятельности Департамента оборонного производства».

«Какую пользу это приносит индийскому производству?» — спрашивает генеральный директор одной из военно-промышленных компаний Индии. Ни посольство России в Нью-Дели, ни минобороны комментариев дать не пожелали.

Оффсеты на сумму более 12 млрд рупий (214 млн долл.), связанные с контрактом на модернизацию парка из 62 истребителей МиГ-29 ВВС Индии. Описанный сотрудниками индийского минобороны, как «двойной удар», договор предусматривает, что все, кроме первых шести МиГов будут модернизированы в Индии компанией Hindustan Aeronautics Ltd. «Рособоронэкспорт» назначил соответствующую цену сделки, в которую вошли затраты на передачу технологий и лицензионные сборы. «Рособоронэкспорту» были также предоставлены оффсетные кредиты на работу, которая будет осуществляться компанией HAL. Кроме того, такие кредиты были выданы на подготовку пилотов индийских ВВС, в то время как положением об оборонных закупках в тот момент это не допускалось. Источники в минобороны подтверждают, что не получали отказа оформить обучение пилотов в качестве оффсета.

Похожую сделку «с двойной выгодой» удалось провести и итальянским кораблестроителям из Fincantieri, продав ВМС Индии танкер типа Deepak за 8 млрд рупий (143 млн долл.). В тендере МО Индии указывались «назначенное покупателем оборудование», которое он обязуется купить у индийских поставщиков. В этот список вошли несколько двигателей производства Wartsila India, боевая система от Bharat Electronics Ltd, пушка АК-630 производства Ordnance Factories Board, и еще несколько компонентов. Fincantieri включили в сумму контракта средства, затраченные на их производство в Индии. При этом получив еще и оффсетный кредит на их приобретение. По оценкам сотрудников индийского министерства обороны, выгода Fincantieri составила по меньшей мере миллиард рупий (18 млн долл.).

Нарушения в этой области имели место и раньше. Например, когда американская компания Lockheed Martin в рамках оффсетного контракта стоимостью 275 млн долл. на поставку шести самолетов C-130J Super Hercules явно нарушила положения договора, не предложив индийской индустрии практически ничего. Почти половина офсетных обязательств (121 млн долл.) была списана на один-единственный симулятор для обучения индийских экипажей пилотированию C-130J (при том, что это один из четырех необходимых тренажеров). Еще 119 млн долл. потрачено на производство систем опознавания совместно с Bharat Electronics. В то время как согласно DPP-2008, комплектующие к ответчикам свой-чужой не являются военным оборудованием, соотвественно их изготовление не может быть предметом оффсетного соглашения. Практически все оставшиеся пункты соглашения на сумму порядка 30 млн долл. также нарушают положение об оборонных закупках.

Fred Seggie — WorldAirImages | Airliners.net

Аналогично, французской компании Thales сошло с рук предоставление индийцам автомобилей, мотороллеров, велосипедов и домашних кондиционеров на 1,7 млрд. рупий (30 млн долл.) в рамках оффсетного договора на поставку МО Индии мобильных РЛС (LLTR).

«Министерство обороны позволяет поставщикам выкручиваться из реально полезных для страны оффсетов. Понятно, что основная работа тех, кто занимается закупкой военной техники это своевременные приобретения, а не развитие оборонной промышленности Индии. Они рассматривают оффсеты в качестве неудобного препятствия для своих закупок, выполняемого «для галочки». В результате, производителям сходят с рук различные нестандартные предложения, которые не имеют ничего общего с развитием собственного производственного потенциала Индии», отмечает генерал-майор (в отставке) Мринал Суман, эксперт по оффсетам, ранее работавший в департаменте закупок МО Индии.

В целом одной из самых больших слабостей оффсетных соглашений является их уязвимость к коррупции. Стоит отметить также что согласно данным Transparency International, купленный у чиновников доступ к таким соглашениям, дает компаниям больше прибыли, чем конкурентная борьба. Что и заставляет коррупцию сопровождать оффсетные договоры со всех сторон.

Подготовил Максим Яковлев

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Теги: