«Краснозвездная» авиация расправляет крылья

В статье известного зарубежного эксперта по российской авиации Александра Младенова (Red Star Rising — Air International, May 2012) анализируется состояние и перспективы российских ВВС, причем в качестве информационного повода использовано одно из последних интервью бывшего главкома ВВС Александра Зелина, данное им 16 марта 2012 года.

На наш взгляд, статья в Air International представляет собой развернутый комментарий к интервью, и фактически является «заметками на полях». Александр Младенов в своей статье «реконструирует» то, о чем главком умолчал или по каким-то причинам не сообщил. Не менее интересны и оценки автора относительно тех или иных отечественных авиационных платформ.

Наконец, материал ценен тем, что позволяет оценить ход мысли зарубежных авиационных экспертов относительно состояния и перспектив развития отечественной авиации.

 

Российские ВВС переживают наиболее глубокую трансформацию своей структуры в постсоветский период, в ходе которой стараются как минимум уйти от организации, застывшей на уровне эпохи Холодной войны, и соответствующего уровня мышления. Одновременно с этим ВВС приступили к реализации крупных программ по закупке вооружений, при этом данной род войск стремительно обновляет свой парк и пополняет склады новейшими управляемым системами вооружения. Ускоренные закупки были облегчены ростом военных расходов, которые финансируются за счет роста цен на нефть и газ на мировом рынке. В последние годы этот рост способствовал резкой активизации многих программ закупки российских самолетов, которые до этого практически не двигались с места из-за систематического недофинансирования.

Первым делом фронтовая авиация

Динамичный процесс в области закупок ВВС наиболее ярко проявляется в обновлении фронтовой авиации, где сразу несколько типов самолетов одновременно либо поступают на вооружение, либо проходят государственные испытания перед началом полномасштабного производства. Су-34 является первым тактическим самолетом нового поколения, поступившим на вооружение российских ВВС в значительных количествах, а Су-35С и Т-50 все еще проходят испытания.

Генерал Зелин в своей статье признал, что подписаны контракты на поставку 92 Су-34, за которым последуют новые заказы. Это доведет число Су-34 до 120-140 самолетов, и к 2020 г. Су-34 полностью займет место Су-24М/Р. Кроме 7000-й авиационной базы Воронеж-Балтимор (Западный военный округ) и 4-го Государственного центра боевой подготовки и подготовки летного состава в Липецке, по словам А. Зелина, Су-34 также должны поступить на вооружение 6988-й авиационной базы в Хурбе (Восточный военный округ), 6980-й АБ в Челябинске-Шагол (Центральный военный округ) и 6972-й АБ в Крымске (Южный военный округ).

Новые ударные возможности

В настоящее время ведется работа по приданию Су-34 новых возможностей, которые позволят российским ВВС получить реальную способность к реализации сетецентрической концепции командования и управления (command and control, C2). Кроме того А. Зелин дал понять, что на вооружение Су-34 может поступить новая крылатая ракета большой дальности, оснащенная ядерной БЧ. Таким образом, этот самолет дополнит стратегические бомбардировщики, а именно дальние бомбардировщики Ту-22М3. Главком признал, что на менее трех новых ракет вскоре дополнят арсенал Су-34. Это ракета воздух-земля (вероятно, Х-38), противорадиолокационная ракета большой дальности (Х-58УШКЭ) и противокорабельная ракета (Х-31ПД и/или Х-35УЭ).

Генерал А. Зелин также озвучил число модернизированных бомбардировщиков Су-24М. На российском Дальнем Востоке имеется 24 бомбардировщика Су-24М2 (6988-я АБ в Хурбе). Кроме того, не менее 17 бомбардировщиков, модернизированных по альтернативной программе, известной как СВМ-24 (прицельный комплекс самолетов оснащаются новой авионикой, которая повышает точность неуправляемого вооружения), имеются на вооружении 7000-й АБ в Морозовске и 4-го ЦБП и ПЛС.

«Супер Су-27» и его последователи

В дополнение к имеющемуся контракту на приобретение 48 истребителей Су-35С, подписанному в августе 2009 г., А. Зелин сообщил, что за ним последует очередной контракт на 48 Су-35С. Четыре самолета уже поставлены заказчику и в настоящее время участвуют в программе государственных летных испытаний.

Парк самолетов также расширится за счет 30 истребителей Су-30СМ, заказанных в марте 2012 г., со сроком поставки в 2013-2015 гг. Двухместные Су-30СМ оснащены двигателями с изменяемым вектором тяги и лучше всего подходят для подготовки летчиков строевых полков (включая тех, кто будет пилотировать истребители Су-35С и Т-50) расширенной тактике боевого применения.

Обе модификации Су-27 дополнят истребитель завоевания господства в воздухе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), 60 экземпляров которого планируется закупить. Эти закупки будут финансироваться нынешней Государственной программой вооружения, и их планируется завершить к 2020 году.

МиГ-31

МиГ-31 остается важным и мобильным элементом системы ПВО. По словам А. Зелина, в ВВС числится 252 МиГ-31, но только 100 из них предполагается сохранить в боевом составе. Большинство, если не все из них, будут модернизированы в вариант МиГ-31БМ (включая несколько МиГ-31ДЗ и МиГ-31БС с системой дозаправки в воздухе, а также МиГ-31Б, у которого подобная система отсутствует), на котором будет установлена модернизированная РЛС, обладающая увеличенной дальностью обнаружения. В РЛС также будут добавлены новые режимы работы, новое оборудование пилотской кабины, а также новые ракеты «воздух-воздух», включая сверхдальние К-37М (с дальностью более 222 км) и Р-77-1 с активной ГСН. Главком также сообщил, что ВВС разрабатывают новую концепцию применения МиГ-31, которая предусматривает его частое перебазирование на неподготовленные передовые или гражданские аэродромы на территории всей России, но в первую очередь на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

В ходе подобных передислокаций в удаленные регионы, которые позволят закрыть «бреши» в системе ПВО, МиГ-31БМ используется автономно без поддержки наземных служб контроля воздушного пространства, используя собственную мощную РЛС, усовершенствованную систему обмена данных и совершенное навигационное оборудование.

Структурные изменения

Говоря о регулярной подготовке летчиков российских ВВС, А. Зелин отметил, что дефицита горючего, который был частным явлением в 1990 и 2000-х гг., нет. На сегодня летчики должны иметь годовой налет на уровне 100 часов, и в ближайшем будущем этот показатель планируется увеличить до 130 часов. В 2011 г. общий налет в ВВС достиг 340000 часов, а средний налет на летчика составил 90 часов. Говоря о системе мотивации и усилиях по сохранению подготовленного летного состава, А. Зелин упомянул о существенных переменах в системе выплаты жалования, введенной в начале 2011 г., которая привела к трехкратному росту зарплат.

С 2009 г. ВВС испытали ряд структурных реформ, которые имели в виду ликвидацию существующей командной структуры и созданию абсолютно новой системы управления с новыми штатами. В середине 2011 г. фронтовая авиация российских ВВС (разделенная на четыре подвида: истребители, фронтовые бомбардировщики, разведывательные и ударные самолеты) и части армейской авиации вместе с ее региональными командными структурами ВВС были переданы под оперативное командование вновь созданным военным округам (Западный, Центральный, Восточный и Южный). Эти военные округа являются командными структурами, которые действуют в качестве регионального командования над всеми вооруженными подразделениями; в военное время они трансформируются в стратегические объединенные командования. В то же время, по словам А. Зелина, развитие ВВС, регулярная боевая подготовка и обслуживание остается в компетенции ВВС.

Подготовил Андрей Фролов

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники