Прогноз событий в российской вертолетной отрасли на 2013 год

2013 год можно оценить как еще один удачный год для объединенной российской вертолетостроительной отрасли, которая продолжает наращивать свое присутствие на мировом рынке. Эта ситуация обусловлена двумя благоприятными факторами: резким ростом внутреннего заказа со стороны всех категорий заказчиков, и чередой крупных контрактов на поставки вертолетов военным и полувоенным структурам за рубежом.

В результате в денежном выражении российская вертолетостроительная отрасль в 2013 г. займет 15% мирового рынка, кроме того, в этом году состоятся первые полеты и будет получена сертификация несколькими новыми типами гражданских, военных и полувоенных типов вертолетов.

Старый добрый Ми-17 чувствует себя отменно

Безусловно, самый большой вклад в увеличение рыночной доли приносит модельный ряд вездесущих вертолетов Ми-8/Ми-17/Ми-171, которые выпускаются двумя российскими заводами. Неослабевающий спрос во всем мире на эти надежные и доступные вертолеты улучшил показатели холдинга «Вертолеты России» (ВР) до беспрецедентных показателей. Благодаря рекордным продажам Ми-17 каждый год, ВР остаются третьим крупнейшим мировым производителем вертолетов по количественным показателям, а в части стоимостных показателей уверенно движется к третьему месту.

Продолжая повышательный тренд, в 2013 г. заказчикам будет поставлено порядка 300 вертолетов, из которых 200 будут относиться к семейству Ми-8МТВ/Ми-17 и Ми-8АМТ/Ми-171, произведенных на Казанском и Улан-Удэнском заводах соответственно. Примерно две трети от этого количества будут переданы военными и полувоенным структурам, а в ближнее- и среднесрочной перспективе ожидается, что на надежный Ми-8 придется от 60 до 70% от объема производимых в России вертолетов.

2013 год также станет весьма важным для реализации последней программы по омологации Ми-8, а именно для новой модификации Ми-171А2, которая должна была подняться в воздух еще в конце 2012 г. Программа оценки и испытаний продолжится в 2013 г. наряду с проведением работ по подготовке производства и началу крупномасштабной программе продвижения вертолета на рынок. Этот новый вариант Ми-8 будет производиться в Улан-Удэ, в него будет внесено 80 изменений, включая модернизированные двигатели, трансмиссию, цифровой автопилот и стеклянную кабину, призванных улучшить ТТХ вертолета и снизить эксплуатационные расходы. Нагрузка должна увеличиться до 5 тонн. Сертификация гражданского варианта должна завершиться в России в течение 2013 г.

Новые гражданские модификации

2013 год также станет важным для программы создания нового среднего двухдвигательного вертолета КБ Камова Ка-62, который, как ожидается, в этом году совершит свой первый полет. Это самый новый российский вертолет, чей максимальный взлетный вес составляет 6.5 тонн, спроектирован «с нуля» с целью удовлетворить спрос со стороны гражданских и полувоенных заказчиков в России и за рубежом.

Проект Ка-62 отличается множеством мер, призванных повысить безопасность полета, а также инноваций, нацеленных на уменьшение эксплуатационных затрат и повышение ТТХ, что позволит вертолету успешно конкурировать на сегодняшнем высококонкурентном рынке двухдвигательных вертолетов среднего класса. Ка-62 активно рекламируется как первый реальный проект международного сотрудничества холдинга ВР, отличающийся большой долей западного оборудования. Это двигатели Turbomeca Ardiden 3G, трансмиссия производства австрийской фирмы Zoerker и топливная система французской компании Aerazur. Фактически, программа Ка-62 имеет все шансы быть реализованной в короткие сроки и иметь коммерческий успех в ближайшие годы, в случае, если Ка-62 удаться привлечь внимание со стороны крупных заказчиков в России, таких, как Министерство обороны, внутренних дел и по чрезвычайным ситуациям.

Другой гражданской программой, активно реализуемой в 2013 г., станет проект легкого соосного вертолета Ка-226Т, который должен получить гражданский сертификат типа в 2013 г. Это позволит приступить к поставкам первых серий специального варианта Ка-226АГ для стартового заказчика авиакомпании «Газпромавиа». Вертолет будет применяться для обслуживания газодобычи в Сибири. Министерство по чрезвычайным ситуациям также должно получить в 2013 г. первый из четырех заказанных Ка-226Т.

Другим типом российского вертолета нового поколения является вертолет «Ансат» 3,5-тонного класса, который производится Казанским вертолетным заводом (КВЗ). Для него тоже ожидается неплохой год. Программа «Ансат» столкнулась с серьезными трудностями после катастрофы в 2006 г. одного из пяти поставленных в Южную Корею вертолетов и гибели его пилота. В результате его эксплуатация лесной службой и полицией Кореи была прекращена. Проблемы были связаны с системой электродистанционного управления (ЭДСУ), а это вынудило КВЗ проводить дополнительные исследования и испытания.

Из-за отсутствия сертификата для перевозки пассажиров в варианте с ЭДСУ, российские авиационные власти изначально сертифицировали «Ансат» на основании собственных временных норм. После катастрофы в Корее требования были расширены, и вертолет был модернизирован с целью им соответствовать. В марте 2010 г. «Ансат» получил новый сертификат типа, который, впрочем, не позволял осуществлять перевозку пассажиров, и производство вертолетов для гражданских заказчиков было приостановлено.

С целью решения данной проблемы КВЗ начал разработку модификации «Ансат-1М» с новой, но традиционной гидромеханической системой управления полетом вместо ЭДСУ, а также рядом усовершенствований в планере и авионике. «Ансат-1М» должен получить сертификат типа в соответствии с российскими нормами АП-29. Это, наконец, позволит вновь начать продвижение вертолета на рынок гражданских и полувоенных заказчиков в России и за рубежом.

КВЗ и департамент маркетинга холдинга ВР должны доказать, что новый проект является коммерчески привлекательным. Это весьма непростая задача в условиях весьма конкурентного рынка вертолетов 3-4 тонного класса в России и странах СНГ, как применительно к гражданским эксплуатантам, так и силовым структурам, который на сегодня занят продукцией компаний Eurocopter, AgustaWestland и Bell.

Текущий год также станет решающим и для программы разработки вертолета Ми-38 – нового двухдвигательного многофункционального вертолета нового поколения 15-тонного класса, разрабатываемого КБ Миля и КВЗ. Третий прототип ОП-3, который соответствует серийному стандарту, должен совершить первый полет в 2013 г., а сертификацию в России планируется завершить к 2015 г.

В 2013 г. продолжатся мелкосерийные поставки многоцелевого вертолета Ка-32А11ВС, включая первый экземпляр в противопожарном варианте для заказчика из КНР.

Новые технологии

В течение года ВР продолжат амбициозную поисковую работу по концепции скоростного вертолета. Гражданский вариант разрабатывается Московским вертолетным заводом им. Миля в рамках программы перспективного скоростного вертолета (ПСВ). Ее результатом должен стать коммерческий вертолет среднего класса, рассматриваемый в качестве замены семейству Ми-8/17. На новом вертолете будет использована классическая схема из несущего и рулевого винта, которая позволит достичь скорости в 360 км/ч. Этот результат будет обеспечен за счет улучшения аэродинамики фюзеляжа и главного редуктора.

Специальный испытательный стенд для ПСВ должен совершить свой первый полет в 2013 г., его задачей является отработка некоторых ключевых технологий. Полномасштабные работы по проекту начнутся в 2014 г. на основе результатов, полученных при испытании стенда.

Новый скоростной вертолет среднего класса должен получить российский сертификат типа к 2018 г., а эксплуатация должна начаться в 2020 г.

Военные вертолеты

Самым главным ожидаемым событием 2013 года в области военного вертолетостроения станет первый полет вертолета Ка-52К. Морская версия боевого вертолета соосной схемы Ка-52 «Аллигатор» разрабатывается для применения с новых российских десантно-вертолетных кораблей-доков типа Mistral, первый из которых должен вступить в строй в 2014 г.

Сборка первого прототипа Ка-52К уже ведется на арсеньевском авиационном комплексе «Прогресс». Модификация корабельного базирования будет отличаться складывающимися лопастями несущего винта и законцовками крыльев, системой жизнеобеспечения для экипажа (который будет летать в спасательных жилетах), аварийным надувным шасси и дополнительной антикоррозийной обработкой фюзеляжа и оборудования.

Другой модификацией боевого вертолета, которая должна впервые взлететь в 2013 г. станет Ми-28УБ, специальная учебная версия вертолета Ми-28Н. Также ожидается первый полет серийного варианта экспортного Ми-28НЭ, заказанного Алжиром и Ираком.

Другими крупными программами для российской армии являются начало эксплуатации палубного вертолета Ка-27М, прошедшего программу продления жизненного цикла, а также первый заказ на военную версию вертолета Ка-32А11ВС, который будет использоваться для поисково-спасательных работ над морем. Ожидалось, что контракт на пять Ка-32А11ВС будет подписан до конца 2012 г., но этого не произошло, предположительно из-за недостатка средств у российского министерства обороны.

Оригинал публикации: Air International, January 2013 — Alexander Mladenov

Перевод Андрея Фролова

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Теги: