Квоты для нацбольшинства и кризис в ВВС ЮАР

Вскоре после того, как власти ЮАР признались в консервации 12 из 26 истребителей Gripen в связи с нехваткой средств и подготовленных летчиков, становится очевидным: расторжение с 1 апреля 2013 г. контракт c Denel Aero Manpower Group (AMG) на поддержание летной годности всего парка ВВС ЮАР создало военным грандиозные проблемы, поскольку теперь эксплуатация даже оставшихся в строю самолетов является небезопасной. В результате отказа властей продлить контракт работу на объектах ВВС потеряли 389 человек техсостава, осталось только 139 (с учетом тех, кто обслуживает правительственный авиаотряд).

Как сообщил в июле 2013 г. главком ВВС ЮАР Фабиан Мсиманг на встрече с личным составом одной из авиабаз, «решение о расторжении контракта принимали не ВВС. Это инициатива органов финансового контроля, поскольку условия контракта не соответствовали законодательству, определяющему порядок расходования госсредств».

Как подтвердил в июле 2013 г. глава Saab South Africa, срочные контракты на обслуживание Gripen также не заключались с апреля, и парк этих самолетов подвергается серьезной опасности. Теперь некоторые политики призывают распродать Gripen, поскольку ни на их эксплуатацию, ни на подготовленных летчиков для них денег в стране нет.

Сообщается, что в летном состоянии находятся 14 Gripen, в строю остаются только шесть летчиков для них. Из-за коррупции, урезания военных расходов и политического давления на ВВС (от которых требуют повышать процент коренного населения в летном и техническом составе) на протяжении последнего десятилетия сокращается и парк воздушных судов. В довершение всего в мае стало известно, что в 2013 г. ВВС не будут набирать курсантов для подготовки пилотов и штурманов.

ВВС перестали публиковать статистику по численности личного состава и налету летчиков в 2009 г. После того, как в 2008 г. были списаны последние из 66 истребителей Cheetah (переделка французских French Mirage III), налет военных летчиков в среднем упал с 2000—2500 часов до 325 часов в год.

Налет летчиков, которые возят руководство страны и ведущих политиков, при этом составил в 2008 г. 1932 ч.

Годом позже в ВВС ЮАР насчитывалось всего 20 летчиков-истребителей и девять Gripen (остальные 17 машин были доставлены к 2012 г.). Считается, что только шесть летчиков при этом действительно были подготовлены к боевым вылетам. Большинство по-настоящему квалифицированных специалистов уволились из рядов ВВС из-за снижения количества налета, при этом многие из оставшихся занимают свои должности по квоте в рамках «диверсификации» национально-расового состава.

Проблемы ВВС ЮАР не уникальны — из-за недостатка инженерно-технических специалистов ветшает и постепенно приходит в негодность вся инфраструктура страны, ее инженерные сооружения.

Что касается ВВС, то правительство требует довести соотношение черных и белых в личном составе до трех к одному. Как при этом быть с категорической нехваткой черных специалистов, правительство так и не определилось.

Публичная драма с кадрами разразилась в 2005 г. — тогда трем лучшим выпускникам летной школы, готовившимся стать истребителями, было предложено распределиться на вертолеты или в транспортную авиацию. При этом их должности истребителей были переданы трем менее подготовленным черным выпускникам.

Проблема при этом заключается в том, что самые подготовленные летчики ВВС хотят летать именно на истребителях и летать много — это едва ли не единственное, что держит их в армии, поскольку на должности пилота вертолета или транспортного самолета гораздо лучше работать в гражданской авиации: там и налет, и жалованье больше. Таким образом, политика властей ЮАР приводит к оттоку из ВВС наиболее подготовленных кадров, что ведет к росту аварийности и существенному ухудшению морального состояния личного состава.

На гражданскую авиацию власти тоже оказывают давление по расовой линии, но им отбиваться проще: политики-популисты сами летают гражданскими бортами и отдают себе отчет в том, что безопасность полетов должна быть на первом месте, а стало быть, препятствовать найму в авиакомпании лучших пилотов и техников — себе дороже.

Еще одна проблема кроется в мотивации. В отличие от белых, более-менее подготовленные черные пилоты и техники в большей степени предпочитают менее пыльные и лучше оплачиваемые работы в гражданской авиации. Впрочем, на фоне других африканских стран аварийность в ВВС ЮАР властями, видимо, считается вполне приемлемой, тем более что воевать страна ни с кем не собирается. Хотя если сравнивать их с ВВС той же Уганды, то даже по черным меркам уже как-то не вполне комильфо. В Уганде, конечно, сплетничают, что при местном качестве подготовки личного состава и невероятно сложных межэтнических противоречиях свежезакупленные Су-30 останутся без должного обслуживания или вообще станут жертвой саботажа и быстро попадают, но на фоне ситуации в ЮАР Уганда выглядит вполне себе региональной сверхдержавой.

Подготовил Руслан Алиев

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники