Харьковские беспилотники из ОАЭ для России?

Как сообщает сегодня агентство РИА Новости со ссылкой на главу компании ADCOM из ОАЭ Али Захери, эта компания «поставит российской армии в феврале 2014 г. для испытаний первый беспилотный летательный аппарат (БЛА) United 40… В зависимости от результатов первых испытаний, поставка БЛА будет увеличиваться». Подчеркивается, что «стороны заключили предварительное соглашение о возможной закупке первой пробной партии этих беспилотников».

Ранее в июле 2013 г. агентство РИА Новости со ссылкой на анонимный источник в ОПК России уже сообщало, что министерство обороны РФ планирует приобрести ограниченную партию БПЛА в ОАЭ. «Речь идет, по крайней мере, о двух комплексах United 40 версии Block 5 разработки компании ADCOM Systems», — сказал собеседник агентства. На следующий день Интерфакс со ссылкой на другой анонимный источник сообщил, что Минобороны не планирует в обозримой перспективе закупать в Объединенных Арабских Эмиратах тяжелые беспилотные комплексы.

«Таких планов нет», — цитировало тогда агентство собеседника. Стало быть, появились такие планы…

Перспектива закупки United 40 в интересах Минобороны РФ — это вещь даже посильнее Mistral, поскольку ОАЭ в числе ведущих разработчиков БПЛА никогда не числились, хотя и очень стараются развивать эту тематику. Драматизма сюжету добавляет тот факт, что United 40 продвигается ОАЭ как ударный беспилотник. Правда, судя по открытым данным, еще полноценно не испытанный и не запущенный в серию.

Между тем, в ходе состоявшейся 17—21 февраля в Абу Даби (ОАЭ) выставки вооружений и военной техники IDEX—2013 посетивший ее главком Сухопутных войск России генерал-полковник Чиркин проявил особый интерес к ударному БПЛА United 40, натурный образец которого экспонировался на открытой площадке салона. Главком с небольшой свитой провел около эмиратского беспилотника не менее четверти часа, внимательно осмотрев летательный аппарат и побеседовав с представителем компании-производителя Adcom.

БПЛА United 40 является продуктом линейки Yabhon и ранее назывался Yabhon Smart Eye 2, однако в конце 2011 г. был переименован по случаю юбилея создания ОАЭ. Компания Adcom Systems является частной и концентрирует усилия на развитии национального военного хайтека, декларируя полную самодостаточность и принципиальный отказ от интеграции в свои платформы компонентов зарубежного производства. Компания призвана быть альтернативной государственному монстру Mubadala, который осваивает госинвестиции в создание национального ОПК (аналогичным образом государство пытается выращивать национальную оборонку в Саудовской Аравии и Иордании). Однако остаются сомнения в том, что Adcom действительно финансируется частными инвесторами, перед которыми надо отчитываться и с которыми надо делиться прибылью. Ни один из продуктов компании за годы ее деятельности не стал по-настоящему серийным, не поступил на вооружение и, в общем, не доступен в качестве продукта, а не выставочного экспоната.

Подробности разработки вызвавшего интерес российского главкома беспилотника не вполне очевидны. Предположительно, разработка началась в 2007 г. и сейчас существует несколько прототипов. В ноябре 2011 г. на авиасалоне в Дубае публике впервые был представлен образец этого БПЛА; тогда же сообщалось, что первый полет намечен на ближайшее время.

Первый полет модификации Block 5 состоялся уже после IDEX-2013, в марте 2013 г. О ходе дальнейших испытаний и перспективах серии достоверной информации нет. Подтверждаются ли заявленные характеристики — неизвестно. Данные о надежности и эффективности также отсутствуют. Нет информации и о том, кто фактически является разработчиком.

Подписанный в ходе IDEX-2013 контракт на поставку ВС ОАЭ беспилотников Predator XP (облегченный вариант базовой версии RQ-1, лишенный ударных возможностей) стоимостью 200 млн долл. дает почву для сомнений относительно способности ОАЭ самостоятельно разработать и запустить в серию ударный БПЛА.

Вполне возможно, генерал Чиркин ничего этого об эмиратских БПЛА не знал. В ходе выставки он с одобрением отозвался о наличии у ОАЭ собственного ударного БПЛА: «Можно много говорить — сделали они его сами или собрали из импортных комплектующих. А у нас ударного пока ничего нет. У нас БЛА пока решают задачи связи, разведки, радиоэлектронной борьбы» — заявил он Интерфаксу.

Как понимает П.2, командующий в ходе выставки выражал недовольство отсутствием у российского ОПК ударных БЛА, которые можно было бы предложить военным: «По БЛА нельзя сказать, что мы отстали безнадежно, но отстали очень серьезно. Последние два десятилетия мы этим вообще не занимались. А у американцев по состоянию на лето 2012 года было на вооружении свыше 36 тысяч БЛА, причем любых — разведки, связи и ударные».

По словам главкома, в 2013 г. ожидается поступление в войска созданных по техзаданию минобороны БЛА типа «Орлан» и «Гранат». В частности, прошел этап войсковой эксплуатации БЛА «Орлан-10». Как понимает П.2, на Кавказе.

В феврале 2013 г. было впечатление, что как Чиркин, так и главком Внутренних войск генерал армии Рогожкин выступать с инициативами по заказу зарубежных вооружений не намерены. Так, например, в октябре 2012 г. Рогожкин заявил прессе, что беспилотные летательные аппараты казанского производства «работают очень хорошо, особенно при выполнении тех задач, которые стоят перед нами на Северном Кавказе».

Нынешняя прямая речь главы компании из ОАЭ вызывает множество вопросов. Во-первых, кто на самом деле является разработчиком аппарата? Ведь ОАЭ известны стратегией массового импорта кадров и технологий, которых у этой страны большой дефицит.

Во-вторых, каковы могут быть мотивы получать ударный беспилотник у страны, не являющейся признанным лидером в разработке и производстве такой продукции?

Также не вполне понятно, как новость о возможных закупках эмиратской машины увязать с наличием заказов минобороны на ОКР и НИР по беспилотникам взлетным весом до 1 т и до 5 т, тендер на которые выиграли «Транзас» и ОКБ «Сокол» осенью 2011 г.?

Наконец, известно, что на Adcom как следует поработал Национальный аэрокосмический университет ХАИ (Харьковский авиационный институт) — в научных статьях сотрудников ХАИ упоминается как минимум четыре просчитанных либо продутых БПЛА Adcom, у компании, похоже, даже есть представительство в Харькове. Судя по выходным данным ряда научных публикаций, руководитель Adcom и генконструктор United 40 Али Захери в 2010—2011 гг. являлся аспирантом ХАИ, в числе его соавторов указаны завкафедрой экономики и маркетинга ХАИ доктор технических наук Василий Вартанян и начальник отдела НИИ проблем физического моделирования режимов полета самолетов ХАИ кандидат технических наук Валерий Черановский.

Что из себя представляет фирма Adcom, кто ее акционеры и какова история, не очень ясно. Известно, что два года назад компания избавилась от «невысокотехнологичного» производства, продав его холдингу Tawazun, который специализируется в том числе на бронемашинах. Можно предположить, что это то самое подразделение, которое в 2000-2001 гг. под именем Adcom Manufacturing неудачно пыталось финансировать разработку в Харькове БТР-3, бесславно провалившегося на экспортных рынках. Заметим также, что тогда же, в 2001 г., в Харькове была предпринята неудачная попытка ремоторизации БМП-3, закупленных ОАЭ в России (П.2 уже рассказывал о попытках ОАЭ модернизировать эти машины без участия России).

В свете такой истории сотрудничества по линии Харьков — ОАЭ перспектива закупки арабских БПЛА ВС РФ накануне евроинтеграции Украины выглядит ничуть не менее занимательно, чем история с Мистралем.

Подготовил Руслан Алиев

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники