Первый двигатель для истребителя Tejas Mark II доставят в сентябре текущего года

F414-GE-400-JPEG

Двигатель General Electric F414-GE-400. Фото (c) infoaeroquebec.net

 

При этом США отказывают Индии в сотрудничестве по двигателю для перспективного среднего индийского истребителя (Advanced Medium Combat Aircraft, AMCA) – Минобороны Индии объявляет международный конкурс

Аджай Шукла, 06.07.2015

Планы по разработке нового, более мощного двигателя для истребителя Tejas воплощаются в реальность. Американский разработчик двигателей General Electric (GE) планирует поставить в сентябре текущего года первый двигатель F414INS6 (далее F414), который будет установлен на Tejas Mark II.

Максимальная сила тяги F414 составляет 98 килоньютонов (кН), что делает Tejas Mark II быстрее и маневреннее текущей версии Mark I (на котором стоит двигатель GE F404-IN с максимальной тягой 84 кН). Новый F414 также обеспечит модификацию Tejas Naval достаточной тягой для взлета с палубы авианосца с разбегом всего 200 метров.

В 2010 году Управление авиационных разработок (ADA), реализующее программу Tejas, остановило свой выбор на фирме General Electric (предпочтя его консорциуму Eurojet Turbo) как на подрядчике по силовой установке для национального индийского истребителя Tejas и заключило с ней договор на поставку 99 двигателей для модификации Mark II. Из указанного количества 16 единиц будут переданы в собранном виде, чтобы ADA могло использовать их при постройке опытных образцов Tejas Mark II, которые предназначены для наземных статических и ресурсных, а также летных испытаний.

Одновременно компания Hindustan Aeronautics Ltd (HAL) развернет в Бангалоре производственные мощности для изготовления оставшихся 83 двигателей. С учетом того, что ВВС и ВМС, скорее всего, закажут не менее 160 самолетов Tejas Mark II, завод HAL в конечном итоге произведет порядка 700 двигателей (исходя из того, что истребитель на протяжении календарного срока службы использует 3,5 расчетных силовых установки).

А пока ADA приветствует поставку первых двигателей F414. Это позволит начать строительство опытного образца истребителя Tejas модификации Mark II, первый полет которого планируется в ближайшие три года, то есть к 2018-2019 годам. Как утверждает ADA, первый истребитель будет передан ВВС Индии в течение шести лет, к 2021-2022 годам.

В настоящее время отделение HAL в Бангалоре изготавливает первые 20 истребителей Tejas модификации Mark I по контракту 2007 года. В 2010 году ВВС взяли на себя обязательство закупить дополнительные 20 истребителей Mark I, однако сам контракт будет заключен после того, как Tejas получит допуск к полетам, что, скорее всего, произойдет к марту 2016 года. На этих 40 истребителях Tejas модификации Mark I будут стоять двигатели F404.

В вопросе о целесообразности установки на истребителе Tejas модификации Mark II двигателя F414 консенсус отсутствует. Ряд авиационных экспертов, к числу которых принадлежит издатель журнала Vayu Пушпиндер Сингх (Pushpinder Singh), утверждает, что все достоинства более мощного F414 обесцениваются его большей, по сравнению с F404, массой. К тому же для установки нового двигателя будет необходимо переработать конструкцию самолета. Другие эксперты указывают на то, что зауженный воздухозаборник Tejas не позволит новому двигателю осуществлять забор достаточного объема воздуха даже после значительной доработки конструкции планера. В этом случае двигатель просто не разовьет ожидаемую тягу в 98 кН.
Представители же GE и ADA отклоняют подобные утверждения и заявляют, что установка F414 не потребует серьезной переработки конструкции, а максимальная тяга не уменьшится. Их мнение подтверждают характеристики двигателя, приведенные на официальном сайте GE (см. таблицу ниже): согласно им, габаритные размеры F414 ничуть не больше F404. А превышение по массе, по мнению представителей ADA, несущественно.

India-table

Но если GE удалось заключить контракт на поставку F414, то получить приз крупнее будет весьма непросто: речь идет о поставке более мощной версии F414 для перспективного индийского многоцелевого истребителя среднего класса пятого поколения (AMCA), который ADA планирует разработать, а ВВС Индии закупить в количестве 200 единиц.

Как уже сообщал наш блог (см. пост от 1 июня с.г., «Картеру предстоит рассмотреть обращение индийцев по вопросу о получении доступа к технологиям создания авиационных двигателей» / Carter to Face Indian Demand for Engine Technology), Министерство обороны Индии обратилось к США с просьбой разрешить подведомственному ему Управлению оборонных исследований и разработок (DRDO) начать совместную работу с GE по созданию модификации двигателя F414 с увеличенной до 110 кН максимальной тягой. В ADA считают, что двухдвигательному AMCA потребуется тяга не менее 220 кН.

GE приветствует эту инициативу инозаказчика, имея в виду, что ранее компания работала над повышением тяги двигателя F414 (модификация F414 Enhanced Engine) до 116 кН по заказу ВМС США. Так как этот проект американскими военными был отложен, в GE хотели бы возобновить по нему работы, но уже с индийскими партнерами – под их финансирование и с прицелом на большой гарантированный рынок сбыта. Однако обращение индийской стороны в Вашингтоне не находит понимания даже притом, что во время визита Барака Обамы в Индию в январе этого года две страны учредили «совместную рабочую группу» для изучения перспектив сотрудничества в области создания двигателей.

Разочарованное развитием событий Минобороны Индии решило организовать международный конкурс по созданию соответствующего двигателя на условиях партнерства с DRDO и пригласило к участию в нем ведущие двигателестроительные компании мира. Высокопоставленные источники в индийском военном ведомстве сообщают, что консорциум Eurojet Turbo, чей двигатель EJ200 проиграл конкурс на поставку двигателей для Tejas Mark II двигателю F414 фирмы GE, заверил DRDO в том, что сможет увеличить максимальную тягу EJ200 до 110 кН.

Французская компания Snecma, разработчик и изготовитель двигателей M-88 для истребителей Rafale, также примет участие в конкурсе. Однако французский M88 выдает максимум 75 кН тяги, а увеличить ее сверх 105 кН не представляется возможным.

«Истребители проектируются под заранее выбранный двигатель. Мы в кратчайший срок организуем конкурсные процедуры и выберем двигатель для AMCA так, чтобы в программе не случилось задержки. Если Вашингтон не разрешит GE сотрудничать с DRDO, отказав тем самым Индии в передаче технологий, он столкнется с соответствующими последствиями», – заявил высокопоставленный чиновник из Минобороны.

Оригинал публикации: Ajai Shukla, First Tejas Mark II engine to arrive in September: US refusing to cooperate on Advanced Medium Combat Aircraft engine, defence ministry floating global tender // Business Standard, Monday, 6 July 2015.

 

Перевод Центра АСТ

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники