Австрия и Швейцария совместно закупят истребители?

Берн и Вена рассматривают возможности по замене своих боевых самолётов на единый тип многоцелевых истребителей, но смогут ли они разобраться в том, принесет ли какую-либо выгоду совместная закупка? Данным вопросом задаются эксперты Международного института стратегических исследований (IISS) Дуглас Бэрри и Бастиан Гигерих в статье «Austrian and Swiss fighters: could they go their own way together?».

Истребитель Boeing F/A-18C ВВС Швейцарии (с) defpost.com

Истребитель Boeing F/A-18C ВВС Швейцарии (с) defpost.com

 

Ни Швейцария, ни соседняя Австрия не предъявляют серьезных требований к боевой авиации, и ни одна из этих стран, по разным причинам, не отметилась успехами в недавних проектах на данном направлении. Прямая демократия в форме плебисцита проголосовала против планировавшейся Швейцарией закупки истребителей  Saab Gripen в 2014 году, в то время как Австрия объявила о намерении постепенно, начиная с 2020 года, отказаться от эксплуатации своего новейшего истребителя Eurofighter Typhoon (всего через 17 лет после размещения первого заказа).

Швейцария может приобрести от 20 до 70 боевых самолетов, в зависимости о того, какие варианты будут предложены группой уполномоченных правительством экспертов, тогда как Австрия рассматривает приобретение 18 самолетов. В первом случае окончательным результатом может стать закупка 30 единиц. Даже небольшое увеличение производственного заказа для конкретного типа воздушного судна может быть выгодным обеим странам, и обеспечит возможность, по меньшей мере, совместного приобретения запасных частей, обслуживания и возможного оснащения вооружением.

Тем не менее, очевидным вызовом, если отбросить традицию осуществления независимых закупок, является отсутствие согласованной позиции относительно предполагаемых сроков принятия нового типа истребителей на вооружение. Австрия, по всей видимости, планирует начать замену Eurofighter Typhoon с 2020 года, швейцарские ВВС, в свою очередь, перейдут к эксплуатации преемника истребителей F/A-18C/D Hornet и F-5 Tiger только в 2025 году.

Швейцарцы могут определиться с выбором в течение 2020 года, однако существует вероятность того, что Австрия отложит данный процесс, учитывая информацию о том, что поэтапный отказ от истребителей Eurofighter Typhoon в период с 2020 по 2023 годы обусловлен комплексом экономических и политических соображений. Согласование закупок является сложной, но выполнимой задачей, даже если сроки ввода техники в эксплуатацию будут разведены по времени. При этом странам даже не потребуется организовывать единый процесс закупок. Вместо этого им достаточно будет проинформировать участников тендера о том, что в случае определения в ходе независимых отборов обеими странами одного и того же победителя, ему будет предложено обсудить вариант совместной закупки.

Элементы такого сотрудничества уже рассматривались в рамках доклада швейцарской экспертной группы, подготовленного ранее в этом году. В документе был поднят вопрос о том, позволит ли сотрудничество с Австрий обеспечить требуемую в целях патрулирования воздушного пространства скорость реагирования. География размещения авиабаз двух стран, однако, говорит о том, что требования по скорости воздушного перехвата не могут быть выполнены. Однако данный операционный вопрос не будет препятствовать сотрудничеству в процессе приобретения и последующего обслуживания самолетов на протяжении их жизненного цикла.

Возможными претендентами на поставку истребителей в одну или обе страны являются Boeing F/A-18E/F, Dassault Rafale, Eurofighter Typhoon, Lockheed Martin F-35 и Saab Gripen E/F. Позиция Eurofighter затруднена в связи с ситуацией вокруг истребителя Typhoon в Австрии, в то время как акцент на требованиях по эксплуатации в режиме «воздух-воздух» не играет на руку F-35, к сильным сторонам которого относится работа по поверхности.

Действительно, австрийские закупки истребителей были вызваны решением 2017 года о выводе первой партии Eurofighter Typhoon из эксплуатации, несмотря на то, что Вена подписала контракт об их приобретении только в 2003 году. Обвинения, связанные с данными закупками, привели к тому, что в феврале 2017 года австрийское правительство инициировало начало судебного процесса в отношении Airbus Defence & Space и Eurofighter. Неопределенность в вопросе о потенциальных расходах на истребители первого транша также способствовала принятию этого решения. Неудивительно, что отношения между правительством Австрии, Airbus и Eurofighter, являются напряженными. Между тем чиновники министерства обороны, согласно представленным в местных СМИ цитатам, заявляли, что Airbus не будет рассматриваться в качестве потенциального претендента на поставку военных вертолетов. Национальные выборы должны состояться в Австрии 15 октября 2017 года, и вопрос об оборонных закупках явятся крайне чувствительным.

Предполагая, что самолет будет соответствовать требованиям Австрии и Швейцарии, можно говорить о потенциальных выгодах от совместной закупки. Это вариант, который политикам и военным следует, по меньшей мере, изучить.

 

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники