Проблемы китайского самолета K-8 не решены до конца

Упавший в конце июля вскоре после взлета венесуэльский УБС K-8 Karakorum, лишь недавно поставленный Китаем, был оснащен оригинальным украинским АИ-25ТЛК. Этот инцидент с высокой степенью вероятности стал результатом давних проблем китайских авиастроителей с интеграцией чужих двигателей на Karakorum. При этом собственная китайская версия АИ-25ТЛК (WS-11) разрабатывается медленно и, вероятно, так и не сможет пройти этап стендовых испытаний.

Венесуэльские K-8W оснащены не китайским двигателем WS-11, как утверждают некоторые источники, а оригинальным АИ-25ТЛК, поскольку разработчик и производитель никаких лицензий китайской стороне не передавал. Об этом П.2 сообщил осведомленный о проекте K-8 источник в авиапроме. K-8 начал разрабатываться еще в 1980-х гг. и проектировался под американский двигатель. Однако после того, как Китай по итогам событий на площади Тяньаньмэнь остался практически без доступа к западным военным технологиям, в 1997—98 гг. было найдено альтернативное решение в виде советского АИ-25ТЛ (версия для K-8 получила обозначение АИ-25ТЛК). При этом Китай импортирует только готовые изделия, лицензии на производство этого двигателя у него нет.

Китайская копия АИ-25ТЛК получила название WS-11, однако с ней, что обычно для китайского двигателестроения, много проблем, и без внешней помощи, скорее всего, дальше стендовых испытаний дело не продвинется. По мнению источника П.2, Китаю, уже получившему порядка двух сотен АИ-25ТЛК по цене менее 1 млн долл. за штуку, «выгодней продолжать закупки на Украине». Он утверждает, что сейчас WS-11 не ставится ни на один самолет.

Вместе с тем, надежность силовой установки китайских самолетов этой модели даже без учета проблем WS-11 остается под вопросом. Однако это связано не с самим двигателем, а с тем, что китайские конструкторы так и не смогли окончательно решить проблемы интеграции АИ-25 (в частности, перегрев теплообменника). Сами китайцы не склонны делиться информацией о причинах авиационных происшествий с их техникой, предпочитая обращаться за помощью лишь в случае крайней нужды.

П.2 полагает, что Китай стремительно превращается в угрозу нынешним лидерам оружейного экспорта — его «версии» тех или иных образцов ВиВТ все уверенней чувствуют себя на рынке. Учитывая, что новейший китайский УБС L-15 будет оснащаться модификацией АИ-222, это можно считать признаком угрожающей тенденции: в то время, пока Украина и Россия долго и малоплодотворно выясняют отношения в области ВТС, Китай играет на этих противоречиях, наращивая как свою долю на рынке, так и компетенцию.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники