Уганда согласовала закупку восьми Су-30МК

«Ведомости» и «Голос России», кажется, поставили на уши одну африканскую страну и ее спонсоров, в том числе и Всемирный банк. Как ранее докладывал П.2, информация в этих медиа стала причиной грандиозного скандала вокруг планов ВВС Уганды закупить небольшую партию Су-30. Теперь эстафету с разоблачением подхватывает местная пресса — по ее данным, в то самое время, когда министр обороны категорически опровергал планы закупки, главком ВВС обо всем договорился с представителями «Рособоронэкспорта» и «Сухого». 14 апреля «Ведомости» опубликовали по требованию «Рособоронэкспорта» опровержение своей информации о том, что Уганда купила шесть Су-30. Как выясняется, на самом деле, не шесть, а восемь, и не купила, а согласовала детали. В минувший понедельник новую порцию подробностей сообщил угандийский еженедельник The Independent.

Министр обороны Уганды тоже бывает высоко в горах

По его данным, 11 апреля представители ВВС Уганды принимали российскую делегацию в своей штаб-квартире в Энтеббе. Стоимость самолетов и вооружений для них остается тайной. Отправной точкой для примерной оценки сделки журнал предлагает считать 34 млн долл. за Су-30К (так в тексте) без ракет и бомб. Полагая цены на семейство Су-30 в диапазоне 33—44 млн долл., журнал оценивает общую стоимость предполагаемого контракта на восемь самолетов в 272 млн долл., что, по мнению редакции, равняется суммарному бюджету министерств сельского хозяйства, торговли и промышленности, природных и водных ресурсов вместе взятых.

«Никакого контракта не подписывалось. Любые выводы преждевременны» — цитирует журнал министра обороны.

Когда ему было указано на то, что вооруженные силы не могли начать переговоры без информации о ценах, Кулагийе заявил: «Меня по ценам не информировали».

The Independent публикует выдержки из протокола встречи главкома ВВС Уганды с представителями «Рособоронэкспорта» и АХК «Сухой». Из них, в частности, следует, что заказчик намеревался вдвое урезать количество закупаемого вооружения, с тем чтобы снизить общую стоимость контракта. На это российская сторона возразила, что тогда летчики не смогу тренироваться в применении этих ракет. Тем не менее, в ходе дальнейших переговоров стороны согласились все-таки в два раза уменьшить количество закупаемых ракет.

За чей счет гуляем?

Интересно, что по данным The Independent, зарубежные спонсоры Уганды, чьи пожертвования составляют изрядную часть бюджета страны, узнав о планирующейся сделке, проявили крайнюю обеспокоенность.

Так, Всемирный банк — крупнейший донор Уганды — направил запрос в министерство финансов, экономического планирования и развития страны с просьбой прокомментировать материалы прессы. Ведомство подтвердило наличие планов такой закупки, однако отметило, что финансирование сделки будет осуществляться из некого внебюджетного источника. Это может быть, например, валютный резерв Банка Уганды, составляющий сейчас 2,3 млрд долл.

Однако по данным инсайдерских источников издания, осведомленных о бюджетном планировании на 2010—2011 гг., закупка истребителей очень больно ударит по многим секторам национальной экономики, поскольку средства на нее планируется получить в том числе и за счет значительного сокращения бюджетных расходов.

Предположительно, расходы на нужды здравоохранения, образования и инфраструктуры не должны уменьшиться, однако они почти наверняка и не вырастут, что станет неприятным прецедентом — до сих пор на протяжении двух последних десятилетий бюджетное финансирование этих сфер непрерывно росло.

Сильнее всего будут урезаны расходы на финансирование расходов административных округов, число которых за последние десять лет увеличилось почти в два раза. Целью дробления территориальных единиц, как считается, было в том числе и стремление центрального правительства обеспечить лояльность региональных властей — поскольку более половины доходов Уганды составляет зарубежная финансовая помощь, центральному правительству приходится придерживаться стандартов демократии, управлять которой проще при большом количестве дотируемых регионов.

Теперь же закупка дорогих вооружений грозит недовольством многих округов и внутриполитическими осложнениями, особенно учитывая тот факт, что многие округа получают финансовую поддержку не только от центрального правительства, но и напрямую от зарубежных фондов и неправительственных организаций. Эти организации могут резонно предположить, что за их счет финансируется российская оборонная промышленность.

Впрочем, реально на что-то повлиять им будет сложно — Всемирный банк обычно не вмешивается в оборонную политику стран, которым он оказывает помощь, полагая ее частью государственного суверенитета. Остальным донорам Уганды будет сложно согласовать свои интересы.

Как полагает The Independent, в том числе и поэтому правительство Уганды пойдет до конца и закупит истребители.

Выписка из протокола встречи российской делегации с руководством ВВС Уганды

Присутствовали:

  • Главком ВВС Уганды J.B. Owoyesigire
  • Brig Samuel Turyagyenda
  • Ag. Lt Col M.K. Bisaso
  • Ag. Lt Col Geofrey Turuma
  • Владимир Руденко — Рособоронэкспорт
  • Анатолий Микитюк — Рособоронэкспорт
  • Андрей Коцюбинский — Рособоронэкспорт
  • Ирина Потапова — Рособоронэкспорт
  • Сергей Сергеев — АХК «Сухой»
  • Валерий Чистяков — АХК «Сухой»
  • Сергей Зайцев — АХК «Сухой»
  • Борис Ронкин — АХК «Сухой»
  • Секретарь: Capt J.M. Niwamanya

Слушали:

  • Выступление председателя
  • Требования к ракетам, вооружению и наземному обслуживанию
  • Требования к подготовке личного состава
  • Разное

Выступление председателя

Председатель объявил заседание открытым в 10:30, поприветствовав российскую делегацию в штаб-квартире ВВС Уганды. Он представил россиянам офицеров ВВС и проинформировал участников о том, что в течение двух недель, предшествовавших встрече, он вел переговоры с российской делегацией, которые теперь практически подошли к концу.

Он сообщил, что российская делегация находится в стране для завершения переговоров о поставке восьми Су-30МК с поставками двух истребителей к июню 2011 г., двух — к ноябрю того же года и остальных — в течение 2012 г.

Он отметил, что целью встречи является окончательное согласование сделки.

Требования к ракетам, вооружению и наземному обслуживанию

Председатель сообщил, что в связи с недостатком средств есть необходимость уменьшить количество закупаемых вооружений с тем чтобы уменьшить общую сумму контракта.

Глава российской делегации возразил, что предлагаемое количество вооружений является минимально достаточным, а в случае его уменьшения летчики не смогут отрабатывать боевое применение. Он также сообщил, что предлагаемый комплект для наземного обслуживания является единственным на все восемь самолетов.

На высказанные опасения относительно жизненного цикла ракет глава российской делегации сообщил, что срок хранения предлагаемых ракет составляет восемь лет, после чего они должны быть проинспектированы специалистами поставщика с целью продления срока.

По итогам всестороннего обсуждения было принято решение ограничиться половиной от предложенного количества ракет с перспективой дозакупки новых после того, как закончится первая партия. Это сделано для того, чтобы срок хранения поставленных ракет не истек до того, как они будут применены. Также было принято решение вдвое сократить количество закупаемых авиабомб (ОФАБ).

Российскую делегацию проинформировали о том, что ВВС Уганды требуется топливозаправщик, способный осуществлять заправку снизу (под давлением), а не сверху. Российская делегация сообщила, что располагает заправщиками, равно пригодными к эксплуатации обоими способами.

Требования к подготовке личного состава

Сообщалось, что предварительная версия контракта предполагает подготовку 20 летчиков с налетом не менее 500 часов и 77 техников с аналогичным опытом. В итоге было принято решение уменьшить количество летчиков до 16 и увеличить количество техников до 80. Черновик контракта предполагал 5 месяцев теоретической подготовки пилотов и 6—8 месяцев практики в Уганде. Было отмечено, что в стране нет летчиков с требуемым налетом от 500 часов, в связи с чем подготовка летного состава должна быть более углубленной и продолжительной, чем первоначально планировалось.

Она пройдет в два этапа. Сначала первые восемь летчиков и 40 техников, следом за ними вторая половина.

Российская делегация предложила в связи с отсутствием подготовленных летчиков и техников в Уганде для комплектования второй партии, чтобы второй набор осуществлялся из числа кандидатов без опыта летной и наземной работы. Это предложение получило одобрение.

Главкомату ВВС были переданы спецификации на тренажер Су-30МК2 для подготовки помещения, где он будет установлен. Также была передана программа подготовки пилотов.

Разное

Российская делегация запросила информацию о том, когда контракт будет готов к подписанию. Им сообщили, что контракт еще должен быть одобрен конечным пользователем (ВВС), министерством юстиции и секретариатом минобороны. Председатель также отметил, что в том случае, если президент Уганды сочтет необходимым предварительно изучить контракт, это также займет некоторое время.

В заключение председатель уведомил российскую сторону о том, что в ходе назначенной на 12 марта 2010 г. встречи планируется обсудить, среди прочего, помещение для тренажера, учебный класс и программу подготовки (по всей видимости, в публикации или протоколе ошибка — встреча проходила 11 апреля и, видимо, имелась в виду встреча, назначенная на следующий день, 12 апреля).

Встреча завершилась в 13:45.

Vox Populi

В репликах читателей журнала П.2 обнаружил мотивы, ничуть не чуждые аналогичным высказываниям российской публики. Ну разве что чуть больше надрыва и безысходности.

«Господа, давайте перестанем обманывать сами себя: мы не можем содержать ВВС. Большая часть этих самолетов будет прикована к земле — это если повезет. Если не повезет, они свалятся нам на голову».

«Пусть они покажут нам хоть один аппарат для диализа на всю страну — нет ни единого. Врачи берут друг у друга один стетоскоп, потому что на всех их не хватает. Попробуйте купить лекарства — хотя бы детский аспирин — и вы увидите, до чего довели страну эти люди».

«Раз уж в газетах появился протокол такой встречи, хотелось бы взглянуть на такой же по алжирской сделке с аналогичными самолетами. Все это лишь демонстрирует уровень коррупции — ведь невозможно создать современные ВВС в такой разноплеменной стране, как Уганда. Техник из числа уроженцев севера или муганда отвинтит одну гаечку — и пилоты-руандийцы (или уроженцы запада) будут падать каждый день».

«Тренажер для восьми самолетов? Я думал, Амин был главным дураком в истории Уганды. А что там с запчастями? Четыре штуки будут в итоге летать, а четыре других разберут на запчасти для них…»

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники
Теги: