Государственный оборонный заказ 2011 года

Осень 2011 года не принесла окончательного решения с размещением Государственного оборонного заказа (ГОЗ), несмотря на все указания уровня президента и премьер-министра, которые выдавались Министерству обороны и ОПК весной-летом. В итоге по состоянию на середину октября неразмещенными оставались еще 20 млрд руб. (порядка 3%), и уже очевидно, что по значительной части продукции ГОЗ-2011 выполнен не будет, как в части контрактации, так и исполнения.

В то же время было бы неверным рисовать ситуацию исключительно в темных цветах. Даже имеющаяся на сегодня информация позволяет судить о том, что ситуация с ГОЗ по сути вернулась в привычное русло, когда часть заказов на закупки действительно размещалась летом и даже осенью. Подобное происходило в 2009 и в 2010 г. – к примеру, в 2010 г. по предприятиям Нижегородской области контракты с Министерством обороны были окончательно подписаны только к концу второго полугодия, а ГОЗ по Санкт-Петербургу был профинансирован только на 96% (что косвенно может говорить о том, что оставшиеся 4% это как раз неподписанные вовремя контракты). То есть, для предприятий ОПК и Министерства обороны положение в 2011 г. не является уникальным.

При этом налицо имеется положительная динамика финансирования оборонных расходов и очевидная разнонаправленность процессов в контрактации и исполнении ГОЗ. В этой связи интересно отметить, что даже несмотря на майские заявления «катализатора» публичного обсуждения ситуации с ГОЗ в 2011 г. – Московского института теплотехники (МИТ), летом на вооружение был поставлен дивизион МБР «Ярс». Кроме того, вероятнее всего продолжился и выпуск БРПЛ «Булава». И это несмотря на то, что непосредственно с МИТ два контракта на производство МБР «Ярс» и один на БРПЛ «Булава» были заключены только в конце августа.

Также удалось заключить контракты с ОАК и большую часть контрактов с ОСК. Несмотря на проблемы с финансированием, когда, ОСК, к примеру, не получала средства по ГОЗ до сентября, темпы закладки и ввода новых кораблей остаются и даже превышают показатели прошлого года. ВМФ сдан первый серийный корвет пр. 20381 «Сообразительный», спущен на воду еде один корвет данного проекта «Бойкий», и ведется подготовка к закладке очередного однотипного корвета (предположительно будет назван «Адмирал Калинин»). На следующий год запланирован спуск целых двух корветов этого типа – «Стойкий» на Северной верфи и «Совершенный» на Амурском судостроительном заводе, что подразумевает активные работы по их строительству в текущем году.

На Приморском судостроительном заводе «Янтарь» произошла закладка двух фрегатов пр. 11356М «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». После почти 20-летнего этапа постройки на Зеленодольском судостроительном заводе начались испытания фрегата пр. 11661К «Дагестан». Активно ведутся работы и по подводному флоту. Вероятно в этом году будет принят в состав флота головной РПКСН пр. 955 «Юрий Долгорукий», в октябре начаты испытания первой серийной АПЛ этого проекта «Александр Невский», наконец, на испытания вышел еще один знаковый постсоветский «долгострой» — многоцелевая АПЛ пр. 885 «Северодвинск». В этом году предполагается завершить испытания и формально принять в состав российского флота «экспортую» АПЛ пр. 971И «Нерпа».

И это только корабли 1-2 рангов и атомные подводные лодки. Кроме них флот в этом году пополнится, либо заложит еще рядом кораблей малых классов и вспомогательного флота, причем темпы значительно превосходят показатели предыдущих годов.

Весьма активно идет пополнение ВВС авиационной техникой. С большой вероятностью можно утверждать, что российская авиация в этом году пополнится шестью фронтовыми бомбардировщиками Су-34, одним-двумя истребителями Су-35С, восемью истребителями Су-27СМ3, пятью учебно-тренировочными самолетами Як-130, четырьмя транспортными самолетами L-410, одним самолетом специального назначения Ту-204ОН. Активно идет закупка вертолетной техники: в войска поступит не менее 15 (по некоторым данным, даже 28! ) ударных вертолетов Ми-28Н, 10 Ка-52А, шесть Ми-35М, один-два Ми-26Т, шесть Ка-226Т и порядка 60 вертолетов Ми-8МТВ/Ми-8АМТ в различных модификациях. Все это не считая модернизированной техники, в первую очередь восьми штурмовиков Су-25СМ.

Кроме того, будет закуплено порядка 30-35 БЛА различных типов, а также значительное число различных новых и модернизированных зенитно-ракетных комплексов, включая С-400, С-300В4, «Тор-М2У», «Стрела-10М3», 20 ЗРПК «Панцирь-С» и не менее 250 ПЗРК («Игла-С» или «Верба»). Кроме того, как уже не раз случалось именно с ВВС, в вопрос пополнения боевого состава вмешался случай – из-за событий в Ливии оказался сорванным контракт на поставку в эту страну шести Як-130. С учетом того, что контракт на 11 Як-130 для ВВС России не был заключен вовремя и оставался в текущем году одним из «проблемных», то шесть ливийских Як-130 могут пополнить ВВС России вдобавок к поставленным пяти и частично закрыть «недосдачу» 2011 г. (впрочем, поставки вышеупомянутых пяти были осуществлены в счет прошлых периодов).

Меньшая ясность остается с поставками техники для Сухопутных войск. Как представляется, здесь сложности контрактации намного меньше, но изменился сам подход – в 2011 году Министерство обороны просто не закупает ряд привычных систем, на которые ранее приходилась значительная часть закупок (к примеру, танки Т-90А и БМП-3). Точно известно, что в 2011 г. примерно на уровне прошедшего года ведутся закупки автомобильной техники, закупаются артиллерийские системы МСТА-С, 70 модернизированных танков Т-72Б(А), а также небольшая серия новых РСЗО «Торнадо-Г». Впрочем, эта специфика может частично объяснятся тем, что Сухопутные войска активно проводят НИОКР, в частности, новой тяжелой боевой унифицированной платформы «Армата», новой БМП «Курганец» и БТР «Бумеранг», а также нового защищенного грузового автомобиля по теме «Тайфун», в ожидании новой техники отказываются от закупок более старых разработок.

Очевидно, что без достаточного финансирования, работая исключительно в долг или за счет собственных средств предприятий или заемных средств, таких результатов было бы сложно добиться, с учетом того, что в 2011 г. промышленность неохотно пользуется нововведением 2011 года – а именно, возможностью долгосрочного кредитования под государственные гарантии по ГОЗ – по состоянию на начало сентября в рамках ГОЗ-2011 по подобной схеме Минфином было одобрено только 12 млрд руб. из 168 млрд руб., предусмотренных на эти цели в текущем году.

Кроме того, сложившееся угрожающее положение по некоторым контрактам ГОЗ-2011 не помешало проводить активную работу по ГОЗ-2012. Вероятно, в том числе и с учетом ошибок текущего года, Министерство обороны планирует завершить контрактацию по 2012 г. как можно раньше. В августе Военно-промышленная комиссия утвердила основные параметры ГОЗ-2012, к концу сентября планировалось завершить работу по подготовке всех контрактов на 2012 г. Если изначально сформировать весь объем заказов практически со всеми поставщиками планировалось до декабря, до распоряжением правительства, предположительно сделанного в июле, это срок был сокращен почти на месяц – до начала ноября. Само подписание контрактов Министерство обороны планирует завершить в течение I квартала 2012 г.

При этом военное ведомство в некоторых вопросах сделало очередной шаг навстречу промышленности, который заключается в том, что при работе с единственным поставщиком (правда при условии добросовестности исполнения предыдущих контрактов) заказы будут авансироваться даже не на 80%, а на 100% от суммы контракта. Кроме того Министерство обороны не исключает и повышение нормы рентабельности по контрактам в рамках ГОЗ более чем на 20%, что также контрастирует с суровой политикой прежних лет: к примеру, если до 2010 г. норма рентабельности по контрактам ГОЗ составляла 15%, то в 2010 г. МО требовало довести ее до 5% (а в 2011 г. средняя рентабельность оборонных заказов у предприятий ОСК составляет 6-7%). Наряду с этим предполагается заменить фиксированные ставки по кредитам для предприятий ОПК на плавающие, изменить порядок расчета штрафных санкций за нарушение контракта, а предприятия ОПК получат субсидии для компенсации разницы между ставкой, предусмотренной контрактом, и реальным процентом кредита.

Наконец, в октябре 2011 г. Министерство обороны заявило о готовности заключить порядка 200 контрактов в рамках ГОЗ-2012, которые прошли все необходимые согласования и получили одобрение Министерства обороны уже в этом году. Более того, контрактация на 2012 г. началась с мая текущего года! То есть, положительные тенденции и перспективы все-таки имеют место.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что одной из главных причин нынешнего сложного положения с реализацией ГОЗ является институциональная. Впервые Министерство обороны и промышленность говорят «на равных», так как первое распоряжается значительными средствами, которые давно уже превышают экспортные сделки, и имеет возможность заключать долгосрочные контракты, а предприятия оборонной промышленности, как правило, входят в состав крупных государственных холдингов и корпораций, которые уже в полной мере могут отстаивать свои корпоративные интересы. Специфика 2011 года заключается и в том, что он является первым годом реализации как новой ГПВ-2020, так и первым годом исполнения трехлетнего бюджета, поэтому те правила и принципы, которые будут сформулированы сторонами в 2011 г. будут действовать как минимум до 2014 г.

В этой связи понятна та озабоченность в первую очередь вопросами ценообразования, которую демонстрировали обе стороны на протяжении всего 2011 г. Впрочем, неизбежность и целенаправленность курса, проводимого правительством и Министерством обороны, на повышение прозрачности и предсказуемости ценообразования, делают победителя в этом споре предопределенным. Промышленности скорее всего придется принять новые правила игры, когда наряду с «пряниками» в виде крупных контрактов и финансовых инструментов стимулирования, может появиться и «кнут» в лице судебных исков и даже отказа от закупки производимой ей продукции.

Наконец, нынешняя жесткая позиция Министерства обороны может парадоксальным образом положительно сказаться и на самой промышленности, которая отличалась недостаточным планированием производственного цикла, а также брала на себя обязательства без учета специфики и сложности реализуемых проектов, с одновременным снижением качества поставляемой продукции, что выражается в устойчивом росте рекламаций со стороны Министерства обороны. Причем это было актуально не только для внутренних, но и экспортных контрактов, ярким примером чего является ситуация с модернизацией авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» для ВМС Индии. Трудности с размещением и исполнением ГОЗ-2011 безусловно являются болезнями роста, и с учетом проведенной в текущем году работы следует рассчитывать на то, что в 2012 г. работа по нему будет вестись намного более размеренно и без задержек.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники