27 апреля 2012 г. Казанский вертолетный завод провел презентацию новой модели легкого вертолета «Ансат», которая отличается от базовой наличием гидромеханической системы управления (ГМСУ). Модификация получила обозначение «Ансат-1М» и существует в двух экземплярах.
Одна из машин предназначена для наземных испытаний и в воздух подниматься не будет. Вторая должна приступить к полетам в ближайшее время. Сертификация «Ансат-1М» ожидается до конца 2012 г.
Модификация с ГМСУ является своего рода шагом назад от базовой модели с электродистанционной системой управления (ЭДСУ, fly-by-wire). Необходимость такой разработки на КВЗ объясняют неготовностью авиационных властей сертифицировать легкий вертолет с ЭДСУ, поскольку прецедентов в мире до сих пор не было и четких сертификационных требований к такой системе нет. Казанский вертолетный завод стал первопроходцем по этой теме, однако проект оказался слишком инновационным, и рынок к нему не вполне готов. Кроме того, определенные сложности возникли после того, как один «Ансат» разбился в Южной Корее — хотя, как понимает П.2, по итогам расследования информации о том, что причина инцидента кроется в системе управления, не было.
Модификация с ГМСУ, предположительно, должна способствовать большему успеху «Ансата» на рынке. До сих пор была информация о поставках этого вертолета в Южную Корею (шесть машин), Лаос и Казахстан (по четыре). Несмотря на жесткую конкуренцию на мировом рынке легких вертолетов, «Ансат», по мнению главы КВЗ Вадима Лигая, обладает теми же конкурентными преимуществами, что и главный хит российского вертолетостроения и один из лидеров авиационного экспорта — вертолет типа Ми-8/17. Главным из этих преимуществ называется соотношение «цена-качество».
Впрочем, информации о ценах на новый «Ансат» пока нет. В сентябре 2011 г. сообщалось, что суммарная стоимость десяти «Ансат-У» по контрактам 2009—10 гг. для минобороны составила 980 млн рублей.
Стоит заметить, что состоявшийся на КВЗ демонстрационный полет «Ансат-У» произвел исключительно благоприятное впечатление.
Подготовил Руслан Алиев
В связи с этим интересно понять мощности КВЗ по легким вертолетам, в случае успешной сертификации до конца 2012 года способны удовлетворить «хотелки» Зелена – 50 легких вертолетов быстро, ну или относительно быстро.
Ну, как справедливо заметил руководитель КВЗ в день отставки Зелина, по хотелкам экс-главкома уточнять у самого Зелина уже не приходится. Контракт на машины для Сызрани выполняется по графику и все, что ВВС заказали, они получают и получат в срок и в полном объеме.
А что касается учебных вертолетов, то тут, как видится, важно именно наличие ЭДСУ, которая среди прочего дает возможность имитировать разного рода актуальные для курсанта режимы и ситуации. С ГМСУ не так. Хотя, наверное, разработчику имело смысл предвидеть эту ситуацию и делать сразу две модификации — прорывную и попроще.
Следует, впрочем, оговориться, что предвидеть перспективы Ансата вообще было сложно. Еще вчера было сложно предположить, что двадцатилетний труд окажется востребован. Это ж Россия — сегодня одни планы, завтра другие.