Вертолетная индустрия России

Лучший отечественный авиационный журнал «Взлёт» в выпуске за май 2010 г. публикует ряд материалов, посвященных вертолетной отрасли России. С разрешения редакции П.2 перепечатывает наиболее яркий из них. Текст представляет несомненный интерес как в плане охвата материала, так и с точки зрения подробности обзора. Вот всем бы так.

Согласно распространенному 1 марта пресс-релизу ОАО «Вертолеты России», в прошлом году на входящих в его состав предприятиях отечественной авиационной промышленности для российских и зарубежных заказчиков было изготовлено 183 вертолета, что на 14 машин больше, чем годом раньше. «Рост на 8.3% стал возможен благодаря консолидированным усилиям всех участников вертолетостроительной отрасли России», – говорится в отчете холдинга. При этом структура поставок вертолетов заказчикам в целом не претерпела существенных изменений: в 2009 г. на внутренний рынок и на экспорт было поставлено 105 вертолетов гражданского назначения (Ми-8, Ми-17, Ми-171, Ка-32, Ка-226, Ми-26Т), из которых девять выполнены в VIP-конфигурации. Оставшиеся 78 вертолетов (Ми-8, Ми-171, Ми-28Н, Ми-35М, «Ансат-У», Ка-28, Ка-52) выпущены по заказам Минобороны России и вооруженных сил зарубежных стран. «Экспортная составляющая с учетом поставок в рамках контрактов ФГУП «Рособоронэкспорт» по итогам 2009 г. превысила 50%», – заявили в «Вертолетах России».

По традиции больше всего выпущенных в 2009 г. вертолетов пришлось на семейство Ми-8/17 – 139 машин, из которых 79 было поставлено Казанским вертолетным заводом и 60 – Улан-Удэнским авиационным заводом. Вместе с тем, важными событиями года стало начало поставок российскому Минобороны серийных боевых вертолетов Ми-28Н (ОАО «Роствертол»), выпуск первых серийных Ка-52 (ОАО «ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина), а также учебно-тренировочных вертолетов «Ансат-У» (ОАО «КВЗ»). Кроме того, предприятия холдинга возобновили производство и приступили в новым экспортным поставкам боевых вертолетов Ми-35М в Бразилию (ОАО «Роствертол») и Ка-28 в Китай (ОАО «КумАПП»).

В части научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ продолжились программы доводки и постановки на производство перспективных транспортных вертолетов Ми-38 (ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», ОАО «КВЗ») и Ка-62 (ОАО «Камов», ОАО «ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина), глубокой модернизации Ми-8 (ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля»), возобновления производства в новых вариантах легкого вертолета Ми-34 (ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», ОАО «ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина»), модернизации тяжелого транспортного вертолета Ми-26Т (ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», ОАО «Роствертол»), исследования по программе перспективного скоростного вертолета (ОАО «МВЗ им. М. Л. Миля», ОАО «Камов») и др.

В целом, при сохранении высокой (более половины) доли экспорта, важнейшим итогом года стала существенное увеличение поставок на внутренний рынок – как коммерческим эксплуатантам (впервые за последние годы около 20% всех произведенных новых вертолетов Ми-8МТВ-1, Ми-8АМТ и Ми-171 поступило в авиакомпании России), так и в государственную авиацию. Как доложил 14 января Президенту России Дмитрию Медведеву министр обороны Анатолий Сердюков, за счет сокращения ремонтных работ Минобороны удалось закупить в 2009 г. значительно больше новой техники: «Если в 2007 г. мы закупили самолетов – один, в 2008-м – два, то в 2009-м – уже 43. Вертолеты: в 2007 г. – 2, в 2008-м – 10, и в 2009 г. – 41. Т. е. весь гособоронзаказ, который мы планировали в 2009 г., исполнили в полном объеме». В названную цифру в 41 машину, по всей видимости, входят новые боевые вертолеты Ми-28Н и Ка-52, учебно-тренировочные «Ансат-У», а также транспортно-десантные и транспортно-боевые Ми-8МТВ-5 и Ми-8АМТШ. А ведь по линии государственной авиации в минувшем году были поставки новой техники не только Министерству обороны, но и МВД (Ми-8АМТ, Ка-226), МЧС (Ми-8МТВ-1) и другим ведомствам.

Указанная тенденция, на фоне безусловно господствовавшей на протяжении всех постсоветских лет преимущественно экспортной направленности производства вертолетов, не может не вселять оптимизма. Как заявил 1 марта на совещании по вопросам оборонно-промышленного комплекса Председатель Правительства РФ Владимир Путин, в 2010 г. российские Вооруженные Силы получат уже более 50 новых вертолетов. Должны возрасти и поставки отечественным эксплуатантам коммерческой авиации.

Армейские боевые вертолеты

Важнейшими итогами минувшего года в области российского боевого вертолетостроения стало начало поставок Минобороны России серийных вертолетов Ми-28Н, выпуск первых серийных многофункциональных боевых вертолетов Ка-52 и начало поставок Ми-35М в Бразилию.

Согласно заявлению пресс-секретаря министра обороны России по итогам визита Анатолия Сердюкова на ОАО «Роствертол» в конце прошлого года, в течение 2009 г. предприятие изготовило и передало ВВС России десять серийных вертолетов Ми-28Н. Уже прошлой весной первые шесть из них поступили на вооружение отдельного вертолетного полка (ныне – авиабазы) в Буденновске, позднее к ним присоединились еще четыре машины (бортовые номера с 01 по 10).

По данным газеты «Коммерсантъ», всего по состоянию на прошлый год ВВС заказали 47 серийных вертолетов Ми-28Н, которые могут отправиться в строевые части в ближайшие несколько лет. Общие же потребности российских Вооруженных Сил в Ми-28Н оцениваются примерно в три сотни машин. Кроме того, продолжаются переговоры с рядом стран об экспортных поставках. К числу наиболее вероятных стартовых зарубежных заказчиков Ми-28НЭ эксперты относят Алжир и Венесуэлу.

Параллельно с развертыванием серийного производства начата программа дальнейшей модернизации Ми-28Н в интересах как отечественного, так и потенциальных зарубежных заказчиков, в рамках которой вертолет получит новые системы бортового оборудования и расширенную номенклатуру вооружения.

Серьезный прогресс произошел в минувшем году и по программе освоения серийного производства многофункционального боевого вертолета Ка-52. Согласно официальной статистике ОАО «Вертолеты России», завод в Арсеньеве отчитался за 2009 г. выпуском десяти вертолетов. Пока достоверно известно о трех серийных Ка-52 (бортовые номера 51, 52, 53), присоединившихся в начале этого года к программе Государственных совместных испытаний, завершить которые планируется к 2011 г. До сих пор в ГСИ вертолета Ка-52 задействовались только три опытных и предсерийных машины. Первый летный образец (бортовой №061) был изготовлен фирмой «Камов» еще в 1996 г., а затем прошел несколько этапов модернизаций. Второй опытный Ка-52 (№062) выпущен арсеньевским заводом «Прогресс» два года назад, его первый полет состоялся 27 июня 2008 г. Предсерийная машина (№063) поднялась в воздух в Арсеньеве в октябре 2008-го.

Кроме того, арсеньевское предприятие в 2009 г. поставило Минобороны два последних серийных одноместных боевых вертолета Ка-50, сборка которых из остававшегося с 90-х гг. задела была закончена годом раньше. Эти машины поступили в Центр боевого применения и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, где базируются и другие ранее выпущенные Ка-50.

Официальных данных об объеме государственного заказа на вертолеты Ка-52 не имеется, а в публичных высказывания руководства ВВС и промышленности цифры менялись от 12 до 30 и более машин. Например, исполнительный директор ОАО «ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина» Юрий Денисенко ранее заявлял, что достигнута договоренность о поставке Минобороны России в общей сложности «до трех десятков Ка-52». 27 февраля этого года дальневосточное агентство «ПримаМедиа» в материалах о сложившейся непростой ситуации в трудовом коллективе «Прогресса» сообщало, что планом 2010 г. предусмотрен выпуск на предприятии семи Ка-52: предприятие «обязалось поставить около 25 вертолетов Ка-52 «Аллигатор» для Российской Армии. Только в 2010 г. выручка авиапредприятия от продажи семи вертолетов и так называемых специзделий (ПКР «Москит» и др. ) должна составить 8 млрд руб. », – говорится в сообщении агентства.

Имеются у Ка-52 и неплохие экспортные перспективы. Как сообщало в январе 2009 г. со ссылкой на руководителя завода «Прогресс» агентство «РИА Новости», уже получены заявки на поставки Ка-52 от трех иностранных государств. Так, согласно сообщениям СМИ, вопрос о приобретении вертолетов Ка-52 стал одной из центральных тем переговоров во время визита в конце января этого года в Россию министра обороны Ливии Абу Бакра Юнеса Джабера. Считается, что заключение первых экспортных контрактов по Ка-52 возможно уже до конца этого года.

Серьезным экспортным прорывом российского военного вертолетостроения считается подписание в октябре 2008 г. контракта на поставку 12 боевых вертолетов Ми-35М производства ОАО «Роствертол» в Бразилию. Они стали первыми образцами отечественной боевой авиатехники, поставленной в эту латиноамериканскую страну. Ранее, в 2006–2008 гг., десять новых Ми-35М были отправлены в Венесуэлу, что позволило восстановить серийное производство вертолетов семейства Ми-24/Ми-35 в Ростове, фактически приостановленное еще к началу 90-х гг. В течение 2009 г. «Роствертол» изготовил и в декабре поставил в Бразилию первые три Ми-35М по этому контракту. В апреле нынешнего года на бразильской авиабазе Порто-Вэльё прошла официальная церемония принятия их на вооружение ВВС Бразилии (подробнее об этом – см. отдельный репортаж в этом номере на с. 24–25). Завершение поставок по этому контракту запланировано к 2011 г., при этом Бразилия уже выразила интерес к закупке дополнительной партии Ми-35М для частей своей армейской авиации.

Помимо бразильского заказа «Роствертол» в минувшем году, в дополнение к одному уже имевшемуся вертолету-демонстратору Ми-35М, подготовил на базе ранее выпущенного Ми-24В еще одну такую машину. Не исключено, что ВВС России, ранее ограничившиеся относительно небольшой партией модернизированных вертолетов Ми-24ПН с более скромными, чем у Ми-35М, возможностями, в ближайшее время все же вернутся к вопросу модернизации парка имеющихся машин типа Ми-24В/П. В этом случае уже освоенное «Роствертолом» серийное производство новых Ми-35М по экспортным заказам станет важным фактором в снижении стоимости и сроков выполнения таких работ.

Тяжелые транспортные вертолеты

Официальная статистика ОАО «Вертолеты России» по итогам производства отрасли в 2009 г. содержит данные о выпуске на ОАО «Роствертол» двух тяжелых транспортных вертолетов Ми-26Т. Однако фактически достоверно известно лишь об одном Ми-26ТС (№30-10), изготовленном в Ростове в минувшем году и поставленном в июле заказчику в КНР. Он стал уже вторым вертолетом данного типа, приобретенным в последние годы китайской стороной: в мае 2008 г. собственностью Китая стал вертолет Ми-26ТС №30-09 (B-7802), поставленный в КНР в сентябре 2007 г. изначально на условиях лизинга по контракту 2006 г. . Китайская сторона. воодушевленная успешным применением Ми-26ТС при ликвидации последствий землетрясения в провинции Сычуань и ряда крупных лесных пожаров, 26 мая 2008 г. года подписала контракт о приобретении этой машины в собственность еще до истечения срока лизинга – она поступила в подразделение специальной авиации авиакомпании «Летающий дракон». А 4 ноября того же года был заключен новый контракт на поставку китайской компании «Циньдао» еще одного Ми-26ТС (с опционом на семь дополнительных машин) – он и был успешно реализован минувшим летом. Отправившийся в Китай в июле Ми-26ТС получил регистрационный номер B-7803. Оба поставленных в КНР вертолета с успехом применяются при тушении крупных пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий. А недавно, в марте этого года, ОАО «Роствертол» официально сообщило о подписании контракта на поставку в Китай уже третьего вертолета Ми-26ТС.

Помимо китайских заказов покупателями тяжелых транспортных Ми-26Т в последнее время выступали власти Венесуэлы: в 2006–2008 гг. в эту страну было поставлено три такие машины. Летом прошлого года в сборочном цехе «Роствертола» можно было видеть два новых фюзеляжа вертолетов Ми-26Т (№31-01, 31-02). Скорее всего, они будут достроены по китайским контрактам. Кроме выпуска новых машин, завод параллельно продолжает работы по ремонту ранее поставленных вертолетов Ми-26 и Ми-26Т, а также, совместно с МВЗ им. М. Л. Миля, – по созданию модернизированного варианта Ми-26Т2 с двучленным экипажем и новым комплексом бортового оборудования. Ожидается, что первый образец Ми-26Т2 сможет появиться в ближайшее время.

Средние транспортные вертолеты семейства Ми-8

Согласно официальным данным ОАО «Вертолеты России», в 2009 г. мировой парк пополнился 139 вертолетами семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171). 60 из них были выпущены Улан-Удэнским авиационным заводом (УУАЗ), а 79 – Казанским вертолетным заводом (КВЗ). Почти треть всех поставленных машин УУАЗа получили коммерческие авиакомпании России: по данным Росавиации, десять Ми-8АМТ и пять Ми-171 отправились в 2009 г. в авиакомпанию «ЮТэйр», пара Ми-171 – в «Вертикаль-Т» и еще один – в авиакомпанию «СКОЛ». Доля гражданских заказчиков из России у КВЗ несколько меньше: в минувшем году построенными в Казани Ми-8МТВ-1 пополнили свои парки «Бугульминское авиапредприятие» (ныне – авиакомпания «Ак Барс Аэро»), ПАНХ, «Авиашельф» и «Владивосток Авиа», а также компания «Роснефть». Все они получили по одному такому вертолету, а СЛО «Россия» увеличила в прошлом году свой флот сразу на три Ми-8МТВ-1 в специальном исполнении.

Поставляли в прошлом году оба завода вертолеты семейства Ми-8 и по госзаказу. Так, в строевые части ВВС с казанского и улан-удэнского заводов пришло не менее полутора десятков новых вертолетов Ми-8МТВ-5, Ми-8АМТ и Ми-8АМТШ, три Ми-8МТВ-1 поставлены КВЗ авиации МЧС России, по крайней мере один Ми-8АМТ поступил с УУАЗ в авиацию МВД.

Среди экспортных поставок улан-удэнских Ми-171 известно о передаче двух машин в КНР (получили здесь номера B-7833, B-7834), пяти – организации Красного Полумесяца Ирана, по крайней мере одной машины в Азербайджан (4K-AZ73) и одной – в Монголию. Казанские Ми-17-1В и Ми-17-В5 поставлялись в 2009 г. в Казахстан, Туркменистан, Афганистан, Боливию, Венесуэлу, Колумбию, Чад, Шри-Ланку и ряд других стран.

Крупнейшим экспортным заказом ближайших лет обещает стать поставка 80 вертолетов Ми-17-В5 производства КВЗ в Индию на общую сумму около 1,2 млрд долл. Контракт об этом был заключен в декабре 2008 г. Поставки будут осуществляться в 2010–2014 гг., первые машины должны отправиться в Индию в сентябре этого года. Кроме того, значительное количество аналогичных вертолетов в гражданском варианте сможет поступить в Афганистан. В 2009 г. был заключен и очередной крупный контракт на поставку 32 улан-удэнских Ми-171 в Китай.

Крупнейшим внутренним заказом УУАЗ по-прежнему остается контракт с авиакомпанией «ЮТэйр» на поставку в течение трех лет 40 вертолетов Ми-8АМТ и Ми-171, о котором было объявлено 21 февраля 2008 г. Поставки «ЮТэйру» начаты в октябре того же года, и на сегодня компания уже получила 23 вертолета. Поставки оставшихся планируется завершить до конца этого года. Не менее серьезный внутренний заказ планирует в ближайшее время разместить на УУАЗ и авиакомпания «Газпромавиа», рассчитывающая закупить до 46 вертолетов Ми-171.

Тяжелые вертолеты сосной схемы

По данным ОАО «Вертолеты России», объем производства вертолетов типа Ка-28 и Ка-32, выпускаемых Кумертауским авиационным производственным предприятием (КумАПП), составил в минувшем году восемь машин. Шесть вертолетов Ка-28 было выпущено по заказу Китайской Народной Республики, предусматривающему закупку девяти новых соосных машин марки «Камов», включая вертолеты радиолокационного дозора Ка-31. Поставленные в прошлом году Ка-28 представляют собой экспортный вариант состоящих на вооружении ВМФ России противолодочных Ка-27 и оснащаются высотными двигателями ТВ3-117ВМАР с увеличенной мощностью на номинальном и крейсерском режимах. В поисковом варианте противолодочный вертолет оснащается радиогидроакустическими буями, в поисково-ударном – противолодочными авиабомбами и авиационными торпедами-ракетами.

Вертолеты Ка-28 уже хорошо известны в Китае. Первый заказ на восемь таких машин был размещен еще в 1997 г. Пять вертолетов было поставлено в противолодочном варианте, а еще три – в поисково-спасательном. Вертолеты Ka-28 несут свою службу в ВМС НОАК на борту закупленных в России эсминцев проекта 956 типа «Современный», а также эсминцев класса «Лухай» китайской постройки и на береговых аэродромах. Помимо Китая вертолеты Ка-28 с середины 80-х гг. поставлялись в Индию, Вьетнам, Югославию, Сирию и на Кубу. К началу 2000-х гг. было построено 33 таких машины, после чего на экспорт шли только вертолеты РЛД Ка-31 и гражданские версии Ка-32. Теперь, с подписанием нового китайского контракта, на КумАПП восстановлено производство и базовой военной экспортной модификации Ка-28.

Еще два включенные в статистику 2009 г. вертолета производства КумАПП представляют собой гражданские машины версии Ка-32А (Ка-32А11BC). Одна из них была поставлена в КНР, где получила номер B-7810, вторая – в Южную Корею, являющуюся сегодня самым крупным зарубежным эксплуатантов вертолетов данного типа.

Новые контракты на Ка-28, Ка-31 и Ка-32 позволили в прошлом году практически полностью загрузить производственные мощности завода в Кумертау, причем помимо китайского и корейского заказов здесь велось изготовление машин и для других стран – в частности, Азербайджана, заказавшего в 2008 г. два Ка-32А для МЧС республики – их передача состоялась уже в нынешнем году. Важным событием прошлого стала сертификация Ка-32А11BC по европейским нормам летной годности, что теперь позволяет без ограничений эксплуатировать их в странах Европы.

Многоцелевые транспортные вертолеты массой до 4 т

В данным ОАО «Вертолеты России», предприятиями холдинга в 2009 г. были выпущены пять легких многоцелевых вертолетов Ка-226 (класс взлетной массы 3–3.5 т, производитель – ОАО «КумАПП») и шесть учебно-тренировочных вертолетов «Ансат-У» по заказу Минобороны России (ОАО «Казанский вертолетный завод»).

Ка-226 серийно производится с 2000 г. двумя предприятиями – оренбургским ПО «Стрела» и входящим в холдинг «Вертолеты России» ОАО «КумАПП». Оренбургский завод выпускает оснащаемые двигателями «Аллисон» вертолеты Ка-226АГ для авиакомпании «Газпромавиа» (первоначально было заказано 22 вертолета, в 2009 г. было заявлено о планах переподписать контракт на 40 машин по уточненному техзаданию) и Ка-226А для МЧС России (заказано пять машин). КумАПП с 2006 г. поставляет машины с аналогичными силовыми установками Управлению авиации ФСБ России, а с 2007 г. – и специальным авиаотрядам МВД России.

Решительный поворот в дальнейшую судьбу вертолета может внести решение о создании новой модификации – Ка-226Т с более мощными двигателями французской компании «Турбомека». Контракт с «Турбомекой» на разработку модифицированного двигателя «Арриус» 2G1 для Ка-226Т был подписан ОАО «Вертолеты России» 22 января 2009 г. Вертолет Ка-226Т представлен российской стороной на тендер, объявленный Министерством обороны Индии и предусматривающий закупку и лицензионное производство 197 легких многоцелевых вертолетов для армейской авиации и ВВС этой страны. Серийный выпуск Ка-226Т на КумАПП планируется развернуть с 2011 гг. В прошлом году на предприятии было изготовлены первые опытные машины данного типа, которые вместе с новым вертолетами для МВД, очевидно и зачтены в число пяти выпущенных Ка-226 в отчете «Вертолетов России».

Вертолеты «Ансат» серийно производятся Казанским вертолетным заводом с 2004 г. Первые семь серийных машин поставлены на экспорт в Южную Корею, две – переданы Управлению авиации ФСБ России, по два вертолета изготовлены по заказу Казахстана и Лаоса. В прошлом году в серийное производство поступила успешно прошедшая в ноябре 2008 г. Государственные совместные испытания учебно-тренировочная модификация с двойным управлением «Ансат-У», созданная по заказу ВВС России. В декабре первые шесть машин данного типа были переданы заказчику. Согласно заявлению официального представителя ВВС России подполковника Владимира Дрика, в этом году КВЗ должен поставить Военно-воздушным силам четыре следующих вертолета «Ансат-У».

Перспективные программы

Выше были рассмотрены основные российские вертолетостроительные программы, находившиеся в 2009 г. в стадии серийного производства. Одновременно ОАО «Вертолеты России» реализует ряд других проектов, находящихся на различных этапах жизненного цикла – от освоения производства до опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ. В классе средних транспортных вертолетов МВЗ им. М. Л. Миля продолжает разработку проекта глубокой модернизации Ми-8М (Ми-171М) и создание более тяжелого вертолета Ми-38 (взлетная масса 15.6 т). Первый опытный экземпляр Ми-38 с канадскими двигателями PW127/5 с декабря 2003 г. находится на стадии летных испытаний, на КВЗ завершается сборка второго опытного образца и ведется постройка третьего. Прошлой весной ОАО «Вертолеты России» официально сообщило, то «до последнего момента реализация проекта затягивалась компанией «Пратт-Уитни Канада», которая долгое время не приступала к выполнению работ, предусмотренных соглашением по обеспечению вертолетов турбовальными двигателями PW127T/S». В связи с этим принято решение переключится на «альтернативный вариант использования на Ми-38 двигателя отечественного производства ТВ7-117В». Ожидается, что уже в этом году двигатели ТВ7-117В будут установлены на опытный экземпляр Ми-38. ОКР по версии Ми-38 с отечественной силовой установкой планируется завершить в 2014 г., когда вертолет сможет получить сертификат типа и быть запущен в серийное производство на КВЗ.

В классе средних многоцелевых транспортных вертолетов взлетной массой 4,5–6,5 т модельный ряд ОАО «Вертолеты России» основной упор сегодня делается на проект Ка-62. Транспортно-пассажирский Ка-62, рассчитанный на перевозку 12–14 пассажиров или 2–2.7 т грузов, создается фирмой «Камов» на базе проходящего с 1998 г. летные испытания опытного вертолета Ка-60 и его учебно-тренировочного варианта Ка-60У (первый полет выполнен в 2007 г. ). На серийных Ка-60 и Ка-62 планируется использовать отечественные двигатели РД-600В, однако экспортные версии Ка-62 могут комплектоваться и двигателями «Ардиден» 3G французской компании «Турбомека». Серийный выпуск вертолетов Ка-62 предполагается освоить на ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина после 2012 г.

В классе легких вертолетов стратегия ОАО «Вертолеты России» предусматривает восстановление на ААК «Прогресс» им. Н. И. Сазыкина прерванного в 2002 г. серийного производства вертолетов Ми-34 (взлетная масса 1.45 т) в модернизированных вариантах Ми-34С1 (с поршневым двигателем М9ФВ) и Ми-34С2 «Сапсан» (с газотурбинной силовой установкой, например, на базе двигателя «Арриус» 2F). Первые Ми-34С1 новой постройки смогут выйти на рынок в 2011–2012 гг.

Требованиям более отдаленной перспективы могут отвечать находящиеся в настоящее время на этапе научно-исследовательской проработки проекты скоростных транспортных вертолетов Ми-Х1 и Ка-92. Опытно-экспериментальные образцы таких машин могут быть созданы примерно к 2015 г., но «Вертолеты России» не планируют развивать одновременно два типа этих машин. Решение о том, какой из проектов будет выбран базовым для дальнейшей разработки единого скоростного вертолета, планировалось принять к концу прошлого года, теперь оно отложено еще на год.

Среди других перспективных программ, которыми планируют заниматься «Вертолеты России» в период до 2020 г., – перспективный ударный вертолетный комплекс нового поколения, перспективный легкий вертолет, беспилотные вертолетные комплексы и др. Но пока эти работы находятся в самой начальной стадии.

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники