Вьетнамское военное кораблестроение интенсивно развивается

Вьетнамские новинки становятся изощреннее — растет сложность как военных кораблей, так и вспомогательных судов, которые сходят с национальных верфей для ВМС Вьетнама и Вьетнамской береговой охраны. Начав с относительно простых патрульных судов, построенных как по проектам группы Damen, так и российским / украинским проектам, национальные военные верфи стали строить более сложные проекты. Однако их попытка построить большие ракетные катера привела к «запинающемуся» началу с проектом BPS-500 в конце 1990-х гг.

Разработанный российским Северным ПКБ, 62,2 метровый, водоизмещением 609 т, с силовой установкой на основе дизелей MTU, дающей возможность развивать скорость 32,5 узла, катер оснащен восемью противокорабельными ракетами Х-35 «Уран». Изначально проект планировался для программы до десяти кораблей, но только один HQ-381 был построен. Вероятно, корпус для второго был изготовлен верфью Ba Son в Хошимине, а катер был сочтен неудачным.

Без сомнения, усвоив уроки из этого неудачного проекта, вьетнамцы начали с тех пор производить новую серию катеров TT400TP, где «400″ означает их водоизмещение. Катер практически идентичен украинскому проекту «Лань» — собственно, это «Лань» и есть, проект был реализован во Вьетнаме при посредничестве «Укринмаша». Серия из трех кораблей строится Hong Ha Shipbuilding Company (завод № 173) рядом с Хайфоном. Первый корабль, HQ 272, закладка которого состоялась в апреле 2009 г., был готов в августе 2011 г. и передан вьетнамским ВМС в конце сентября 2011 г. после завершения ходовых и оружейных испытаний. HQ 272 был введен в состав вьетнамских ВМС в начале этого года. HQ 273 начал ходовые испытания пять месяцев назад с опережением графика (конец марта 2012 г.). Перед этим еще три катера TT400TP были построены этим заводом в патрульном варианте для БОХР.

TT400TP имеет длину 54,16 м, ширину 9,16 м, расчетную осадку около 3,4 м и водоизмещение 400 т. Трехвальный корабль приводится в движение дизелями MTU с максимальной скоростью 32 узла. Его дальность плавания составляет 2500 морских миль при скорости около 14 узлов; автономность 30 суток. Вооружение представлено одной 76-мм артустановкой АК-176, установленной спереди, кроме того, 30-мм шестиствольной автоматической артустановкой АК-630, установленной на корме. Радиолокационые системы включают систему управления огнем МР-123-02 «Багира», а также РЛС обнаружения воздушных целей и навигационную РЛС.

Патрульные корабли прибрежной зоны Damen

Среди других строящихся военных кораблей — серия предположительно из четырех больших 90-метровых патрульных кораблей, разработанных Damen, в двух вариантах для береговой охраны. Компания Damen, имеющая сильные позиции во Вьетнаме, инвестировала в верфь Song Thu Moi Shipyard в Дананге.

Хотя первоначальный контракт предполагал постройку двух кораблей, Damen получила заказ на строительство второй партии из двух модифицированных кораблей со встроенным ангаром в январе 2012 г. Первый их этих кораблей строится судостроительным заводом № 189 в Хайфоне. Другие будут построены верфью Song Thu Moi Shipyard в Дананге, а также на заводе № 189, обеспечивая тем самым достаточно крупную серию кораблей. Очевидно, что это будет способствовать серьезному повышению возможностей береговой охраны в связи с сохраняющейся напряженностью в Южном Китайском море.

Патрульные корабли прибрежной зоны прежде всего будут использоваться для защиты рыболовецких зон, поисковых и спасательных операций и материально-технического обеспечения. Сообщается об испытаниях головного корабля, сдача которого запланирована на середину 2012 г.

2400-тонный корабль проекта 9014 (также известен как DN 2000), разработанного Damen, имеет длину 90 м, ширину 14 м и осадку 4 м. Силовая установка состоит из четырех дизелей Caterpillar C3516C, приводящих в действие два винта с максимальной скоростью 21 узел. Корабль также имеет носовое подруливающее устройство. Корабли оснащены двумя полужесткими моторными лодками, противопожарным оборудованием и большой взлетно-посадочной площадкой, способной принимать вертолеты весом 14 т (такие, как Ка-27/28). Корабли будут вооружены установленной на баке артустановкой, а также пулеметами. Помимо 40 человек экипажа на корабле могут быть размещены еще 30 человек поисково-спасательного персонала и зарезервированы кубрики для размещения дополнительно 50 человек.

Российские источники свидетельствуют, что Вьетнам также строит шесть (плюс опцион еще на четыре) ракетных катеров проекта 12418 «Молния» на верфи Ba Son в Хошимине с использованием комплектующих с судостроительного завода «Вымпел» (Рыбинск) и при техническом содействии ЦМКБ «Алмаз». Однако более подробная информация об этой кораблестроительной программе отсутствует. Вьетнамские ВМС располагают двумя такими построенными в Рыбинске катерами и четырьмя более старыми катерами проекта 1241РЭ.

Корветы типа Sigma

Однако самой сложной перспективной военной кораблестроительной программой является строительство до четырех корветов проекта типа Sigma, разработанных Damen. Вьетнамцы сообщают о переговорах с Damen по этим четырем кораблям.

Damen также передает во Вьетнам ряд проектов вспомогательных судов. 24 ноября 2011 г. Song Thu Shipyard сдала заказчику многоцелевое гидрографическое судно HMS 6613, названное Giáo Su Vien sĩ Tran Đai Nghĩa. Строительство HMS 6613 началось в июле 2008 г. со спуском судна в октябре 2010 г. Также строится второй корабль с измененной конструкцией надстройки, ввод которого в состав вьетнамских ВМС запланирован на 2014 г. Эти суда будут использоваться для съемки морского дна.

Судно данного проекта имеет длину 66,35 м, ширину 13,20 м, осадку 4 м и полное водоизмещение 1550 т. Оно оснащено дизель-электрической силовой установкой с четырьмя дизель-генераторами Caterpillar 3412C TA, двумя винтами и носовым подруливающим устройством. Дальность плавания судна — пять тысяч морских миль при десяти узлах, автономность составляет шестьдесят суток. Судно оснащено гидроакустической станцией Atlas Hydrographic.

Кроме этого, три больших буксира были построены Song Thu Shipyard в Дананге для береговой охраны. Поставка четвертого судна запланирована на этот год. Первые два буксира проекта DST 4612, CSB 9001 и CSB 9002 имеют длину 45,7 м. Третий, CSB 9003, поставленный в июле 2011 г., — более крупное 1400-тонное судно длиной 52 м. Эти суда используются дл спасательных операций, водолазных работ и ликвидации разливов нефти.

Кроме кораблей и судов по проектам Damen, было построено значительное количество вспомогательных судов национальных проектов. К ним относятся большое количество судов материально-технического обеспечения, а также несколько танкодесантных кораблей. Недавно завод № 189 передал ВМС 71-метровое 2050-тонное военно-транспортное судно HQ 571 Truong Sa (проект K122 — предположительно, это тоже проект Damen). Завод № 189 также строит госпитальное судно проекта K123. В дополнение к строительству судов и кораблей на национальных верфях, Вьетнам неуклонно приобретает значительно число платформ. Недавние приобретения включают два малых фрегатов проекта 11661 типа «Гепард 3.9″, построенных в Зеленодольске в 2011 г., и два сторожевых катера проекта 10412 типа «Светляк» — HQ 264 и HQ 265 в январе 2012 г.

Заказаны два модифицированных «Гепарда», в то время еще два «Светляка» строятся во Владивостоке. Важнейшим приобретением являются шесть НАПЛ проекта 636 (класса Kilo), которые должны быть построены на Адмиралтейских верфях. Поставки начнутся с 2014 г.

Damen Shipyards Group — голландская судостроительная компания, владеющая 17 верфями на территории Нидерландов и 18 за границей (в том числе Бразилия, Румыния, Вьетнам и Куба). Годовая выручка компании в 2011 г. составила 1,4 млрд. евро, на предприятиях компании занято 6 тыс. человек (в Нидерландах 2500 человек). Маркетингом, разработкой и строительством проекта Sigma в вариантах малого фрегата и корвета занимается отвечающее за военно-морское направление в компании подразделение Damen Schelde Naval Shipbuilding — дочернее предприятие Damen Shipyards Group.

В настоящее время голландская Damen Shipyards Group имеет участие в четырех предприятиях на территории Вьетнама: Damen Vinashin Shipyard, Song Cam Shipyard, Song Thu Shipyard, завод № 189. По-видимому, первые три — это СП, а завод № 189 остается предприятием МО Вьетнама.

Заказчиком проекта Sigma в варианте малого фрегата стало Королевство Марокко, контракт был подписан в октябре 2008 г., лицензия на экспорт трех кораблей и систем для них обеспечила рекордные показатели экспорта продукции военного назначения Нидерландов за 2009 г. Первые два корабля сданы в 2011—2012 гг.

В варианте корвета главным заказчиком (четыре корабля сданы в 2007—2010 гг.) стали ВМС Индонезии. 16 августа 2010 г. был подписан контракт о строительстве корабля типа Sigma в варианте корвет на мощностях в Индонезии, это была уже вторая попытка Индонезии освоить строительство этих кораблей.

Подготовил Андрей Быков

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники