ВВС Вьетнама: защищая небеса Родины

На сегодня ВВС Вьетнама являются одним из трех родов вооруженных сил страны. Их задача заключается в «защите воздушного пространства Родины».

3 марта 1955 г. решением министра обороны за № 15/QDA был создан Исследовательский комитет по авиабазам под руководством Данг Тина (Dang Tinh), который находился в подчинении Министерства обороны. Задачей комитета являлось эксплуатация армейских авиабаз и оказание помощи в создании ВВС. Наиболее значительной из авиабаз был бывший французский аэродром Gia Lam, который перешел под вьетнамский контроль 31 декабря 1954 г., и это было прямым следствием победы Вьетнама над французской армией под Дьенбенфу за семь месяцев до этого.

В качестве первого шага по усилению своей авиации 26 января 1956 г. Вьетнам получил из Китая свои первые самолеты: два транспортных Ли-2 и три чешских легких многоцелевых самолета Aero 45. Спустя два месяца первая группа курсантов численностью 110 человек под руководством Фам Данга (Pham Dung) была отправлена за границу. 50 из них приступили к обучению в СССР на истребитель МиГ-17, оставшиеся 60 были разделены на две группы по 30 человек. Первую группу возглавил Фам Дин Куонг (Pham Dihn Cuong), и в различных советских училищах она приступила к обучению на самолеты Ил-14 и Ли-2, а вторая группа Дао Дин Люена (Dao Dihn Luyen) стала изучать бомбардировщик Ту-2 в 2-й Академии ВВС в Чанчуне (КНР), причем в этой группе числилось шесть курсантов-штурманов для самолетов и вертолетов. Фам Данг позже приступил к формированию второй группы, которая проходила подготовку на самолеты Ли-2 и вертолеты Ми-4.

Кроме летного состава к обучению приступил и технический персонал, 12 из них были отправлены в Чехословакию как делегация вьетнамского аэроклуба, где они проходили подготовку на спортивном самолете Zlin-226.

21 марта 1958 г. Министерство обороны издало приказ №047/ND, которым предписывалось создание Командования ВВС, и 24 января 1959 г. оно заявило о намерении сделать ВВС независимыми от Народной армии Вьетнама путем создания Департамента ВВС под руководством Дан Тина (Dang Tihn). В него вошли Исследовательский комитет по авиабазам и Департамент гражданской авиации. Первым подразделением, созданным Департаментом 22 апреля 1959 г., стала воздушная рота, в которую вошли командир роты, три главных штурмана, технический и инженерный персонал, взводы на самолетах Ил-14, Ли-2 и Ан-2, а также части обслуживания и собственно экипажи самолетов. В этой время из-за границы стали возвращаться первые подготовленные летчики, что сделало возможным создание первых боевых подразделений:

  • 919-й военно-транспортный полк, 1 мая 1959 г.;
  • 910-й учебный полк, 30 сентября 1959 г.;
  • Учебная школа ВВС, 30 сентября 1959 г.

К этому моменту численность Департамента ВВС составила уже 650 человек, включая инструкторов, летчиков, парашютистов и примерно 50 курсантов, которые проходили обучение на МиГ-17 в Китае. Численность самолетов увеличилась с 10 до 26.

Новое вооружение и структура

Следующим шагом по усилению ударных возможностей ВВС стало поступление на вооружение истребителей МиГ-21Ф-13 и J-6 в конце 1965 и феврале 1969 г. соответственно.

24 марта 1967 г. было решено создать 371-ю авиационную дивизию, в которую вошли 921-й, 923-й и 919-й полки. За ней последовали еще два подобных соединения: 372-я авиационная дивизия (создана 15 сентября 1975 г.), из 937, 918 и 917 полков, а спустя два дня появилась 370-я авиационная дивизия, которая состояла из 925 истребительного полка (ИАП), 917 смешанного авиационного полка, и бывших южновьетнамских подразделений. 31 мая 1977 г. были созданы войска ПВО. Раздельное существование длилось до 3 марта 1999 г., когда ВВС поглотили все структуры, отвечающие за ПВО, тем самым два вида вооруженных сил снова воссоединились.

Отбор личного состава и обучение

Во Вьетнаме каждый мужчина, достигший 18 лет, должен отслужить в армии, срок службы обычно составляет 18 месяцев. Те, кто желают продолжить военную службу, могут поступить в военное училище в соответствии со своими пожеланиями. По его окончании курсанту присваивается офицерское звание.

Каждый год порядка 3000 человек подают документы на службу в ВВС, но только 150 из них проходят отбор в Университет ВВС, и из них только одна треть достигает своей цели – стать военным летчиком. Те, кому не посчастливилось пройти отборочные экзамены по физкультуре, а также левши и часто моргающие курсанты, отчисляются.

Обучение летчика-истребителя занимает пять лет. Первые два года ведется теоретическая подготовка и политическая учеба, а оставшиеся годы практические занятия и отработка летных навыков. На вооружении 920 учебного авиаполка «Cam Rahn» (назван в честь провинции и базируется на авиабазе Nha Trang) стоит 18 учебных самолетов Як-52 и десять лицензионных Iak-52 (производства румынской компании Aerostar S A), подаренных Румынией в 2009 г. Здесь курсант проходит первоначальную подготовку.

После успешного окончания этого этапа курсант переводится на авиабазу Dong Tac, где расположена Учебная школа ВВС и 910-й учебный авиаполк «Julius Fucik», на вооружении которого стоят 23 учебно-боевых самолетов (УБС) L-39, на которых проходит углубленное обучение. Эти самолеты поступили в страны тремя партиями. В 1984 г. было получено 24 L-39C, в 2002-2003 гг. к ним добавилось еще десять УБС, а в 2008 г. было приобретено еще четыре L-39C из наличия. Таким образом, общее число L-39C во Вьетнаме достигло 38 единиц. В 2011 г. стало известно, что компания Aero Vodochody получила контракт на капитально-восстановительный ремонт двух L-39C и поставку запчастей для оставшегося парка.

Как только курсанты проходят курс первоначального и углубленного обучения они распределяются по боевым частям. Те курсанты, которые прошли обучение на пилотов вертолетов и транспортных самолетов приступают к обучению либо на вертолетах Bell UH-1H Iroquois 917 вертолетного полка «Dong Tap», базирующегося на международном аэродроме Tan Son Nhat, или на самолетах Ан-2, которые стоят на вооружении 918 полка транспортной авиации «Hong Ha» с авиабазы Gia Lam. В летном состоянии находится восемь Ан-2, недавно закупленные экземпляры являются самолетами новой постройки, полученными в 2004 г. непосредственно от производителя — компании PZL Mielec. На этой же авиабазе дислоцированы до 15 военно-транспортных самолетов Ан-26 (оставшиеся экземпляры из 50 единиц, закупленных в 1981-1984 гг.) и один самолет морской патрульной авиации PZL Mielec M-28B Bryza 1R. Два подобных самолета были закуплены в 2005 г., но один был потерян в результате летного происшествия. К ним добавились три самолета CASA C212-400 вьетнамской морской полиции, первый из которых был поставлен в августе 2011 г., оставшаяся пара должна быть получена в 2012 г.

Операционные доктрины

ВВС Вьетнама отвечают за защиту воздушного пространства страны и прилегающих акваторий. Ни армия, ни флот не имеют ударных авиационных систем. Задачи, стоящие перед ВВС, весьма значительны, но финансовые ресурсы ограничены и должны тщательно распределяться. Официально данные о численности авиационного парка и дислокации никогда не раскрывались, ни один самолет не несет знаков подразделений, что делает установление реального положения дел весьма сложной задачей. Потенциальные противники могут только догадываться о реальной силе вьетнамских ВВС.

Для вьетнамцев наиболее вероятной угрозой являются ВМС и морская авиация КНР. Имеются территориальные споры относительно принадлежности некоторых островов в Южно-Китайском море, в особенности по вопросу островов Спратли, которые в прошлом приводили к военным столкновениям, в частности, т.н. «битве за Парасельские острова» в 1974 г. и стычке у Южного Рифа 14 лет спустя. В результате ВВС Вьетнама оптимизированы на нейтрализацию угроз с моря. Видавшие виды истребители-бомбардировщики Су-22, вооруженные устаревшими ракетами Х-25 30-летней давности не могут обеспечить действенного сдерживания. Необходимость поражать цели на большом расстоянии от побережья привели к закупке истребителей Су-27 и Су-30, вооруженных ракетами Х-29 и Х-31.

Для патрулирования акватории в 2008 г. была создана Береговая охрана, на вооружение которой поступили патрульные самолеты CASA C212-400. Береговая охрана входит в состав Пограничной службы.

Штаб ВВС Вьетнама в Ханое контролирует интегрированную сеть ПВО, которую составляют несколько линий эшелонов, связанных между собой системой обмена данными. Они состоят из порядка 80 РЛС, 24 из которых относятся к типу П-18, смонтированные на шасси грузовиков «Урал». Каждый элемент системы мобилен, что позволяет разворачивать РЛС на всей территории страны, затрудняя их поражение.

В мирное время большинство РЛС расположены на территории или в окрестностях авиабаз, военных городков или складов. РЛС подключены к значительным силам ЗРК, которые насчитывают 3200 ракет всех типов, от ПЗРК «Игла-С» до ЗРК большой дальности С-300ПМУ-1. Кроме ЗРК на вооружении противовоздушной обороны имеется примерно 300 зенитных орудий калибров 23, 37 и 57 мм.

Перспективы

Находясь в зависимости от объема финансирования, главкомат ВВС имеет амбициозные планы по модернизации, включая развертывание четырех истребительных полков на истребителях Су с целью усиления возможностей по поражению надводных целей. Этот парк, численностью 45 истребителей Су-27/30, полученных из России, должен стать становым хребтом ударных и оборонительных сил ВВС Вьетнама, но кроме того, если все пойдет согласно планам, к ним прибавится другой продукт КБ Сухого – бомбардировщик Су-34. Данных о заказе на него нет, но имеется желание заменить устаревшие Су-22 современным Су-34, который преимущественно является морским ударным самолетом, как только Су-34 будет поставляться на экспорт.

Наиболее многочисленным самолетом ВВС Вьетнама является МиГ-21, планируется продолжить его эксплуатацию еще на протяжении пяти-десяти лет, после чего он будет заменен другим типом легкого истребителя, возможно JAS-39 Gripen, который уже стоит на вооружении ВВС Таиланда.

Планируется замена УБС L-39 более новым самолетом, это будет российский Як-130, это самолет, к выбору которого склоняется правительство. Планами предусмотрена закупка 12 Як-130 в период между 2015 и 2025 гг. Но этот учебно-боевой самолет углубленной подготовки летного состава не был одобрен вьетнамскими летчиками, которые имели возможность испытать его в России в 2011 г. Таким образом наблюдается конкуренция за право выполнить этот заказ с модернизированным L-39 — L-159 ALCA, чьи шансы на победу выглядят предпочтительнее.

Кроме того, с целью создания более мощного соперника Китаю и получения преимущество от ведения сетецентричных боевых действий как средства усиления свих сил, рассматривается возможность приобретения не менее двух самолетов ДРЛОУ. Недавно появившийся CASA EC-295 является наиболее предпочтительным вариантом.

Оригинал публикации: Protecting the sky of the Motherland — Air Forces Monthly, March 2012

Перевод Андрея Фролова

Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Яндекс
Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Одноклассники